Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2013 N 33-9879/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. N 33-9879/2013


Судья: Доценко И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Черкуновой Л.В.,
судей Вачковой И.Г., Набок Л.А.,
при секретаре М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя К., Д. - М.Л. (по доверенности) на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования К., Д. к Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

К., Д. обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доли каждому объекты недвижимости по адресу: <адрес>. 04.10.2011 года они обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по указанному адресу, площадью 997 кв.м, в общую долевую собственность за выкуп.
19.12.2012 года министерством представлен истцам для подписания договор купли-продажи земельного участка N/к от 19.12.2012 года. Цена участка была определена Министерством имущественных отношений Самарской области в размере кадастровой стоимости участка в соответствии с действующим на момент подписания договора законодательством, и составила 3404874,64 рубля.
27.12.2012 года истцы направили письмо в адрес ответчика с приложением протокола разногласий относительно цены участка. Протокол разногласий ответчиком отклонен.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", К. и Д. просили суд урегулировать разногласия, возникшие между ними и Министерством имущественных отношений Самарской области при заключении договора купли-продажи земельного участка от 19.12.2012 года N/к и считать указанный договор заключенным на следующих условиях, пункт 2.1 договор изложить в следующей редакции: "Цена участка составляет 81716,99 рублей без НДС".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель К. и Д. - М.Л. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указав, что выкупная цена должна определяться на дату подачи заявления. Истцы обратились в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении спорного земельного участка 04.10.2011 года, т.е. до 01.07.2012 года, следовательно, выкупная цена земельного участка должна составлять 81716,99 руб.
В заседании судебной коллегии представитель истцов - М.Л. (по доверенности) поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истцы Д., К., представитель Министерства имущественных отношений Самарской области (по доверенности) в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 4 ст. 18 закона Самарской области "О земле" в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, и утратившей силу в соответствии с законом Самарской области от 09.11.2012 N 108-ГД, было определено, что до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из материалов дела следует, что К., Д. на основании решения Самарского районного суда г. Самара от 10.11.2010 года являются собственниками по 1/2 доли каждый в праве общей долевой собственности на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, общей площадью 167,7 кв.м (л.д. 9,10).
На основании решения Самарского районного суда г. Самара от 24.03.2011 года К., Д. 21.07.2011 года являются собственниками по 1/2 доли каждый, на объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м (л.д. 7,8).
Судом установлено, что 04 10.2011 года К. и Д. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность, по 1/2 доли каждому земельного участка за выкуп, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 997 кв.м, под индивидуальный жилой дом с приусадебным участком (л.д. 86,87).
24.02.2012 года Департамент управления имуществом г.о. Самара направил в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области в ответ на обращение от
19.01.2012 года письмо о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка площадью 997 кв.м, по адресу: <адрес>, поскольку министерством не представлены все необходимые документы, в связи с чем отсутствуют правовые основания для рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельных участков (л.д. 75-77).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара 17.05.2012 года на основании обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.05.2012 года (л.д. 73, 74) издано распоряжение N об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 997 кв.м, по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N (л.д. 67).
Также судом установлено, что земельный участок, площадью 997 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 11.10.2012 года, ему присвоен кадастровый номер N, кадастровая стоимость земельного участка составляет 3404874,64 рубля (л.д. 61-65).
18.10.2012 года в Министерство имущественных отношений Самарской области поступило заявление К., Д. о приобщении к ранее поданному ими заявлению N-с кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 60).
13.12.2012 года Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ о предоставлении в общую долевую собственность К. и Д. на основании их заявлений земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 997 кв.м, по ? доли каждому (л.д. 16, 48, 49).
19.12.2012 года на основании приказа от 13.12.2012 года Министерством имущественных отношений Самарской области составлен договор купли-продажи N/к испрашиваемого земельного участка, по условиям которого продавец обязуется передать в общую долевую собственность, по ? доли каждому, а покупатели принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, находящийся по адресу: <адрес>, занимаемый отдельно строящими жилыми домами на одну семью до 4 этажей с участком, общей площадью 997 кв.м; цена участка составляет 3404874,64 рубля. Данный договор подписан К., Д., в лице представителя по доверенности ФИО1, с учетом протокола разногласий (л.д. 17-20, 40-43).
27.12.2012 года в Министерство имущественных отношений Самарской области обратились истцы с просьбой пересмотреть цену земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность по договору N/К от 19.12.2012 года, в связи с тем, что заявление о предоставлении земельного участка подано в установленном законом порядке в период действия льготной цены выкупа, а именно 04.10.2011 года (л.д. 23), с приложением протокола разногласий к указанному договору, согласно которого истцы просят установить цену участка в размере 81716,99 рублей без НДС (л.д. 25).
24.01.2013 года Министерство имущественных отношений Самарской области направило истцам ответ на обращение от 27.12.2012 года по вопросу пересмотра цены выкупа земельного участка, из которого следует, что министерством отклонен представленный протокол разногласий, в связи с чем, существенное условие договора купли-продажи о цене считается не согласованным сторонами (л.д. 26,27).
При разрешении спора суд правомерно исходили из того, что выкупная цена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой и должна соответствовать нормативным ставкам, действующим на момент заключения договора (статья 424 ГК РФ).
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку на государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 11.10.2012 г., кадастровый паспорт представлен истцом в Министерство имущественных отношений по Самарской области 18.10.2012 года, т.е. после 01.07.2012 года, Министерством правомерно определена выкупная цена земельного участка в размере 3404874,64 руб., равном его кадастровой стоимости, так как объектом купли-продажи, в соответствии со ст. 37 ЗК РФ, могут являться земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Доводы представителя К., Д. - М.Л., изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности решения суда повторяют обстоятельства, на которые истцы и их представитель ссылались в исковом заявлении и в суде в ходе судебного разбирательства по данному делу и которые являлись предметом исследования и оценки суда, мотивы принятия решения об отказе в иске подробно судом изложены.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К., Д. - М.Л. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)