Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Т.А. Аппаковой, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-10405/2013
на решение от 10.07.2013
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-13424/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску закрытого акционерного общества "Группа "Восток-Запад" (ОГРН 1082539003513, ИНН 2539025778)
к Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500538444, ИНН 2502012187), Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500539654, ИНН 2502014410), Управлению муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1042500904258, ИНН 2502030316)
о признании недействительными пунктов договора и применении последствий недействительности,
при участии:
- от истца: адвокат Збань И.В. по доверенности от 01.03.2012 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от Администрации Артемовского городского округа: специалист 1 разряда Пестова К.А. по доверенности от 09.01.2013 N 03 сроком до 31.12.2013 со специальными полномочиями;
- от Финансового управления Администрации Артемовского городского округа, Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа представители не явились,
установил:
Закрытое акционерное обществе "Группа "Восток-Запад" (далее - ЗАО "Группа "Восток-Запад") обратилось в арбитражный суд к Администрации Артемовского городского округа, Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа, Управлению муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа с исковым заявлением о признании недействительными: абзацев 2 и 4 пункта 1.1 в части указания категории земель, на которых расположены земельные участки, договора купли-продажи от 12.11.2010 N 1514 находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности истца (далее - договор купли-продажи земельных участков), заключенного ЗАО "Группа "Восток-Запад" и Артемовским городским округом в лице Муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа; пункта 2.1 договора купли-продажи земельных участков; расчета цены выкупа земельных участков (приложение к договору купли-продажи земельных участков) в части установления цены выкупа земельных участков в размере, превышающем 1272709,07 рублей; о применении последствий недействительности части сделки: взыскании с Муниципального образования Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа за счет казны Артемовского городского округа уплаченной разницы выкупной стоимости земельных участков в размере 2725288,32 рублей (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.07.2013 уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2013 с учетом определения об исправлении опечатки от 15.07.2013 признаны недействительными в части указания категории земель абзацы 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков; признан недействительным в части установления цены выкупа спорных земельных участков в размере, превышающем 1272709 рублей 07 копеек пункт 2.1 договора купли-продажи земельных участков; с муниципального образования Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа за счет казны Артемовского городского округа в пользу ЗАО "Группа Восток-Запад" взыскано 2725288 рублей 32 копейки основного долга и 36626 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины; производство по делу в отношении Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа прекращено; в иске к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация Артемовского городского округа обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы ссылается на подготовку постановления о предоставлении истцу земельных участков в собственность на основании данных о категории земельных участков, которые содержались в представленных истцом кадастровых паспортах земельных участков, и на ознакомление истца с содержанием постановления до заключения договора купли-продажи. В этой связи полагает, что избранный истцом способ защиты является неверным ввиду того, что вышеуказанное постановление о предоставлении земельных участков в собственность никем не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.
Также ответчик полагает, что к спорной ситуации не применимы постановления Администрации Приморского края, утвердившие выкупную стоимость земельных участков на территории Приморского края, поскольку 30.12.2010 постановлением Администрации Приморского края были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и земельных участков, которые действовали на момент получения истцом кадастровых паспортов выкупаемых земельных участков и исходя из которых была рассчитана выкупная цена в договоре купли-продажи.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ЗАО "Группа Восток-Запад" на апелляционную жалобу и пояснения по делу, в которых истец просит в удовлетворении жалобы отказать.
Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа, Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей названных ответчиков.
В судебном заседании представитель Администрации Артемовского городского округа заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю. Считает необходимым рассмотреть дело, по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. В обоснование ходатайства представил письмо от 27.08.2013 N 27/608, письмо от 13.09.2013 N 01-1-19/678, ответ от 16.09.2013 N 27/663, письмо от 20.09.2013 N 02-11-06/6178/0111-29.
Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, заявленное ходатайство отклонил в связи с отсутствием оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц на стадии апелляционного производства.
Представитель администрации Артемовского городского округа заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля специалиста ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю.
Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, заявленное ходатайство отклонил, поскольку оно не заявлялось в суде первой инстанции, а также учитывая то обстоятельство, что Администрацией Артемовского городского округа не приведено уважительных причин невозможности его заявления в суде первой инстанции.
Представитель Администрации Артемовского городского округа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 12.11.2010 ЗАО "Группа "Восток-Запад" (покупатель) и Артемовским городским округом в лице Муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (продавец) в порядке статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования заключен договор купли-продажи N 1514 находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности ЗАО "Группа "Восток-Запад".
В соответствии с абзацами 1, 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков продавец обязался передать в собственность, а покупатель - принять и оплатить по цене и на условиях указанного договора следующие земельные участки:
- - земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:27:060101:191, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 119201 кв. м, находящийся примерно в 356 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью;
- - земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:27:060101:192, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 1931 кв. м, находящийся примерно в 1253 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью;
- - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:27:010001:892, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 1588 кв. м, находящийся примерно в 1250 метрах по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1 договора купли-продажи цена земельных участков составила 4018661 рубль 36 копеек.
Из пункта 1.2 договора купли-продажи земельных участков следует, что на участках расположен объект незавершенного строительства (административное здание), назначение: нежилое, площадью застройки 1401,8 кв. м, степенью готовности 17% (лит.А), принадлежащий на праве собственности ЗАО "Группа "Восток-Запад" согласно свидетельству о государственной регистрации права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.03.2010 сделана запись регистрации N 25-25-06/014/2010-306.
Согласно абзацам 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:192 и 25:27:060101:191 относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с кадастровым паспортом от 28.08.2010 N 10-5-0625 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 установлена в размере 427079,27 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 221,17 рублей/кв. м. В соответствии с кадастровым паспортом от 28.08.2010 N 10-5-0626 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:191 составила 26363685,17 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 221,17 рублей/кв. м.
В то же время 14.04.2011 письмом N 02-16-06/1500/01-1-24 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю сообщило истцу об исправлении технической ошибки ГКН и направило кадастровые паспорта от 13.04.2011 N 25/00-1 1-32844 и N 25/00-11-32830 с указанием категории земель, на которых расположены вышеуказанные земельные участки, "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Переход к ЗАО "Группа "Восток-Запад" права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Платежным поручением от 13.11.2010 N 19 покупатель оплатил цену договора в полном объеме.
ЗАО "Группа "Восток-Запад", полагая, что договор купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 N 1514 является недействительной сделкой в части указания категории земель, а также в части установления цены выкупа земельных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в применяемой к договору купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 редакции сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данном случае истцом оспариваются условия договора купли-продажи земельных участков, приобретенных им из муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Судом установлено, что в соответствии со справками Управления архитектуры и градостроительства Администрации Артемовского городского округа от 10.05.2011 N 733 и N 735 земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 согласно Временным Правилам застройки и землепользования Артемовского городского округа и Генеральному плану Артемовского городского округа находятся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения в зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса).
В то же время при заключении спорного договора стороны ошибочно исходили из отнесения земельных участков к категории земель населенных пунктов с учетом сведений, содержащихся в кадастровых паспортах земельных участков, выданных органом кадастрового учета 28.08.2010.
Однако, 14.04.2011 письмом N 02-16-06/1500/01-1-24 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю сообщило истцу об исправлении технической ошибки в ГКН и направило кадастровые паспорта от 13.04.2011 N 25/00-1 1-32844 и N 25/00-11-32830 с указанием категории земель, на которых расположены вышеуказанные земельные участки, "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Соответствующие сведения о категории земель, в состав которых входят земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192, были внесены в ГКН, что подтверждается кадастровыми паспортами, выданными органом кадастрового учета 13.04.2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, подпунктом 13 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, к которым относятся и сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт отнесения того или иного земельного участка к определенной категории земель.
После исправления органом кадастрового учета технической ошибки в сведениях ГКН земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 являются учтенными как земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что абзацы 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков в части указания категории земель, на которых расположены земельные участки, являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ как противоречащие положениям статей 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 87 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 в соответствии с указанным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы права следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Приобретение истцом расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 объекта незавершенного строительства (административное здание) из муниципальной собственности сторонами не оспаривается.
Пунктом 2 постановления Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края", действовавшим на дату предоставления истцу земельных участков, было установлено, что до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 указанного постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей выкупной стоимости: в городе Артем - в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как следует из представленных документов, при оформлении договора купли-продажи цена участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 устанавливалась исходя из того, что постановлением Администрации Приморского края от 10.06.2003 N 176 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Приморского края" утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 221,17 рублей/кв. м, который и был применен при расчете кадастровой стоимости земельных участков как относящихся к землям населенных пунктов.
Однако удельный показатель кадастровой стоимости в размере 71,18 рублей/кв. м для земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земель иного специального назначения на дату предоставления истцу земельных участков был утвержден постановлением Администрации Приморского края от 10.04.2006 N 86-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения Приморского края".
Таким образом, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 71,18 рублей/кв. м кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 составляет 137448,58 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192-8484727,18 рублей исходя из 10-кратной ставки земельного налога, которая составляет 1,5 процента кадастровой стоимости, что также подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, выданными 13.04.2011 после исправления технической ошибки в сведениях ГКН.
Таким образом, цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 должна была составить 20617,28 рублей и цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:191-1272709,07 рублей, а общая цена выкупа трех земельных участков, являющихся предметом договора купли-продажи, - 1293373,04 рубля. Поскольку истцом фактически выплачена цена договора в размере 4018661 рубль 36 копеек, то необоснованно внесенная переплата составила 2725288,32 рублей.
Ссылка Администрации Артемовского городского округа в апелляционной жалобе на постановление Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", поскольку оно принято уже после предоставления истцу земельных участков в собственность и установленный указанным постановлением новый удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков не может приниматься при расчете цены их выкупа. Кроме того, указанным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края и земельных участков в составе таких земель, в то время как судом установлено отнесение выкупленных истцом земельных участков к иной категории земель.
В связи с изложенным пункт 2.1 договора купли-продажи и расчет цены выкупа земельных участков (приложение к договору) в части установления цены выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 в размере, превышающем 1272709,07 рублей, также правомерно признан судом первой инстанции ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ в связи с нарушением Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, постановления Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края".
Согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Представленным в материалы дела платежным поручением от 13.11.2010 N 19 подтверждается оплата ЗАО "Группа "Восток-Запад" денежной суммы в размере 4018661 рубля 36 копеек по договору купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 N 1514.
Согласно пункту 1 статьи 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом - муниципальной казной. Администрация города Артема, являясь главным распорядителем средств муниципального бюджета согласно пункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде от имени Артемовского городского округа.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов на основании вступившего в силу решения суда.
Поскольку материалами дела подтвержден факт поступления в бюджет Артемовского городского округа денежных средств по недействительной в части сделке за выкупленные земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 в большем размере, чем подлежал внесению, то излишне уплаченная денежная сумма (переплата) подлежит взысканию в пользу истца за счет казны муниципального образования.
Ссылка ответчика на свободное волеизъявление контрагентов при подписании договора купли-продажи обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку порядок определения цены выкупа земельных участков прямо регламентируется законом. При этом не имеет правового значения первоначальные сведения о принадлежности земельных участков, которыми руководствовались истец и ответчик при оформлении договора, так как материалами дела подтверждается их ошибочность.
То обстоятельство, что постановление Администрации Артемовского городского округа от 16.07.2010 N 1316-па о предоставлении в собственность истцу и утверждении цены выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192, послужившее основанием заключения договора купли-продажи, не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным, а также что истцу еще до заключения договора было известно содержание указанного постановления, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Выбор истцом такого способа защиты, как признание сделки недействительной, не ставится гражданским законодательством в зависимость от признания недействительным акта органа власти или местного самоуправления, на основании которого заключена спорная сделка.
Судом первой инстанции верно установлено, что Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа не является надлежащим ответчиком по смыслу статьи 167 ГК РФ, статьи 36 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем основания для удовлетворения предъявленных к нему исковых требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.06.2013 Муниципальное учреждение Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа ликвидировано, о чем Межрайонной ИФНС России N 10 по Приморскому краю 16.02.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2122502003985.
Поскольку ответчик - Муниципальное учреждение Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа исключен из государственного реестра в связи с ликвидацией, производство по делу в отношении указанного лица прекращено судом первой инстанции правомерно.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Приморского края не имеется, апелляционная жалоба Администрации Артемовского городского округа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2013 по делу N А51-13424/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
Т.А.АППАКОВА
Н.А.СКРИПКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 N 05АП-10405/2013 ПО ДЕЛУ N А51-13424/2013
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. N 05АП-10405/2013
Дело N А51-13424/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Т.А. Аппаковой, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-10405/2013
на решение от 10.07.2013
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-13424/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску закрытого акционерного общества "Группа "Восток-Запад" (ОГРН 1082539003513, ИНН 2539025778)
к Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500538444, ИНН 2502012187), Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500539654, ИНН 2502014410), Управлению муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1042500904258, ИНН 2502030316)
о признании недействительными пунктов договора и применении последствий недействительности,
при участии:
- от истца: адвокат Збань И.В. по доверенности от 01.03.2012 сроком на три года со специальными полномочиями;
- от Администрации Артемовского городского округа: специалист 1 разряда Пестова К.А. по доверенности от 09.01.2013 N 03 сроком до 31.12.2013 со специальными полномочиями;
- от Финансового управления Администрации Артемовского городского округа, Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа представители не явились,
установил:
Закрытое акционерное обществе "Группа "Восток-Запад" (далее - ЗАО "Группа "Восток-Запад") обратилось в арбитражный суд к Администрации Артемовского городского округа, Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа, Управлению муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа с исковым заявлением о признании недействительными: абзацев 2 и 4 пункта 1.1 в части указания категории земель, на которых расположены земельные участки, договора купли-продажи от 12.11.2010 N 1514 находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности истца (далее - договор купли-продажи земельных участков), заключенного ЗАО "Группа "Восток-Запад" и Артемовским городским округом в лице Муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа; пункта 2.1 договора купли-продажи земельных участков; расчета цены выкупа земельных участков (приложение к договору купли-продажи земельных участков) в части установления цены выкупа земельных участков в размере, превышающем 1272709,07 рублей; о применении последствий недействительности части сделки: взыскании с Муниципального образования Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа за счет казны Артемовского городского округа уплаченной разницы выкупной стоимости земельных участков в размере 2725288,32 рублей (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.07.2013 уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2013 с учетом определения об исправлении опечатки от 15.07.2013 признаны недействительными в части указания категории земель абзацы 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков; признан недействительным в части установления цены выкупа спорных земельных участков в размере, превышающем 1272709 рублей 07 копеек пункт 2.1 договора купли-продажи земельных участков; с муниципального образования Артемовский городской округ в лице Администрации Артемовского городского округа за счет казны Артемовского городского округа в пользу ЗАО "Группа Восток-Запад" взыскано 2725288 рублей 32 копейки основного долга и 36626 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины; производство по делу в отношении Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа прекращено; в иске к Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация Артемовского городского округа обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы ссылается на подготовку постановления о предоставлении истцу земельных участков в собственность на основании данных о категории земельных участков, которые содержались в представленных истцом кадастровых паспортах земельных участков, и на ознакомление истца с содержанием постановления до заключения договора купли-продажи. В этой связи полагает, что избранный истцом способ защиты является неверным ввиду того, что вышеуказанное постановление о предоставлении земельных участков в собственность никем не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.
Также ответчик полагает, что к спорной ситуации не применимы постановления Администрации Приморского края, утвердившие выкупную стоимость земельных участков на территории Приморского края, поскольку 30.12.2010 постановлением Администрации Приморского края были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и земельных участков, которые действовали на момент получения истцом кадастровых паспортов выкупаемых земельных участков и исходя из которых была рассчитана выкупная цена в договоре купли-продажи.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв ЗАО "Группа Восток-Запад" на апелляционную жалобу и пояснения по делу, в которых истец просит в удовлетворении жалобы отказать.
Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа, Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей названных ответчиков.
В судебном заседании представитель Администрации Артемовского городского округа заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю. Считает необходимым рассмотреть дело, по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. В обоснование ходатайства представил письмо от 27.08.2013 N 27/608, письмо от 13.09.2013 N 01-1-19/678, ответ от 16.09.2013 N 27/663, письмо от 20.09.2013 N 02-11-06/6178/0111-29.
Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, заявленное ходатайство отклонил в связи с отсутствием оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц на стадии апелляционного производства.
Представитель администрации Артемовского городского округа заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля специалиста ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю.
Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, заявленное ходатайство отклонил, поскольку оно не заявлялось в суде первой инстанции, а также учитывая то обстоятельство, что Администрацией Артемовского городского округа не приведено уважительных причин невозможности его заявления в суде первой инстанции.
Представитель Администрации Артемовского городского округа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 12.11.2010 ЗАО "Группа "Восток-Запад" (покупатель) и Артемовским городским округом в лице Муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (продавец) в порядке статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования заключен договор купли-продажи N 1514 находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности ЗАО "Группа "Восток-Запад".
В соответствии с абзацами 1, 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков продавец обязался передать в собственность, а покупатель - принять и оплатить по цене и на условиях указанного договора следующие земельные участки:
- - земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:27:060101:191, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 119201 кв. м, находящийся примерно в 356 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью;
- - земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:27:060101:192, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 1931 кв. м, находящийся примерно в 1253 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью;
- - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 25:27:010001:892, с видом разрешенного использования "для организации регионального учебного центра и полигона для подготовки сотрудников государственного таможенного контроля", площадью 1588 кв. м, находящийся примерно в 1250 метрах по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентире: Приморский край, г. Артем, ул. Лучевая, дом 3, в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 2.1 договора купли-продажи цена земельных участков составила 4018661 рубль 36 копеек.
Из пункта 1.2 договора купли-продажи земельных участков следует, что на участках расположен объект незавершенного строительства (административное здание), назначение: нежилое, площадью застройки 1401,8 кв. м, степенью готовности 17% (лит.А), принадлежащий на праве собственности ЗАО "Группа "Восток-Запад" согласно свидетельству о государственной регистрации права, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.03.2010 сделана запись регистрации N 25-25-06/014/2010-306.
Согласно абзацам 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:192 и 25:27:060101:191 относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с кадастровым паспортом от 28.08.2010 N 10-5-0625 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 установлена в размере 427079,27 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 221,17 рублей/кв. м. В соответствии с кадастровым паспортом от 28.08.2010 N 10-5-0626 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:191 составила 26363685,17 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 221,17 рублей/кв. м.
В то же время 14.04.2011 письмом N 02-16-06/1500/01-1-24 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю сообщило истцу об исправлении технической ошибки ГКН и направило кадастровые паспорта от 13.04.2011 N 25/00-1 1-32844 и N 25/00-11-32830 с указанием категории земель, на которых расположены вышеуказанные земельные участки, "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Переход к ЗАО "Группа "Восток-Запад" права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 зарегистрирован в установленном законом порядке.
Платежным поручением от 13.11.2010 N 19 покупатель оплатил цену договора в полном объеме.
ЗАО "Группа "Восток-Запад", полагая, что договор купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 N 1514 является недействительной сделкой в части указания категории земель, а также в части установления цены выкупа земельных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в применяемой к договору купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 редакции сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В данном случае истцом оспариваются условия договора купли-продажи земельных участков, приобретенных им из муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Судом установлено, что в соответствии со справками Управления архитектуры и градостроительства Администрации Артемовского городского округа от 10.05.2011 N 733 и N 735 земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 согласно Временным Правилам застройки и землепользования Артемовского городского округа и Генеральному плану Артемовского городского округа находятся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения в зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса).
В то же время при заключении спорного договора стороны ошибочно исходили из отнесения земельных участков к категории земель населенных пунктов с учетом сведений, содержащихся в кадастровых паспортах земельных участков, выданных органом кадастрового учета 28.08.2010.
Однако, 14.04.2011 письмом N 02-16-06/1500/01-1-24 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю сообщило истцу об исправлении технической ошибки в ГКН и направило кадастровые паспорта от 13.04.2011 N 25/00-1 1-32844 и N 25/00-11-32830 с указанием категории земель, на которых расположены вышеуказанные земельные участки, "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Соответствующие сведения о категории земель, в состав которых входят земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192, были внесены в ГКН, что подтверждается кадастровыми паспортами, выданными органом кадастрового учета 13.04.2011.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1, подпунктом 13 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, к которым относятся и сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт отнесения того или иного земельного участка к определенной категории земель.
После исправления органом кадастрового учета технической ошибки в сведениях ГКН земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 являются учтенными как земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что абзацы 2 и 4 пункта 1.1 договора купли-продажи земельных участков в части указания категории земель, на которых расположены земельные участки, являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ как противоречащие положениям статей 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статей 87 - 93 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2012 в соответствии с указанным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы права следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности. Приобретение истцом расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 объекта незавершенного строительства (административное здание) из муниципальной собственности сторонами не оспаривается.
Пунктом 2 постановления Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края", действовавшим на дату предоставления истцу земельных участков, было установлено, что до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 указанного постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей выкупной стоимости: в городе Артем - в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Как следует из представленных документов, при оформлении договора купли-продажи цена участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 устанавливалась исходя из того, что постановлением Администрации Приморского края от 10.06.2003 N 176 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Приморского края" утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 221,17 рублей/кв. м, который и был применен при расчете кадастровой стоимости земельных участков как относящихся к землям населенных пунктов.
Однако удельный показатель кадастровой стоимости в размере 71,18 рублей/кв. м для земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и земель иного специального назначения на дату предоставления истцу земельных участков был утвержден постановлением Администрации Приморского края от 10.04.2006 N 86-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения Приморского края".
Таким образом, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 71,18 рублей/кв. м кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 составляет 137448,58 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192-8484727,18 рублей исходя из 10-кратной ставки земельного налога, которая составляет 1,5 процента кадастровой стоимости, что также подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, выданными 13.04.2011 после исправления технической ошибки в сведениях ГКН.
Таким образом, цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:192 должна была составить 20617,28 рублей и цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:27:060101:191-1272709,07 рублей, а общая цена выкупа трех земельных участков, являющихся предметом договора купли-продажи, - 1293373,04 рубля. Поскольку истцом фактически выплачена цена договора в размере 4018661 рубль 36 копеек, то необоснованно внесенная переплата составила 2725288,32 рублей.
Ссылка Администрации Артемовского городского округа в апелляционной жалобе на постановление Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", поскольку оно принято уже после предоставления истцу земельных участков в собственность и установленный указанным постановлением новый удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков не может приниматься при расчете цены их выкупа. Кроме того, указанным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края и земельных участков в составе таких земель, в то время как судом установлено отнесение выкупленных истцом земельных участков к иной категории земель.
В связи с изложенным пункт 2.1 договора купли-продажи и расчет цены выкупа земельных участков (приложение к договору) в части установления цены выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 в размере, превышающем 1272709,07 рублей, также правомерно признан судом первой инстанции ничтожным в силу статьи 168 ГК РФ в связи с нарушением Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, постановления Администрации Приморского края от 24.07.2008 N 162-па "О выкупной стоимости земельных участков на территории Приморского края".
Согласно статье 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Представленным в материалы дела платежным поручением от 13.11.2010 N 19 подтверждается оплата ЗАО "Группа "Восток-Запад" денежной суммы в размере 4018661 рубля 36 копеек по договору купли-продажи земельных участков от 12.11.2010 N 1514.
Согласно пункту 1 статьи 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом - муниципальной казной. Администрация города Артема, являясь главным распорядителем средств муниципального бюджета согласно пункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде от имени Артемовского городского округа.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов на основании вступившего в силу решения суда.
Поскольку материалами дела подтвержден факт поступления в бюджет Артемовского городского округа денежных средств по недействительной в части сделке за выкупленные земельные участки с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192 в большем размере, чем подлежал внесению, то излишне уплаченная денежная сумма (переплата) подлежит взысканию в пользу истца за счет казны муниципального образования.
Ссылка ответчика на свободное волеизъявление контрагентов при подписании договора купли-продажи обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку порядок определения цены выкупа земельных участков прямо регламентируется законом. При этом не имеет правового значения первоначальные сведения о принадлежности земельных участков, которыми руководствовались истец и ответчик при оформлении договора, так как материалами дела подтверждается их ошибочность.
То обстоятельство, что постановление Администрации Артемовского городского округа от 16.07.2010 N 1316-па о предоставлении в собственность истцу и утверждении цены выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 25:27:060101:191 и 25:27:060101:192, послужившее основанием заключения договора купли-продажи, не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным, а также что истцу еще до заключения договора было известно содержание указанного постановления, не является основанием для отказа в удовлетворении иска. Выбор истцом такого способа защиты, как признание сделки недействительной, не ставится гражданским законодательством в зависимость от признания недействительным акта органа власти или местного самоуправления, на основании которого заключена спорная сделка.
Судом первой инстанции верно установлено, что Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа не является надлежащим ответчиком по смыслу статьи 167 ГК РФ, статьи 36 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем основания для удовлетворения предъявленных к нему исковых требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.06.2013 Муниципальное учреждение Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа ликвидировано, о чем Межрайонной ИФНС России N 10 по Приморскому краю 16.02.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2122502003985.
Поскольку ответчик - Муниципальное учреждение Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа исключен из государственного реестра в связи с ликвидацией, производство по делу в отношении указанного лица прекращено судом первой инстанции правомерно.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Приморского края не имеется, апелляционная жалоба Администрации Артемовского городского округа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2013 по делу N А51-13424/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ
Судьи
Т.А.АППАКОВА
Н.А.СКРИПКА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)