Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1441/2013
на решение от 26.12.2012
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-24792/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" (ИНН 2539086940, ОГРН 1072539007749, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.11.2007) о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае;
- при участии:
- от Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый": представитель Соколов А.Е. по доверенности от 10.012013, сроком действия три года, с правом передоверия; паспорт;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: не явились.
установил:
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" (далее по тексту - СПК "Тигровый", Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 в отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, д. 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство и об обязании Департамента обратиться в администрацию г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, с заключением договора аренды (последующим предоставлением земельного участка в собственность).
Определениями от 15.11.2012, 06.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", а также Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Росимущество").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 признано незаконным решение Департамента от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал Департамент обратиться в администрацию г. Владивостока, для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 26.12.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент настаивает на правомерности оспариваемого отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка, ссылаясь на тот факт, что участок находится на территории лесного фонда Лазурного участкового лесничества, следовательно, относится к федеральной собственности, в связи с чем Департамент не полномочен распоряжаться таким участком. Кроме того, испрашиваемый Кооперативом земельный участок находится в зеленой зоне, что исключает возможность ведения дачного хозяйства, являющееся целью СПК "Тигровый". Также Департамент указывает на несоблюдение Кооперативом процедуры обращения, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему Департамента имущественных отношений Приморского края.
При этом Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Принимая во внимание, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, судебная коллегия считает необходимым произвести процессуальное правопреемство и заменить Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Представитель Кооператива в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы Департамента возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
12.07.2012 Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 100000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7 для целей, не связанных со строительством, под садоводство.
Письмом от 03.08.2012 N 29/06/02-14/16457 в предоставлении земельного участка было отказано. В обоснование отказа Департамент указал, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 22 части выделов 5,6,7,8,9, в квартале 23 части выделов 1,12,13,14 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защитности - лесопарковая зона), при этом Департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.
Департамент также указал, что согласно пункту 2 статьи 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным кодексом и Федеральным законом N 66-ФЗ и поскольку кооперативом не соблюдена процедура обращения с заявлением, предоставить в аренду земельный участок, испрашиваемый заявителем, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 данной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ определено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе, в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно материалов дела в рассматриваемом случае одним из оснований отказа СПК "Тигровое" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7, послужил вывод об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, полагает ошибочным вывод Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о принадлежности испрашиваемого заявителем земельного участка к землям лесного фонда на основании следующего:
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Так выписка из государственного лесного реестра не подтверждает факт установления границ лесных участков, расположенных во Владивостокском лесничестве, в ней содержится лишь описание местоположения участковых лесничеств, с указанием их общей площади, вида целевого назначения, а также вида разрешенного использования лесов.
Таким образом, Департамент в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представил суду доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок является участком лесного фонда.
Выкопировка из планшета Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества по результатам лесоустройства также законно и обоснованно не принята судом в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда, поскольку названная выкопировка не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, в соответствии со статьями 67 и 68 АПК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края и были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в материалы дела ни в суде первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы, представлено не было, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с утверждением Генерального плана Владивостокского городского округа и изменением границ населенного пункта спорный земельный участок перестал относиться к землям лесного фонда.
Согласно КПТ от 22.11.2011 N 25/00-11-130030, испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7, относится к категории земель населенных пунктов, что не препятствует предоставлению указанного земельного участка для целей ведения садоводства.
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в категории земель поселений (земли населенных пунктов) подтверждается данными кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru/Portal/) - портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Учитывая вышеизложенное подлежат отклонению ссылка Департамента на пункт 2 статьи 81 ЗК РФ, а также утверждение о том, что земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям только из земель сельскохозяйственного назначения является необоснованными.
Кроме того, согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 2683 от 07.06.2012, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, (Ж-4).
Согласно ст. 25.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа основным видом разрешенного использования данной территориальной зоны, является, в том числе, ведение садоводства и дачного хозяйства.
Довод департамента о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку положения Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Другое толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Не может коллегия апелляционного суда согласиться и доводами Департамента о несоблюдении Кооперативом процедуры обращения, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", поскольку утверждение списка граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о незаконности решения Департамента об отказе в предоставлении СПК "Тигровый" земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская, д. 7 в г. Владивостоке.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе, государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Заявленные Кооперативом требования удовлетворены Арбитражным судом Приморского края законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае мерой, способствующей восстановлению нарушенного права заявителя, будет являться обязание Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края обратиться в администрацию г. Владивостока, для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 по делу N А51-24792/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2013 N 05АП-1441/2013 ПО ДЕЛУ N А51-24792/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2013 г. N 05АП-1441/2013
Дело N А51-24792/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
апелляционное производство N 05АП-1441/2013
на решение от 26.12.2012
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-24792/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый" (ИНН 2539086940, ОГРН 1072539007749, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.11.2007) о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
- третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае;
- при участии:
- от Садоводческого потребительского кооператива "Тигровый": представитель Соколов А.Е. по доверенности от 10.012013, сроком действия три года, с правом передоверия; паспорт;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: не явились.
установил:
Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" (далее по тексту - СПК "Тигровый", Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 в отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, д. 7, в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство и об обязании Департамента обратиться в администрацию г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, с заключением договора аренды (последующим предоставлением земельного участка в собственность).
Определениями от 15.11.2012, 06.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", а также Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Росимущество").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 признано незаконным решение Департамента от 03.08.2012 N 29/06/02-04/16457 об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал Департамент обратиться в администрацию г. Владивостока, для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 26.12.2012. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент настаивает на правомерности оспариваемого отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка, ссылаясь на тот факт, что участок находится на территории лесного фонда Лазурного участкового лесничества, следовательно, относится к федеральной собственности, в связи с чем Департамент не полномочен распоряжаться таким участком. Кроме того, испрашиваемый Кооперативом земельный участок находится в зеленой зоне, что исключает возможность ведения дачного хозяйства, являющееся целью СПК "Тигровый". Также Департамент указывает на несоблюдение Кооперативом процедуры обращения, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему Департамента имущественных отношений Приморского края.
При этом Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Принимая во внимание, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, судебная коллегия считает необходимым произвести процессуальное правопреемство и заменить Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Представитель Кооператива в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы Департамента возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
12.07.2012 Садоводческий потребительский кооператив "Тигровый" обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 100000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7 для целей, не связанных со строительством, под садоводство.
Письмом от 03.08.2012 N 29/06/02-14/16457 в предоставлении земельного участка было отказано. В обоснование отказа Департамент указал, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 22 части выделов 5,6,7,8,9, в квартале 23 части выделов 1,12,13,14 Лазурного участкового лесничества (защитные леса: категория защитности - лесопарковая зона), при этом Департамент не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.
Департамент также указал, что согласно пункту 2 статьи 81 ЗК РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным кодексом и Федеральным законом N 66-ФЗ и поскольку кооперативом не соблюдена процедура обращения с заявлением, предоставить в аренду земельный участок, испрашиваемый заявителем, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пунктом 3 данной статьи установлено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ определено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе, в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно материалов дела в рассматриваемом случае одним из оснований отказа СПК "Тигровое" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7, послужил вывод об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, полагает ошибочным вывод Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о принадлежности испрашиваемого заявителем земельного участка к землям лесного фонда на основании следующего:
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 этого же Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Так выписка из государственного лесного реестра не подтверждает факт установления границ лесных участков, расположенных во Владивостокском лесничестве, в ней содержится лишь описание местоположения участковых лесничеств, с указанием их общей площади, вида целевого назначения, а также вида разрешенного использования лесов.
Таким образом, Департамент в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представил суду доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок является участком лесного фонда.
Выкопировка из планшета Лазурного участкового лесничества Владивостокского лесничества по результатам лесоустройства также законно и обоснованно не принята судом в качестве доказательства расположения спорного земельного участка на территории лесного фонда, поскольку названная выкопировка не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, в соответствии со статьями 67 и 68 АПК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края и были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
При принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в материалы дела ни в суде первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы, представлено не было, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с утверждением Генерального плана Владивостокского городского округа и изменением границ населенного пункта спорный земельный участок перестал относиться к землям лесного фонда.
Согласно КПТ от 22.11.2011 N 25/00-11-130030, испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Артековская, д. 7, относится к категории земель населенных пунктов, что не препятствует предоставлению указанного земельного участка для целей ведения садоводства.
Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в категории земель поселений (земли населенных пунктов) подтверждается данными кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru/Portal/) - портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Учитывая вышеизложенное подлежат отклонению ссылка Департамента на пункт 2 статьи 81 ЗК РФ, а также утверждение о том, что земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям только из земель сельскохозяйственного назначения является необоснованными.
Кроме того, согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 2683 от 07.06.2012, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, (Ж-4).
Согласно ст. 25.1 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа основным видом разрешенного использования данной территориальной зоны, является, в том числе, ведение садоводства и дачного хозяйства.
Довод департамента о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку положения Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Другое толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Не может коллегия апелляционного суда согласиться и доводами Департамента о несоблюдении Кооперативом процедуры обращения, предусмотренной Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан", поскольку утверждение списка граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о незаконности решения Департамента об отказе в предоставлении СПК "Тигровый" земельного участка, расположенного в районе ул. Артековская, д. 7 в г. Владивостоке.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе, государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Заявленные Кооперативом требования удовлетворены Арбитражным судом Приморского края законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае мерой, способствующей восстановлению нарушенного права заявителя, будет являться обязание Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края обратиться в администрацию г. Владивостока, для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 100 000 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Артековская, 7 в долгосрочную аренду сроком на 49 лет под садоводство на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2012 по делу N А51-24792/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)