Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-6935/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А41-6935/13


Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от ОАО "Агропромышленная компания "Космодемьянский" - Мацуков В.Е., по доверенности N 127 от 05.10.2012, Ковалев Д.А., по доверенности N 148 от 28.09.2012; от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года по делу N А41-6935/13, по заявлению Открытого акционерного общества "Агропромышленная компания "Космодемьянский" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Агропромышленная компания "Космодемьянский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области от 29.12.2012 г. N МО-12/РКФ-468065; и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 31 9501 кв. м, по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Дороховское, п. Космодемьянский, в отношении которого было подано заявление N 50-0-1-59/3001/2012-10440 от 18.12.2012 г. и межевой план, зарегистрированный органом кадастрового учета 31.08.2012 г. за N 50-0-1-59/3001/2012-10440.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года требования Открытого акционерного общества "Агропромышленная компания "Космодемьянский" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Заявитель направил в заседание своего представителя, который поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Московская область, Рузский район, с.п. Дороховское, п. Космодемьянский.
Постановлением главы Рузского муниципального района Московской области N 1381 от 26.05.2010 г. утверждена схема ОАО "АПК "Космодемьянский" расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью 322 606 кв. м, для сельскохозяйственного производства, из земель государственной неразграниченной собственности, находящегося в п. Космодемьянский, с.п. Дороховское Рузского муниципального района Московской области, категория земель - земли населенных пунктов; ОАО "АПК "Космодемьянский" уполномочено провести государственный кадастровый учет земельного участка.
На основании указанного постановления главы Рузского муниципального района Московской области N 1381 от 26.05.2010 г. заявителем был подготовлен межевой план земельного участка, зарегистрированный органом кадастрового учета 31.08.2012 г. за N 50-0-1-59/3001/2012-10440.
18 декабря 2012 года заявитель обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением N 50-0-1-59/3001/2012-10440 о постановке земельного участка, схема расположения которого утверждена постановлением N 1381 от 26.05.2010 г., на государственный кадастровый учет.
Решением N МО-12/РКФ-468065 от 29.12.2012 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области отказало заявителю в постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, указав на то, что из представленного постановления главы Рузского муниципального района N 1381 от 26.05.2010 г. невозможно однозначно определить местоположение объекта недвижимости относительно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (на представленной схеме отсутствует каталог координат, определяющий местоположение земельного участка); имеются противоречия между сведениями в представленных документах (разделы межевого плана и постановление главы Рузского муниципального района N 1381 от 26.05.2010 г.) в части указания площади образуемого земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в осуществлении кадастрового учета может быть отказано, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного ФЗ.
Частью 8 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Частью 4 статьи 21 указанного Закона запрещено органу кадастрового учета требовать от заявителя или его представителя документы, не установленные этим Законом.
Из содержания Закона в целом и указанной нормы в частности следует, что при проверке сведений об объектах недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено этим Законом, на основании представленных в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено Законом о кадастре, с заявлением в орган кадастрового учета представляются (применительно к постановке на кадастровый учет земельного участка): межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Статьей 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что (ч. 1) в межевой план включается акт согласования местоположения границ земельного участка, также (ч. 2) к межевому плану в определенных случаях прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц. Такие документы являются неотъемлемой частью межевого плана. К межевому плану (ч. 4) прилагаются возражения относительно согласования границ земельного участка.
Иные положения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которыми предусматривается для постановки на кадастровый учет земельного участка подача вместе с заявлением и межевым планом схемы, утвержденной главой района, в качестве самостоятельного документа или в составе приложения к межевому плану, отсутствуют.
Согласно пп. 4 п. 23, ч. 1 п. 27 Требований к подготовке межевого плана (приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412) в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, копии которых включаются в состав приложения к межевому плану.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. На заявителя согласно указанной норме возлагается только обеспечение за его счет выполнения кадастровых работ и обращение с заявлением об обеспечении государственного кадастрового учета земельного участка.
Законодательством какие-либо требования к заявителю в части подготовки подлежащей утверждению органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте не предъявляются.
Кроме того, законодательство также не содержит каких-либо требований, которым должны отвечать схемы расположения земельных участков на кадастровых картах, утверждаемые органами местного самоуправления.
Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает наделение органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений полномочиями расширять предусмотренный этим законом перечень документов, подлежащих направлению в орган кадастрового учета для постановки на кадастровый учет земельного участка вместе с заявлением, межевым планом или в составе последнего.
Таким образом, заявителем в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области был предоставлен надлежащим образом оформленный межевой план, позволяющий осуществить постановку на кадастровый учет формируемого земельного участка, а также необходимый пакет документов.
Как следует из материалов дела, на стр. 21 межевого плана дано заключение кадастрового инженера, согласно которому несоответствие площади земельного участка (31 9501 кв. м) с площадью, указанной в постановлении (32 2606 кв. м), обусловлено тем, что после выхода постановления главы Рузского муниципального района N 1381 от 26.05.2010 г. на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0060205:21, 50:19:0060205:16 и 50:19:0060205:17, расположенные в пределах границ образуемого земельного участка, сведения о которых были учтены.
Министерство экономического развития Письмом от 18.03.2011 г. N 23-1102 указало на то, что необходимо учитывать, что схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ и расхождения в сведениях о земельном участке, содержащихся в схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, и в межевом плане, неизбежны.
Исходя из изложенного апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о несоответствии схемы действующему законодательству.
Заявитель, сформировав земельный участок с меньшей площадью, а именно - 319 501 кв. м, вместо площади, указанной в постановлении - 322 606 кв. м, тем самым не нарушил права третьих лиц в отношении возможного пересечения (наложения) границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0060205:21, 50:19:0060205:16 и 50:19:0060205:17.
В свою очередь, без постановки земельного участка на государственный кадастровый учет заявитель лишен возможности оформить земельные правоотношения по поводу использования земельного участка, необходимого для эксплуатации, принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 14 мая 2013 года по делу N А41-6935/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Л.М.МОРДКИНА
Э.Г.ХОМЯКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)