Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.10.2011 N 33-11198/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 г. N 33-11198/2011


Судья: Родивилова Е.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Решетняк М.А.,
Судей Калинниковой О.А., Захарова С.В.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Б. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 08 сентября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Б. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Б. - Ю. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Министерства имущественных отношений по Самарской области Ф. (по доверенности), судебная коллегия

установила:

10.08.2011 г. Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 492,5 кв. м под садоводство. ДД.ММ.ГГГГ Департамент строительства и архитектуры администрации г.о. Самара издал распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории. После этого он обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" для постановки земельного участка на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к ранее поданному пакету документов он представил в Министерство кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, подготовленный ФГУ "Земельная кадастровая палата". Однако, в нарушение установленного порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, решение о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Б. просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в двухнедельный срок со дня предоставления им в министерство кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, решения по его заявлению о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N, площадью 492,00 кв. м, расположенного по адресу: <...>, под садоводство и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по его заявлению в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Б. просит решение суда отменить, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
В соответствии с п. 3.3 Порядка, после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В двухнедельный срок с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- - нарушены права и свободы гражданина;
- - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Б. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: <...>, площадью 492,5 кв. м под садоводство.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры администрации г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ Б. представил в Министерство имущественных отношений кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, подготовленный ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Вместе с тем, судом установлено, что распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Департаментом строительства и архитектуры было принято в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденных Думой г.о. Самара.
Согласно распоряжению испрашиваемый Б. земельный участок расположен в зоне коллективных садоводств и дачных кооперативов. Использование земельного участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования.
Однако, определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ N признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия.
Таким образом, суд правильно указал, что на момент представления Б. кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, у Министерства имущественных отношений отсутствовала достоверная информация о соответствии испрашиваемого заявителем для использования под садоводство земельного участка градостроительному зонированию.
Проверка соответствия расположения земельных участков разрешенным видам их использования, предусмотренных действующими регламентами, является обязательной при решении вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку согласно ст. 9 Закона Самарской области N 94-ГД "О земле", ст. 85 Земельного кодекса РФ, не могут быть предоставлены земельные участки, испрашиваемая цель использования которых не входит в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Установлено также, что 17.06.2011 г. Министерством имущественных отношений Самарской области направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры администрации г.о.Самара о предоставлении сведений о территориальной зоне, в которой находится испрашиваемый земельный участок, в соответствии с действующими Правилами застройки и землепользования, а также о соответствии использования земельного участка под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны.
По сообщению Департамента строительства и архитектуры от 02.09.2011 г. ответ подготовлен и в настоящее время находится на стадии визирования.
Принимая во внимание, что решение по заявлению Б. о предоставлении земельного участка не принято Министерством имущественных отношений в установленный срок по объективным, не зависящим от усмотрения Министерства причинам, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать, что Министерство имущественных отношений незаконно бездействует, нарушая права и свободы заявителя либо создает препятствия к осуществлению им прав и свобод.
С учетом изложенного, суд обоснованно отказал Б. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Б. о неправильной оценке судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, неправильном применении закона по вышеуказанным основаниям несостоятельны.
В силу действующего законодательства, до получения сведений о результатах проверки соответствия расположения испрашиваемого Б. земельного участка разрешенным видам его использования, предусмотренным действующими регламентами, Министерство имущественных отношений Самарской области лишено возможности принять решение по его заявлению.
Суд правильно исходил из того, что формальное истечение установлено Порядком срока принятия решения, в данном случае, не может расцениваться как незаконное бездействие Министерства, поскольку повлечет необоснованное возложение на орган государственной власти обязанности принять решение по заявлению Б., в отсутствии необходимых для этого сведений о соответствии испрашиваемой цели использования земельного участка видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 08 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)