Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Батршиной Ю.А., Галиева В.А.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску В. <...> к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков,
по апелляционной жалобе представителя Администрации МР <...> РБ И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <...>, которым постановлено:
Исковые требования В. <...> удовлетворить.
Признать право В. <...> на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района <...> и ООО "Дмитриевский" включить В. <...> в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила исковые требования, просила признать право В. на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан; обязать Администрацию муниципального района <...> и ООО "Дмитриевский" включить В. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Иск мотивирован тем, что В. <...> с <...> по настоящее время работает в Дмитриевской средней школе. В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан включена не была.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Норма земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан в <...> РБ установлена в размере <...> га.
Частью 3 ст. 21.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии в решениями трудовых коллективов.
Свое право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ранее не использовала. Никаких денежных выплат за пай не получала.
Истец В. просила суд признать за ней право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан; обязать Администрацию МР <...> РБ и ООО "Дмитриевский" включить ее в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МР <...> РБ <...> ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В соответствии со ст. 197 ГПК РФ решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей.
Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.
На основании ст. 228 ГПК РФ в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении вне судебного заседания каждого отдельного процессуального действия составляется протокол.
Согласно ст. 230 ГПК РФ протоколы составляются секретарем в самом судебном заседании, подписываются секретарем и председательствующим.
В силу п. 5, п.6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются случаи, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело, отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что решение по настоящему спору судом первой инстанции принято 28 марта 2013 г. Однако, ни протокол судебного заседания от 28 марта 2013 г., ни само решение суда не подписаны председательствующим в судебном заседании.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п. 5, п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель Администрации МР <...> РБ <...>., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель ООО Агрофирма "Николаевская" - <...>., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, суду пояснил, что земельный участок зарегистрирован в собственность в <...> году. Земли, принадлежавшие унитарным предприятиям, не подлежали приватизации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 1 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
В. в обоснование своих доводов ссылается на то, что она имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района уфимский район Республики Башкортостан, поскольку с <...> по настоящее время работает учителем в <...> средней школе.
В соответствии с. ч. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в <...>" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
- 1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
- 2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
- 3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
- 4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, к указанной категории относятся граждане, которые в соответствии с действующим на тот период законодательством были включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные решениями трудовых коллективов, и которые в настоящее время проживают на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована.
Граждане, относящиеся к данной категории, включаются в списки лиц, претендующих на бесплатное однократное получение земельной доли, только при наличии личного заявления, поданного в установленном порядке, и документов, подтверждающих их право на бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 1992 года.
Частью 4 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Согласно ч. 5 этой же статьи списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации. Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями:
- - раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
- - реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
- - реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 Постановления Правительства РФ N 86 от 29 декабря 1991 года).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п. п. 1.1, 1.2 Рекомендаций).
Как следует из материалов дела, решением <...> Совета народных депутатов от <...> N <...> совхоз "Дмитриевский" был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское". Согласно п. 3 указанного решения коллективному предприятию "Дмитриевский" было передано в постоянное пользование <...> га земли во владение и распоряжение (л.д. 197).
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от <...> было принято решение:
- - всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Дмитриевского сельсовета <...>; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Дмитриевского сельсовета <...>; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу - включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- - утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета <...> по состоянию на <...>;
- - распределить <...> га земли, переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" на основании решения <...> Совета от <...> согласно утвержденному списку;
- - закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере <...> га (л.д. 80).
Однако, список лиц имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета <...>, утвержденный данным решением, истцом не представлен.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1994 года N 353 в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в <...> был создан совхоз-завод "Дмитриевский". Пунктом 2 данного постановления совхоз-завод был отнесен к государственной собственности (л.д. 52 - 53).
Из Устава, утвержденного первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Башкортостан <...>, следует, что государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод "Дмитриевский" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляются от имени Республики Башкортостан Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Министерством сельского хозяйства РБ.
Кроме того, ч. 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з установлен перечень земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут учитываться при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Это земельные участки:
- 1) переданные в ведение органов местного самоуправления (муниципальных образований);
- 2) не включаемые в размер земельной доли в праве общей собственности на земельный участок по решению общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия);
- 3) используемые для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур, переданных данному хозяйству в аренду;
- 4) переданные или подлежащих включению в фонд перераспределения земель Республики Башкортостан;
- 5) находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, используемый государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием совхоз-завод "Дмитриевский", не может учитываться в составе сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственной организации (предприятия), при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности и на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, так как согласно п. 5 части 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з от 05.01.2004 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки, находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, не учитываются при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что истец не реализовала свое право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) до того, как землю передали государственному унитарному предприятию.
На основании постановления главы администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан N <...> от <...> по договору аренды N <...> от <...> земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью <...> га кадастровый номер <...> находящийся по адресу: <...>, в административных границах СП Дмитриевский" сельсовет, предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от <...> N <...> ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" было разрешено вступить в составе учредителей ООО "Дмитриевский" с внесением в уставной капитал создаваемого общества вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка <...>, находящегося в государственной собственности.
<...> по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <...>, права и обязанности по договору аренды, ранее заключенному с совхоз-завод "Дмитриевский", в полном объеме переданы ООО "Дмитриевский". Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N <...> от <...> ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма "Николаевская" права и обязанности по договору уступки от <...> на земельный участок площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>, находящийся по адресу: РБ, <...>, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, для сельскохозяйственного производства, сроком до <...>. В п. 6 данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации (л.д. 32).
Однако, данный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, следовательно, у ООО Агрофирма "Николаевская" право пользования земельным участком не возникло.
Согласно выписке из ЕГРП от <...> N <...> земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, площадью 117560000 кв. м по адресу: РБ, <...>, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, находится в собственности Республики Башкортостан и предоставлен на праве аренды ООО "Дмитриевский" сроком с <...> по <...>, дата регистрации <...>.
Из письма ООО "Дмитриевский" N <...> от <...> усматривается, что <...> В. обратилась в ООО "Дмитриевский" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ, ей было сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 36 - 38).
Из письма ООО Агрофирма "Николаевская" N <...> от <...> следует, что <...> В. обратилась в ООО Агрофирма "Николаевская" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ, ей было сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 35).
Жители <...> и д. Волково обратились с коллективным письмом в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации. Управление письмом N <...>К от <...> сообщило, что гражданам необходимо предоставить протокол внутрихозяйственной комиссии (л.д. 44 - 46).
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от <...> за N <...> гражданам на их обращение дано разъяснение о необходимости подачи заявления на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения во внутрихозяйственную комиссию (л.д. 39 - 43).
Из письма Администрации сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан от <...> N <...> следует, что внутрихозяйственная комиссия по приватизации земель сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> РБ в период с <...> года по <...> года не создавалась (л.д. 200).
Из архивной справки Архивного отдела Администрации муниципального района <...> РБ от <...> N <...> усматривается, что постановление "О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах Дмитриевского сельсовета <...> РБ" по документам постановлений Администрации Дмитриевского сельсовета <...> РБ за <...> годы, по документам постановлений <...> за <...> года, Администрации муниципального района <...> за <...> года не обнаружено (л.д. 201).
Таким образом, как предусмотрено п. п. 2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ от 15.03.2006 г. (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет <...> РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли, не согласовывала список граждан, имеющих право на получение земельной доли и др. Следовательно, порядок предоставления земельной доли из сельскохозяйственных угодий не соблюден.
В связи с чем, решение общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевский" от <...> является неправомочным и не является подтверждением права на земельную долю по смыслу ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан. Указанное решение от <...> реализовано не было, доказательств приватизации земель истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает в удовлетворении исковых требований В. к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <...> отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований В. <...> к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков, отказать.
Председательствующий
З.Х.ОСЕТРОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.А.ГАЛИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.07.2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Батршиной Ю.А., Галиева В.А.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску В. <...> к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков,
по апелляционной жалобе представителя Администрации МР <...> РБ И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <...>, которым постановлено:
Исковые требования В. <...> удовлетворить.
Признать право В. <...> на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан.
Обязать Администрацию муниципального района <...> и ООО "Дмитриевский" включить В. <...> в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила исковые требования, просила признать право В. на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан; обязать Администрацию муниципального района <...> и ООО "Дмитриевский" включить В. в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Иск мотивирован тем, что В. <...> с <...> по настоящее время работает в Дмитриевской средней школе. В общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан включена не была.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Норма земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан в <...> РБ установлена в размере <...> га.
Частью 3 ст. 21.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии в решениями трудовых коллективов.
Свое право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения ранее не использовала. Никаких денежных выплат за пай не получала.
Истец В. просила суд признать за ней право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в размере <...> га из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан; обязать Администрацию МР <...> РБ и ООО "Дмитриевский" включить ее в общий список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> Республики Башкортостан в размере <...> га.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МР <...> РБ <...> ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В соответствии со ст. 197 ГПК РФ решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей.
Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотрении дела, в том числе судьей, оставшимся при особом мнении. Исправления, внесенные в решение суда, должны быть удостоверены подписями судей.
На основании ст. 228 ГПК РФ в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении вне судебного заседания каждого отдельного процессуального действия составляется протокол.
Согласно ст. 230 ГПК РФ протоколы составляются секретарем в самом судебном заседании, подписываются секретарем и председательствующим.
В силу п. 5, п.6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются случаи, когда решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело, отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что решение по настоящему спору судом первой инстанции принято 28 марта 2013 г. Однако, ни протокол судебного заседания от 28 марта 2013 г., ни само решение суда не подписаны председательствующим в судебном заседании.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права, в силу п. 5, п. 6 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель Администрации МР <...> РБ <...>., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель ООО Агрофирма "Николаевская" - <...>., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, суду пояснил, что земельный участок зарегистрирован в собственность в <...> году. Земли, принадлежавшие унитарным предприятиям, не подлежали приватизации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 1 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з (ред. от 27.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
В. в обоснование своих доводов ссылается на то, что она имеет право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района уфимский район Республики Башкортостан, поскольку с <...> по настоящее время работает учителем в <...> средней школе.
В соответствии с. ч. 3 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в <...>" право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
- 1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов;
- 2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
- 3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
- 4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
- 6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, к указанной категории относятся граждане, которые в соответствии с действующим на тот период законодательством были включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные решениями трудовых коллективов, и которые в настоящее время проживают на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована.
Граждане, относящиеся к данной категории, включаются в списки лиц, претендующих на бесплатное однократное получение земельной доли, только при наличии личного заявления, поданного в установленном порядке, и документов, подтверждающих их право на бесплатную приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 1992 года.
Частью 4 статьи 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Согласно ч. 5 этой же статьи списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий). К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся: принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая); определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации. Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Согласно Указу Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате этой реорганизации предприятия зарегистрировать свою организационно-правовую форму.
Реорганизация колхозов и совхозов могла осуществляться тремя основными путями:
- - раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;
- - реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;
- - реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие).
Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства (п. 9 Постановления Правительства РФ N 86 от 29 декабря 1991 года).
В Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года разъяснено, что основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п. п. 1.1, 1.2 Рекомендаций).
Как следует из материалов дела, решением <...> Совета народных депутатов от <...> N <...> совхоз "Дмитриевский" был преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское". Согласно п. 3 указанного решения коллективному предприятию "Дмитриевский" было передано в постоянное пользование <...> га земли во владение и распоряжение (л.д. 197).
Решением общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" от <...> было принято решение:
- - всех работников, в том числе ушедших на пенсию, постоянно проживающих на территории Дмитриевского сельсовета <...>; лиц, занятых в социальной сфере на селе - работников народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории Дмитриевского сельсовета <...>; а также временно отсутствующих лиц, имеющих право вернуться на работу - включить в списки, имеющих право на получение земельной доли;
- - утвердить список лиц, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета <...> по состоянию на <...>;
- - распределить <...> га земли, переданные в постоянное пользование, владение и распоряжение коллективному сельскохозяйственному предприятию "Дмитриевское" на основании решения <...> Совета от <...> согласно утвержденному списку;
- - закрепить причитающийся пай земли за каждым, согласно утвержденному списку, в размере <...> га (л.д. 80).
Однако, список лиц имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) в составе земель коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" на территории Дмитриевского сельсовета <...>, утвержденный данным решением, истцом не представлен.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 сентября 1994 года N 353 в результате объединения коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевское" и строящегося комплекса по выращиванию и переработке овощей и ягод на замороженную продукцию в <...> был создан совхоз-завод "Дмитриевский". Пунктом 2 данного постановления совхоз-завод был отнесен к государственной собственности (л.д. 52 - 53).
Из Устава, утвержденного первым заместителем министра сельского хозяйства Республики Башкортостан <...>, следует, что государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие совхоз-завод "Дмитриевский" является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан. Функции учредителя предприятия осуществляются от имени Республики Башкортостан Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Министерством сельского хозяйства РБ.
Кроме того, ч. 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з установлен перечень земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут учитываться при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Это земельные участки:
- 1) переданные в ведение органов местного самоуправления (муниципальных образований);
- 2) не включаемые в размер земельной доли в праве общей собственности на земельный участок по решению общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия);
- 3) используемые для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур, переданных данному хозяйству в аренду;
- 4) переданные или подлежащих включению в фонд перераспределения земель Республики Башкортостан;
- 5) находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, используемый государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием совхоз-завод "Дмитриевский", не может учитываться в составе сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственной организации (предприятия), при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности и на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, так как согласно п. 5 части 1 ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан N 59-з от 05.01.2004 г. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" земельные участки, находящиеся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, не учитываются при установлении размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что истец не реализовала свое право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) до того, как землю передали государственному унитарному предприятию.
На основании постановления главы администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан N <...> от <...> по договору аренды N <...> от <...> земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью <...> га кадастровый номер <...> находящийся по адресу: <...>, в административных границах СП Дмитриевский" сельсовет, предоставлен в аренду ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от <...> N <...> ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский" было разрешено вступить в составе учредителей ООО "Дмитриевский" с внесением в уставной капитал создаваемого общества вклада в виде объектов недвижимого имущества по рыночной стоимости и прав по договору аренды земельного участка <...>, находящегося в государственной собственности.
<...> по договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от <...>, права и обязанности по договору аренды, ранее заключенному с совхоз-завод "Дмитриевский", в полном объеме переданы ООО "Дмитриевский". Договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы.
По договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N <...> от <...> ООО "Дмитриевский" уступил ООО Агрофирма "Николаевская" права и обязанности по договору уступки от <...> на земельный участок площадью <...> кв. м, кадастровый номер <...>, находящийся по адресу: РБ, <...>, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, для сельскохозяйственного производства, сроком до <...>. В п. 6 данного договора указано, что настоящий договор подлежит регистрации в Управлении Росреестра по РБ и вступает в силу с момента его государственной регистрации (л.д. 32).
Однако, данный договор не был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, следовательно, у ООО Агрофирма "Николаевская" право пользования земельным участком не возникло.
Согласно выписке из ЕГРП от <...> N <...> земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, площадью 117560000 кв. м по адресу: РБ, <...>, в административных границах СП Дмитриевский сельсовет, находится в собственности Республики Башкортостан и предоставлен на праве аренды ООО "Дмитриевский" сроком с <...> по <...>, дата регистрации <...>.
Из письма ООО "Дмитриевский" N <...> от <...> усматривается, что <...> В. обратилась в ООО "Дмитриевский" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ, ей было сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 36 - 38).
Из письма ООО Агрофирма "Николаевская" N <...> от <...> следует, что <...> В. обратилась в ООО Агрофирма "Николаевская" с заявлением на бесплатное однократное получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в границах СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ, ей было сообщено, что указанные полномочия осуществляются внутрихозяйственной комиссией, но на территории СП Дмитриевский сельсовет МР <...> РБ отсутствуют сельскохозяйственные угодья, подлежащие бесплатной однократной приватизации гражданами, вследствие чего внутрихозяйственная комиссия не создавалась (л.д. 35).
Жители <...> и д. Волково обратились с коллективным письмом в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района <...> Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации. Управление письмом N <...>К от <...> сообщило, что гражданам необходимо предоставить протокол внутрихозяйственной комиссии (л.д. 44 - 46).
Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от <...> за N <...> гражданам на их обращение дано разъяснение о необходимости подачи заявления на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельхозназначения во внутрихозяйственную комиссию (л.д. 39 - 43).
Из письма Администрации сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> Республики Башкортостан от <...> N <...> следует, что внутрихозяйственная комиссия по приватизации земель сельскохозяйственного назначения на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет муниципального района <...> РБ в период с <...> года по <...> года не создавалась (л.д. 200).
Из архивной справки Архивного отдела Администрации муниципального района <...> РБ от <...> N <...> усматривается, что постановление "О бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах Дмитриевского сельсовета <...> РБ" по документам постановлений Администрации Дмитриевского сельсовета <...> РБ за <...> годы, по документам постановлений <...> за <...> года, Администрации муниципального района <...> за <...> года не обнаружено (л.д. 201).
Таким образом, как предусмотрено п. п. 2.1, 3.3 Постановления Правительства РБ от 15.03.2006 г. (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" внутрихозяйственная комиссия на территории сельского поселения Дмитриевский сельсовет <...> РБ не создавалась, районная комиссия не утверждала площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по ГУСП совхоз-завод "Дмитриевский", не согласовывала решение общего собрания граждан, имеющих право на получение земельной доли, не согласовывала список граждан, имеющих право на получение земельной доли и др. Следовательно, порядок предоставления земельной доли из сельскохозяйственных угодий не соблюден.
В связи с чем, решение общего собрания работников коллективного сельскохозяйственного предприятия "Дмитриевский" от <...> является неправомочным и не является подтверждением права на земельную долю по смыслу ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан. Указанное решение от <...> реализовано не было, доказательств приватизации земель истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает в удовлетворении исковых требований В. к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <...> отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований В. <...> к Администрации муниципального района <...> РБ, ООО "Дмитриевский", ООО Агрофирма "Николаевская", ГУСП совхоз - завод "Дмитриевский" о признании права на бесплатное однократное получение земельного пая и включении в списки пайщиков, отказать.
Председательствующий
З.Х.ОСЕТРОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.А.ГАЛИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)