Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-16333/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N А55-16333/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2012 года по делу N А55-16333/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания", (ОГРН 1056320173360, ИНН 6321152408),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
о признании незаконными заключений и отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными Заключений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории N СП-0/1505-0-1 от 19.10.2011 года, N СП-9/1503-0-1 от 19.10.2011 года, N СП-9/1154-4-1 от 19.10.2011 года, признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1636/10-а от 06 февраля 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 05 сентября 2012 года требования удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконными Заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории N СП-0/1505-0-1 от 19.10.2011 года, N СП-9/1503-0-1 от 19.10.2011 года, N СП-9/1154-4-1 от 19.10.2011 года и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем утверждения схем расположения земельных участков, расположенных по адресам: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/проезд Мальцева, площадью 9,00 кв. м, Самарская область, г. Самара, Советский район, проезд Мальцева (в районе сталелитейного завода), площадью 9, 40 кв. м, Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/ул. 22-го Партсъезда, площадью 8, 80 кв. м.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/1636/10-а от 06 февраля 2012 года, обязав Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления рассмотрения ранее поданных заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/проезд Мальцева, площадью 9,00 кв. м, Самарская область, г. Самара, Советский район, проезд Мальцева (в районе сталелитейного завода), площадью 9,40 кв. м, Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/ул. 22-го Партсъезда, площадью 8,80 кв. м.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что основания, по которым заявителю было оказано в утверждении схемы расположения, а впоследствии и в предоставлении земельных участков, противоречат статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона "О рекламе", статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД, в связи с чем нарушаются права и законные интересы ООО "Поволжская шинная компания".
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований ООО "Поволжская шинная компания", ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Отмечает, что из анализа нормы действующего законодательства следует, что установка рекламных конструкций может осуществляться исключительно на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Податель жалобы указывает, что иного порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, нежели на основе проведенных торгов, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
На основании заключений департамента в утверждении схем земельных участков, в соответствии с пунктом 2.6. Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, министерство обязано было подготовить отказы заявителю в предоставлении вышеуказанных земельных участков.
Отмечает, что заключение департамента на момент отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, не было оспорено и не признано недействительным.
Считает, что вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны министерства каких-либо нарушений норм действующего законодательства.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 06.12.2012 г.).
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает, что заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара были признаны судом незаконными, доказательств обратного Департаментом в рамках судебного разбирательства представлено не было. Ввиду того, что отказ в предоставлении земельных участков был выдан на основании незаконных Заключений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, отказ Министерства имущественных отношений Самарской области также подлежит отмене, как нарушающий права и законные интересы заявителя. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 10 декабря 2012 года до 10 час. 25 мин. 17 декабря 2012 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 17 декабря 2012 года в 10 час. 25 мин.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков под установку временных рекламных щитов, расположенных по адресам: Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/проезд Мальцева, площадью 9,00 кв. м; Самарская область, г. Самара, Советский район, проезд Мальцева (в районе сталелитейного завода), площадью 9, 40 кв. м; Самарская область, г. Самара, Советский район, Заводское шоссе/ул. Двадцать Второго Партсъезда, площадью 8,80 кв. м.
Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев указанные заявления, письмом от 06 февраля 2012 года N 12-1/1636/10-а отказало заявителю в предоставлении земельных участков (л.д. 6 - 7), сославшись на наличие Заключений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-9/1154-4-1, N СП-9/1503-0-1, N СП-9/1505-0-1 о невозможности утверждения схем расположения земельных участков (л.д. 8 - 13).
В соответствии с Заключениями, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указал заявителю на невозможность утверждения схем расположения испрашиваемых земельных участков под установку временных рекламных щитов, в связи с положениями статей 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", предусматривающим единственный способ предоставления земельных участков посредством проведения торгов.
Заявитель, не согласившись с Заключениями Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и отказом Министерства имущественных отношений Самарской области, посчитав их незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
05 сентября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. После утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
При этом, специальные нормы по порядку и форме предоставления земельного участка уполномоченными органами при установке рекламных конструкций, не отменяют обязанности Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по утверждению схемы расположения в целях последующего формирования испрашиваемого участка.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения определены в статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Согласно указанной статье Закона основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов; несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам; наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием; наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам; невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, основания, по которым Обществу было оказано в утверждении схемы расположения, а впоследствии и в предоставлении земельных участков, являются противоречащими статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 19 Федерального закона "О рекламе", статье 4 Закона Самарской области N 16-ГД, в связи с чем нарушающими права и законные интересы заявителя.
Исходя из того, что Заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара являются незаконными, а последующий отказ Министерства имущественных отношений Самарской области был основан на указанных заключениях, он также является незаконным.
Аналогичные выводы содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Поволжская шинная компания".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2012 года по делу N А55-16333/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)