Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-27731/12

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. по делу N А12-27731/12


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "31" января 2013 года
по делу N А12-27731/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель" (400075, г. Волгоград, Серийный проезд, д. 5, ОГРН 1113443007182, ИНН 3443110583)
к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298),
комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679),
муниципальное унитарное предприятие "Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации" (400075, г. Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, д. 1, ОГРН 1023402978543, ИНН 3444015290)
о признании незаконным решения, изложенного в письме N 21-20/7390 от 07.08.2012,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Артель" (далее - ООО "Артель", Общество") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство по управлению имуществом), изложенного в письме от 07.08.2012 N 21-20/7390 о рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью "Артель" о предоставлении в собственность земельного участка, о невозможности предоставления земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, дом 5, кадастровый номер 34:34:03 00 47:9, площадью 23908 квадратных метров в собственность за плату в размере 2,5 процента кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2013 г. требования заявителя удовлетворены. Решение Министерства по управлению имуществом, изложенного в письме от 07.08.2012 N 21-20/7390 признано не соответствующим требованиям пунктов 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство возложена обязанность по устранению допущенного нарушения: в срок 1 месяц со дня вступления в силу настоящего решения устранить допущенные нарушения путем заключения с обществом с ограниченной ответственностью "Артель", договора купли-продажи земельного участка площадью 23908 кв. м, кадастровый номер 34:34:03 00 47:9, расположенного по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, дом 5.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство по управлению имуществом обратились с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
ООО "Артель", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, муниципальное унитарное предприятие "Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации" ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, заявленные ходатайства удовлетворены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, апелляционная инстанция считает ее, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ООО "Артель" на праве собственности принадлежит производственная база в составе зданий и сооружений: двухэтажного производственного здания, четырехэтажного административно-бытового корпуса, одноэтажного здания кпп, неотапливаемых кирпичных складов, общей площадью 9850 кв. м, расположенном по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2011 серии 34-АА N 342778). Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 26.07.2012, земельный участок общей площадью 23908 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:030047:9, расположенный по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, 5, имеет разрешенное использование - производственная база, относится к землям населенных пунктов, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
07.10.2011 г. ООО"Артель" обратилось в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, 5, с кадастровым номером 34:34:030047:9, площадью 23908 квадратных метров по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 27.10.2011 N 18041 комитет земельных ресурсов администрации отказал Обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, мотивируя свое решение отсутствием документов, необходимых для рассмотрения указанного выше обращения.
Общество с ограниченной ответственностью "Артель" 28.06.2012 сопроводительным письмом направило в адрес комитета земельных ресурсов администрации Волгограда справку муниципального унитарного предприятия Центральное межрайонное бюро технической инвентаризации от 22.12.2011 N 562/011, содержащую сведения об объектах, расположенных по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, 5, решение от 23.10.1992 и копию паспорта директора общества с ограниченной ответственностью "Артель" Семичева Е.Г.
Поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, все документы по обращению ООО "Артель" о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, 5, с кадастровым номером 34:34:030047:9, площадью 23908 квадратных метров по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка переданы для рассмотрения и принятия решения в Министерство по управлению имуществом.
Письмом от 07.08.2012 N 21-20/7390 Министерство по управлению имуществом сообщило ООО "Артель" об отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность за плату по цене, равной 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что представленное решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 23.10.1992 N 269 "О приватизации государственного имущества "Волгоградский опытно-механический завод", сданного в аренду" не содержит перечень объектов недвижимого имущества, отчуждаемых из государственной собственности, следовательно, отсутствуют их индивидуально-определенные признаки, позволяющие идентифицировать объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю.
Отказ Министерства в заключении договора купли-продажи земельного участка послужил основанием для обращения Общества в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, обоснованно исходил из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.
Из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконными оспариваемых действий Министерства необходимо установить их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на территориальное управление.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" и постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства") установлено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Учитывая, что ООО "Артель" имеет на испрашиваемом земельном участке в собственности недвижимое имущество, то в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельного участка как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 и включает в себя:
- 1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- 2) копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- 3) копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- 4) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- 5) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок;
- 6) кадастровый паспорт земельного участка;
- 7) копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность истребовать иные документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
Частью 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением перечисленных в данной статье случаев. Из положений статей 15, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество выполнило требования пункта 5 статьи 36 Кодекса и представило в Министерство по управлению имуществом полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Министерство, в нарушение требования статьи 36 Кодекса не решило вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, допустив своим бездействием нарушение прав и законных интересов заявителя.
Довод, приводимый в апелляционной жалобе об отсутствии представления комплекта документации для выкупа земельного участка, также не может быть принят судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено что ООО "Артель" представило все документы, предусмотренные данным перечнем, который не содержит необходимости представления сведений, отсутствие которых послужило отказом в предоставлении обществу спорного земельного участка, мотивы отказа Министерства в предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность не основаны на законе, так как противоречат положениям пунктов 1, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают исключительное право заявителя на приобретение в собственность земельного участка.
Учитывая, что Министерство, в нарушение требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не решило в месячный срок вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность и не направило ему в течение месяца после принятия такого решения проект договора купли-продажи земельного участка, тем самым нарушив права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии Министерства и удовлетворил заявленные обществом требования.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в месячный срок с момента вступления данного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Артель" земельного участка с кадастровым номером 34:34:03 00 47:9 площадью 23908 квадратных метров, расположенного по адресу: город Волгоград, проезд Серийный, дом 5, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил нарушение Министерством порядка предоставления земельных участков, установленного действующим законодательством, а также принял правильное решение в части устранения допущенных нарушение.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.01.2013 года по делу N А12-27731/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу

Председательствующий
И.И.ЖЕВАК

Судьи
М.А.АКИМОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)