Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2012 ПО ДЕЛУ N А65-5035/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N А65-5035/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 29 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Александрова А.И., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Нечаева Ю.Н., доверенность от 21.08.2012 г.,
от третьих лиц:
от ТУФА по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ГКУ Республики Татарстан "Зеленодольское лесничество" - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" - извещен, не явился,
от Билалова Расима Карамовича - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования Зеленодольского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2012 г. по делу N А65-5035/2012 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск,
третьи лица:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань,
Государственное казенное учреждение Республики Татарстан "Зеленодольское лесничество", п. Васильево. Зеленодольский район, Республика Татарстан,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
Билалов Расим Карамович, г. Казань,
о признании недействительным постановления,

установил:

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету Муниципального образования Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск (далее ответчик) о признании постановления от 06.10.2010 года N 2101 "О предоставлении земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину РФ Билалову Расиму Карамовичу для ведения личного подсобного хозяйства" недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2012 г. по делу N А65-5035/2012 заявленное требование удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленного требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Довод ответчика о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд является необоснованным, поскольку суд первой инстанции в соответствии с предоставленными ему процессуальными полномочиями рассмотрел ходатайство заявителя и восстановил пропущенный срок. В соответствии со ст. 115 АПК РФ может быть обжаловано только определение об отказе в восстановлении пропущенного срока.
Основания для пересмотра выводов суда первой инстанции об обоснованности ходатайства о восстановлении пропущенного срока у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Как следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 06.04.2010 г. N 2101 предоставлен в аренду сроком на 5 (пять) лет гражданину Билалову Расиму Карамовичу земельный участок из земель населенных пунктов площадью 900 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, п.г.т. Васильево, ул. Лесная, с кадастровым номером 16:20:010120:93, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, в границах, согласно прилагаемого кадастрового паспорта от 16.08.2010 г. N 1600/301/10-365920.
На основании указанного постановления, между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и гражданином Билаловым Р.К. заключен договор аренды земельного участка N Зем-1-406а от 21.10.2010 г. сроком на пять лет.
В силу пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (п. п. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377 утверждены правила проведения лесоустройства.
Лесоустройство включает в себя:
- а) проектирование лесничеств и лесопарков;
- б) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- в) проектирование лесных участков;
- г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;
- д) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
- е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Зеленодольское лесничество" от 1968, 1981, 1991, 2001-х годов лесной участок находящийся в выделе 15 квартала 64 Айшинского участкового лесничества является землями лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством серии 16-АЕ N 377051 от 18.12.2009 г. (л.д. 36).
Лесной кодекс Российской Федерации различает защитные леса, эксплуатационные и резервные леса.
Защитные леса подлежат сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ст. 102 ЛК РФ, к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ "Зеленодольское лесничество", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2009 N 151, земли лесного фонда, находящиеся на территории ГКУ "Зеленодольское лесничество", по целевому назначению являются защитными, категория защитности - лесопарковые зоны.
Статьями 102 - 107 ЛК РФ предусматривается усиленный правовой режим охранных лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация права федеральной собственности на данный земельный участок подтверждается свидетельством от 18.12.2009 года серия 16-АЕ N 377051.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастрового плана территории), земельный участок по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, пгт. Васильево, ул. Лесная, отнесен к землям населенных пунктов.
Из представленной Казанским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" схемы расположения земельного участка выдела 15 квартала 64 Айшинского участкового лесничества ГКУ "Зеленодольское лесничество" в системе координат, соответствующей системе межевого плана относительно границ лесного фонда, следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:20:010120:93 площадью 900 кв. м находится в границах земель лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, ответчик не представил доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 ст. 8 ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
В силу ч. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 01.01.2010 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования.
Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов происходит по воле и в интересах Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что осуществленное без соблюдения предусмотренной законом процедуры, отнесение спорных участков к землям населенных пунктов, при осуществлении кадастрового учета, правообразующего значения не имеет.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, даже в случае смены категории земель, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью.
Довод ответчика о том, что Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является ненадлежащим заявителем по делу является несостоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 96 ЛК РФ, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, каковым и является заявитель по делу.
Установленные судом в настоящем деле обстоятельства позволяют сделать вывод об обоснованности заявленного требования.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 июня 2012 г. по делу N А65-5035/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)