Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А63-15998/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А63-15998/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901) - Лянгузовой С.Н. (доверенность от 29.01.2013), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" (ИНН 2636087787, ОГРН 1092635001546), заинтересованного лица - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2013 (судья Говорун А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.) по делу N А63-15998/2012, установил следующее.
ООО "Фолиант-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) о признании недействительным постановления администрации города Ставрополя от 28.08.2012 N 2677 "Об отмене постановлений администрации города Ставрополя от 30.06.2011 N 1753 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" места размещения объектов торговли по ул. Шаумяна, 1 в квартале 46", от 05.08.2011 N 2158 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" земельного участка для строительства объектов торговли по ул. Шаумяна, 1 в квартале 46" (далее - постановление от 28.08.2012 N 2677).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Постановление от 28.08.2012 N 2677 признано недействительным. Судебные акты мотивированы следующим. Решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 N 84 "Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах" (далее - решение от 29.06.2011 N 84) определено, что предоставление земельных участков для строительства объектов торговли осуществляется с учетом их разрешенного использования исключительно на торгах. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с момента его официального опубликования (05.07.2011). Постановлением администрации от 30.06.2011 N 1753 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Фолиант-Сервис" места размещения объектов торговли по ул. Шаумяна, 1 в квартале 46" (далее - постановление от 30.06.2011 N 1753) обществу утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта торговли. Поскольку процедура выбора земельного участка завершена до момента вступления в силу решения от 29.06.2011 N 84, основания для отмены постановления от 30.06.2011 N 1753 отсутствовали. С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 52, 65 Устава города Ставрополя и создает обществу препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. В удовлетворении требований заявителя к комитету градостроительства отказано, поскольку названный орган не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам просит отменить решение и апелляционное постановление. По мнению подателя жалобы, с момента вступления в силу решения от 29.06.2011 N 84 отсутствовали основания для дальнейшей подготовки документов о предоставлении обществу земельного участка без проведения торгов. В целях контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления ненормативный правовой акт (статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В заседании представитель администрации просил отменить решение и апелляционное постановление.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены (изменения) судебных актов отсутствуют.
Как видно из материалов дела, постановлением от 30.06.2011 N 1753 утвержден акт выбора земельного участка, обществу согласовано место размещения объектов торговли на земельном участке площадью 2074 кв. м, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Шаумяна, 1, в квартале 46 (л. д. 10).
Земельный участок, предназначенный для строительства объектов торговли, поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер 26:12:022307:38; л.д. 15, 16).
Постановлением от 05.08.2011 N 2158 земельный участок площадью 2074 кв. м (кадастровый номер 26:12:022307:38) предоставлен обществу в аренду сроком на 3 года для строительства объектов торговли (л. д. 11).
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (арендодатель) и общество (арендатор) 08.09.2011 подписали договор аренды названного земельного участка (л. д. 12-14). Сведения о государственной регистрации данной сделки в материалах дела отсутствуют.
Постановлением от 28.08.2012 N 2677 постановления от 30.06.2011 N 1753 и от 05.08.2011 N 2158 отменены со ссылкой на статьи 52, 65 Устава города Ставрополя (л. д. 9).
Общество, полагая, что основания для отмены ненормативных правовых актов о предоставлении спорного земельного участка отсутствовали, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления муниципальный правовой акт.
По смыслу названной нормы основанием для отмены ранее принятого ненормативного правового акта является его несоответствие требованиям закона или иных нормативных правовых актов.
В качестве основания для отмены ненормативных правовых актов о предоставлении земельного участка в постановлении от 28.08.2012 N 2677 указаны статьи 52, 65 Устава города Ставрополя, наделяющие главу администрации полномочиями по отмене или приостановлению действия муниципальных правовых актов должностных лиц администрации или ее органов, противоречащих закону.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что администрация не доказала в установленном порядке наличие оснований для отмены ненормативных правовых актов о предоставлении обществу земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 данного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, они не могут быть предоставлены в ином порядке.
Решением от 29.06.2011 N 84 установлено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах в случаях размещения на них (в том числе) объектов торговли. Согласно пункту 3 названный нормативный акт вступает в силу после его официального опубликования в газете "Вечерний Ставрополь".
Суды установили, что решение от 29.06.2011 N 84 опубликовано в указанном печатном издании 05.07.2011.
Юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение о предварительном согласовании обществу места размещения объекта принято 30.06.2011.
Таким образом, нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления земельных участков исключительно на торгах, вступил в силу после утверждения акта выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта, что свидетельствует об отсутствии оснований для его применения к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы администрации отклоняются, поскольку в данном случае орган местного самоуправления должен был учитывать правила, установленные пунктом 8 статьи 31 и пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающие уполномоченного субъекта принять решение о предоставлении земельного участка на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении участка.
Суды всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 по делу N А63-15998/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)