Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Восканяна М.Ж. о признании недействующим пункта 6 части 1 постановления Правительства Камчатского края от 17 мая 2012 года N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
17 мая 2012 года Правительством Камчатского края принято постановление N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", текст которого опубликован в издании "Официальные Ведомости" 22 мая 2012 года, N 151.
Частью 1 постановления установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22 ноября 2010 года N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах при их использовании для строительства объектов капитального строительства, в частности, объектов общественного питания (пункт 6 части 1).
Восканян М.Ж. обратился в Камчатский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 части 1 постановления, полагая, что он противоречит пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, поскольку исключает возможность предоставления гражданам земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта.
Восканян М.Ж. указал, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 27 сентября 2012 года N 03/7449-01-09 ему отказано в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта под строительство кафе со ссылкой на пункт 6 части 1 названного выше постановления.
Решением Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года в удовлетворении заявления Восканяна М.Ж. отказано.
В апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев Правительство Камчатского края установило постановлением от 17 мая 2012 года N 225-П, определив, в частности, что для строительства объектов общественного питания предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах (пункт 6 части 1 постановления).
Разрешая заявление Восканяна М.Ж., оспаривающего пункт 6 части 1 постановления, суд проанализировал положения статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статей 13, 17, 18 Устава Камчатского края, постановления Губернатора Камчатского края от 26 декабря 2007 года N 330 "О разграничении полномочий между Губернатором Камчатского края, Правительством Камчатского края и иными исполнительными органами государственной власти Камчатского края", Закона Камчатского края от 22 ноября 2010 года N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" и пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Камчатского края от 17 мая 2012 года N 225-П принято в пределах полномочий, его пункт 6 части 1 не противоречит пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ и не нарушает прав заявителя.
Вывод суда мотивирован, основан на законе, анализ которого приведен в решении, оснований для несогласия с ним Судебная коллегия не усматривает.
Суд обоснованно не согласился с доводами заявителя об установлении оспариваемой нормой неравных условий предоставления земельных участков в связи с неравным финансово-экономическим положением участников правоотношений, нарушении принципа справедливости, правильно указав, что оспариваемая норма, предусматривая предоставление земельных участков для строительства объектов общественного питания исключительного на торгах, напротив, предполагает создание равных условий предоставления земельных участков для всех хозяйствующих субъектов, а их неравное финансово-экономическое положение не свидетельствует о нарушении принципа справедливости при предоставлении земельных участков по результатам торгов.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Восканяна М.Ж., аналогичным заявлявшимся при обращении в суд и получившим оценку суда. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба и дополнение к ней, не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.06.2013 N 60-АПГ13-4
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. N 60-АПГ13-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Восканяна М.Ж. о признании недействующим пункта 6 части 1 постановления Правительства Камчатского края от 17 мая 2012 года N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
17 мая 2012 года Правительством Камчатского края принято постановление N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", текст которого опубликован в издании "Официальные Ведомости" 22 мая 2012 года, N 151.
Частью 1 постановления установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22 ноября 2010 года N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах при их использовании для строительства объектов капитального строительства, в частности, объектов общественного питания (пункт 6 части 1).
Восканян М.Ж. обратился в Камчатский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 6 части 1 постановления, полагая, что он противоречит пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, поскольку исключает возможность предоставления гражданам земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта.
Восканян М.Ж. указал, что письмом Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 27 сентября 2012 года N 03/7449-01-09 ему отказано в предоставлении земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта под строительство кафе со ссылкой на пункт 6 части 1 названного выше постановления.
Решением Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года в удовлетворении заявления Восканяна М.Ж. отказано.
В апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев Правительство Камчатского края установило постановлением от 17 мая 2012 года N 225-П, определив, в частности, что для строительства объектов общественного питания предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах (пункт 6 части 1 постановления).
Разрешая заявление Восканяна М.Ж., оспаривающего пункт 6 части 1 постановления, суд проанализировал положения статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статей 13, 17, 18 Устава Камчатского края, постановления Губернатора Камчатского края от 26 декабря 2007 года N 330 "О разграничении полномочий между Губернатором Камчатского края, Правительством Камчатского края и иными исполнительными органами государственной власти Камчатского края", Закона Камчатского края от 22 ноября 2010 года N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" и пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Камчатского края от 17 мая 2012 года N 225-П принято в пределах полномочий, его пункт 6 части 1 не противоречит пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса РФ и не нарушает прав заявителя.
Вывод суда мотивирован, основан на законе, анализ которого приведен в решении, оснований для несогласия с ним Судебная коллегия не усматривает.
Суд обоснованно не согласился с доводами заявителя об установлении оспариваемой нормой неравных условий предоставления земельных участков в связи с неравным финансово-экономическим положением участников правоотношений, нарушении принципа справедливости, правильно указав, что оспариваемая норма, предусматривая предоставление земельных участков для строительства объектов общественного питания исключительного на торгах, напротив, предполагает создание равных условий предоставления земельных участков для всех хозяйствующих субъектов, а их неравное финансово-экономическое положение не свидетельствует о нарушении принципа справедливости при предоставлении земельных участков по результатам торгов.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Восканяна М.Ж., аналогичным заявлявшимся при обращении в суд и получившим оценку суда. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба и дополнение к ней, не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)