Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2154/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2013 по делу N А70-8783/2012 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Гаражного кооператива "Сила" (ОГРН 1037200566039, ИНН 7202094501)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
о признании незаконным отказа,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Гаражный кооператив "Сила" (далее по тексту - ГК "Сила", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления, изложенного в сообщении от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, в государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по адресу: г. Тюмень, ул. Северная с кадастровым номером 72:23:0218001:0135.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ГК "Сила" требования в полном объеме, признав незаконным оспариваемый отказ Управления и обязав Управление Росреестра по Тюменской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию за ГК "Сила" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 площадью 1190 кв. м, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Северная.
При этом арбитражный суд исходил из незаконности действий Управления, указав, что фактически Управлением Росреестра по Тюменской области оспаривается не наличие у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а возможность произвести его государственную регистрацию в настоящее время, в период действия норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Тюменской области указывает, что при обращении в Управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный выше земельный участок ГК "Сила" в качестве правоустанавливающего документа представлено распоряжение Администрации города Тюмени от 19.11.1996 N 2255. При этом типовой акт, подтверждающий государственную регистрацию до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права постоянного (бессрочного) пользования ГК "Сила" на указанный земельный участок, на государственную регистрацию представлен не был.
Кроме того, податель апелляционной жалобы обращает внимание, что в настоящее время согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ГК "Сила" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Управления Росреестра по Тюменской области - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ГК "Сила", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.11.1996 администрацией города Тюмени издано распоряжение N 2255, в соответствии с пунктом 1 которого земельный участок ориентировочной площадью 0,119 га предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ГК "Сила" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок под существующие 32 гаража по ул. Северной в границах согласно прилагаемой выкопировке из плана города. Согласно пункту 2 распоряжения заказчик обязан оформить в течение месяца со дня регистрации распоряжения госакт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города (л.д. 22).
К указанному распоряжению приложена выкопировка от 03.04.1996 с отображением границ предоставляемого земельного участка (л.д. 23).
Кооператив, полагая, что обладает правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации данного права.
Решением Управления Росреестра по Тюменской области от 13.06.2012, изложенным в сообщении от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, заявителю отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия для оформления прав на земельный участок в целях последующей передачи построенных гаражей в частную собственность членов кооператива, ГК "Сила" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
25.01.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Управлением Росреестра по Тюменской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из содержания сообщения Управления Росреестра по Тюменской области от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 послужило непредставление государственного акта, подтверждающего государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования, оформленного согласно ранее действующему законодательства, а также то обстоятельство, что ГК "Сила" в соответствии с действующим законодательством не является субъектом права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку в настоящее время кооперативам земельные участки на таком праве предоставлены быть не могут (пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные, по сути, доводы изложены Управлением Росреестра по Тюменской области в апелляционной жалобе в обоснование своей позиции, а, кроме того, заявлялись в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и были обосновано отклонены арбитражным судом как несостоятельные.
Так, податель апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что ГК "Сила" не может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку кооператив не является государственным или муниципальным учреждением или федеральным казенным предприятием.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал, что до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации ранее действующее земельное законодательство не предусматривало исключений относительно формы собственности и организационно-правовой формы юридических лиц, которым земельные участки могли быть предоставлены на праве бессрочного (постоянного) пользования.
В рассматриваемом случае земельный участок на указанном праве в период действия Земельного кодекса Российской Федерации не предоставлялся, а был предоставлен кооперативу ранее, распоряжением от 19.11.1996.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что все юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской, не подтверждает обоснованность осуществленного Управлением отказа в государственной регистрации спорного права, поскольку заявлен без учета следующего.
Как обоснованно отмечает ГК "Сила" в отзыве на апелляционную жалобу, в силу абзаца 7 пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Указанная статья признана утратившей силу Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответствующими местными администрациями.
Соответственно, к порядку возникновения и удостоверению права постоянного (бессрочного) пользования подлежат применению соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого 30.11.1994.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является наряду с правом собственности вещным правом, которое в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.
Это право пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (пункт 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с указанным решением производится государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, по верному замечанию суда первой инстанции, право постоянного (бессрочного) пользования возникает на основании решения уполномоченного органа власти, а не на основании типового акта.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.01.1999 N 112 установлено, что государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными. Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Реестре.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования являлся правоподтверждающим документом, а потому для подтверждения существования права, удостоверенного государственным актом, не требуется совершения регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом по существу не оспаривается, государственный акт, удостоверяющий право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, кооперативу не выдавался.
Следовательно, для удостоверения предоставленного распоряжением Администрации города Тюмени права необходимо совершение государственной регистрации. Поскольку в период обращения заявителя за государственной регистрацией права выдача типовых актов не производится, следовательно, удостоверение права постоянного (бессрочного) пользования может быть осуществлено лишь в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При данных обстоятельствах, учитывая содержание приведенных выше правовых норм, кооператив обоснованно обратился к Управлению Росреестра по Тюменской области за государственной регистрацией право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 19.11.1996 о предоставлении земельного участка на таком праве.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие государственного акта не может являться препятствием для государственной регистрации имеющегося у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку такая регистрация будет осуществляться на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 19.11.1996, имеющего в данном случае правоустанавливающий характер. При этом неполучение государственного акта, являющегося, как уже отмечалось, документом правоподтверждающим, заявителем не прекратило право постоянного (бессрочного) пользования, поскольку иное толкование противоречило бы нормам действующего законодательства, регламентирующим основания и порядок возникновения и прекращения вещных прав, в частности, права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд первой инстанции обоснованно также обоснованно обращает внимание, что фактически Управлением Росреестра по Тюменской области оспаривается не наличие у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а возможность произвести его государственную регистрацию в настоящее время, в период действия норм Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения для государственной регистрации возникшего у кооператива ранее права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
При этом материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию спорного права кооперативом, в числе прочего, представлялись заявление, распоряжение Администрации города Тюмени от 19.11.1996, кадастровый план земельного участка от 05.06.2007 N 23/07-5233 (л.д. 59, 60).
Помимо невозможности осуществить государственную регистрацию права за кооперативом по причине отсутствия типового акта, а также того обстоятельства, что кооператив не является лицом, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный участок может быть предоставлен на таком праве, иные основания в оспариваемом отказе Управления не приведены. Не названо таких оснований Управлением Росреестра по Тюменской области ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ГК "Сила" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Росреестра по Тюменской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2013 по делу N А70-8783/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N А70-8783/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N А70-8783/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2154/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2013 по делу N А70-8783/2012 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Гаражного кооператива "Сила" (ОГРН 1037200566039, ИНН 7202094501)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
о признании незаконным отказа,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Гаражный кооператив "Сила" (далее по тексту - ГК "Сила", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления, изложенного в сообщении от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, в государственной регистрации права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по адресу: г. Тюмень, ул. Северная с кадастровым номером 72:23:0218001:0135.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ГК "Сила" требования в полном объеме, признав незаконным оспариваемый отказ Управления и обязав Управление Росреестра по Тюменской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственную регистрацию за ГК "Сила" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 площадью 1190 кв. м, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Северная.
При этом арбитражный суд исходил из незаконности действий Управления, указав, что фактически Управлением Росреестра по Тюменской области оспаривается не наличие у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а возможность произвести его государственную регистрацию в настоящее время, в период действия норм Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Тюменской области указывает, что при обращении в Управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на указанный выше земельный участок ГК "Сила" в качестве правоустанавливающего документа представлено распоряжение Администрации города Тюмени от 19.11.1996 N 2255. При этом типовой акт, подтверждающий государственную регистрацию до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права постоянного (бессрочного) пользования ГК "Сила" на указанный земельный участок, на государственную регистрацию представлен не был.
Кроме того, податель апелляционной жалобы обращает внимание, что в настоящее время согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все остальные юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ГК "Сила" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу Управления Росреестра по Тюменской области - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Тюменской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ГК "Сила", надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.11.1996 администрацией города Тюмени издано распоряжение N 2255, в соответствии с пунктом 1 которого земельный участок ориентировочной площадью 0,119 га предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ГК "Сила" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок под существующие 32 гаража по ул. Северной в границах согласно прилагаемой выкопировке из плана города. Согласно пункту 2 распоряжения заказчик обязан оформить в течение месяца со дня регистрации распоряжения госакт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города (л.д. 22).
К указанному распоряжению приложена выкопировка от 03.04.1996 с отображением границ предоставляемого земельного участка (л.д. 23).
Кооператив, полагая, что обладает правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обратился в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации данного права.
Решением Управления Росреестра по Тюменской области от 13.06.2012, изложенным в сообщении от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, заявителю отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает препятствия для оформления прав на земельный участок в целях последующей передачи построенных гаражей в частную собственность членов кооператива, ГК "Сила" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
25.01.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое Управлением Росреестра по Тюменской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из содержания сообщения Управления Росреестра по Тюменской области от 15.06.2012 N 01/028/2012-160/020252, основанием для отказа заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 послужило непредставление государственного акта, подтверждающего государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования, оформленного согласно ранее действующему законодательства, а также то обстоятельство, что ГК "Сила" в соответствии с действующим законодательством не является субъектом права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку в настоящее время кооперативам земельные участки на таком праве предоставлены быть не могут (пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные, по сути, доводы изложены Управлением Росреестра по Тюменской области в апелляционной жалобе в обоснование своей позиции, а, кроме того, заявлялись в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и были обосновано отклонены арбитражным судом как несостоятельные.
Так, податель апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации считает, что ГК "Сила" не может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку кооператив не является государственным или муниципальным учреждением или федеральным казенным предприятием.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции обоснованно констатировал, что до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации ранее действующее земельное законодательство не предусматривало исключений относительно формы собственности и организационно-правовой формы юридических лиц, которым земельные участки могли быть предоставлены на праве бессрочного (постоянного) пользования.
В рассматриваемом случае земельный участок на указанном праве в период действия Земельного кодекса Российской Федерации не предоставлялся, а был предоставлен кооперативу ранее, распоряжением от 19.11.1996.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что все юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской, не подтверждает обоснованность осуществленного Управлением отказа в государственной регистрации спорного права, поскольку заявлен без учета следующего.
Как обоснованно отмечает ГК "Сила" в отзыве на апелляционную жалобу, в силу абзаца 7 пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Указанная статья признана утратившей силу Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", в соответствии с которым полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответствующими местными администрациями.
Соответственно, к порядку возникновения и удостоверению права постоянного (бессрочного) пользования подлежат применению соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого 30.11.1994.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является наряду с правом собственности вещным правом, которое в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре.
Это право пользования земельным участком предоставляется юридическим лицам на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (пункт 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с указанным решением производится государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, по верному замечанию суда первой инстанции, право постоянного (бессрочного) пользования возникает на основании решения уполномоченного органа власти, а не на основании типового акта.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.01.1999 N 112 установлено, что государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными. Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Реестре.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 указанного Федерального закона предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
С учетом содержания процитированных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования являлся правоподтверждающим документом, а потому для подтверждения существования права, удостоверенного государственным актом, не требуется совершения регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом по существу не оспаривается, государственный акт, удостоверяющий право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, кооперативу не выдавался.
Следовательно, для удостоверения предоставленного распоряжением Администрации города Тюмени права необходимо совершение государственной регистрации. Поскольку в период обращения заявителя за государственной регистрацией права выдача типовых актов не производится, следовательно, удостоверение права постоянного (бессрочного) пользования может быть осуществлено лишь в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При данных обстоятельствах, учитывая содержание приведенных выше правовых норм, кооператив обоснованно обратился к Управлению Росреестра по Тюменской области за государственной регистрацией право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 72:23:0218001:0135 на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 19.11.1996 о предоставлении земельного участка на таком праве.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие государственного акта не может являться препятствием для государственной регистрации имеющегося у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку такая регистрация будет осуществляться на основании распоряжения Администрации города Тюмени от 19.11.1996, имеющего в данном случае правоустанавливающий характер. При этом неполучение государственного акта, являющегося, как уже отмечалось, документом правоподтверждающим, заявителем не прекратило право постоянного (бессрочного) пользования, поскольку иное толкование противоречило бы нормам действующего законодательства, регламентирующим основания и порядок возникновения и прекращения вещных прав, в частности, права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд первой инстанции обоснованно также обоснованно обращает внимание, что фактически Управлением Росреестра по Тюменской области оспаривается не наличие у кооператива права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а возможность произвести его государственную регистрацию в настоящее время, в период действия норм Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как действующим законодательством не установлены какие-либо ограничения для государственной регистрации возникшего у кооператива ранее права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
При этом материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию спорного права кооперативом, в числе прочего, представлялись заявление, распоряжение Администрации города Тюмени от 19.11.1996, кадастровый план земельного участка от 05.06.2007 N 23/07-5233 (л.д. 59, 60).
Помимо невозможности осуществить государственную регистрацию права за кооперативом по причине отсутствия типового акта, а также того обстоятельства, что кооператив не является лицом, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельный участок может быть предоставлен на таком праве, иные основания в оспариваемом отказе Управления не приведены. Не названо таких оснований Управлением Росреестра по Тюменской области ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ГК "Сила" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Росреестра по Тюменской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2013 по делу N А70-8783/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)