Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 по делу N А07-14938/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Дегтева Александра Анатольевича (далее - предприниматель) - Шайдуллин Р.Ф. (доверенность от 16.05.2013).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий управления, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности и ненаправлении проекта договора купли-продажи; обязании управления в течение двух недель принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности предпринимателю и направить ему соответствующий проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 (судья Архиереев Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, отказ управления в заключении договора купли-продажи является обоснованным.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 01.09.2011 предприниматель является собственником недвижимого имущества - пристроя нежилого 2-этажного общей площадью 885,7 кв. м, инв. N 342440, литера А1, кадастровый номер 02:401:342440:0000:124, расположенного по адресу: г. Уфа, Советский р-н, ул. Заводская, д. 13.
Государственная регистрация права собственности предпринимателя на указанное недвижимое имущество произведена 26.09.2011.
Из распоряжений управления от 29.12.2005 N 466 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета", от 28.04.2008 N 837 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 29.12.2005 N 466" ныне находящееся в собственности заявителя здание пристроя находилось в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета" и было приватизировано в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.
Названный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, имеющим кадастровый номер 02:55:010620:201. Согласно кадастровому паспорту земельный участок относится к землям населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка: занимаемый учебными корпусами, гаражами, хозяйственными постройками.
Предприниматель обратился в управление с заявлением от 31.05.2012 N 5929 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:201, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Заводская 13, общей площадью 859 кв. м в порядке выкупа. Заявление мотивировано нахождением на истребуемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности.
В связи с неполучением в установленный срок ответа на заявление от 31.05.2012 предприниматель письмом от 20.07.2012 N 7851 направил в адрес управления для подписания проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 25.07.2012 N 06355 управлением отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ввиду отсутствия полномочий управления по распоряжению данным земельным участком; указано также, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд в соответствующими требованиями.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названным Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Кодекса).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 указанного Кодекса.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (п. 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
На основании ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Законом о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ, в ст. 3 которого, в частности, было предусмотрено такое основание для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как расположение на земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Закону о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ (признан утратившим силу с 01.07.2006).
При этом согласно п. 1 ст. 3.1 Вводного закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Пунктом 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на Росимущество возложено, в частности, полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Судами установлено, что поскольку на земельном участке расположено недвижимое имущество, которое до приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета" находилось в федеральной собственности, то земельный участок, занимаемый зданием, является разграниченным и находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, суды правомерно пришли к выводу о том, что управление уполномочено принимать решения по приватизации данного земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами верно отмечено, что отсутствие в рассматриваемом случае государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок не имеет правового значения, поскольку государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
При таких обстоятельствах суды, установив, что отказ в предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:201 является незаконным, обоснованно удовлетворили заявленные требования предпринимателя.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 по делу N А07-14938/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 29.05.2013 N Ф09-4288/13 ПО ДЕЛУ N А07-14938/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. N Ф09-4288/13
Дело N А07-14938/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 по делу N А07-14938/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Дегтева Александра Анатольевича (далее - предприниматель) - Шайдуллин Р.Ф. (доверенность от 16.05.2013).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий управления, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности и ненаправлении проекта договора купли-продажи; обязании управления в течение двух недель принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности предпринимателю и направить ему соответствующий проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 (судья Архиереев Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что, поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, отказ управления в заключении договора купли-продажи является обоснованным.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 01.09.2011 предприниматель является собственником недвижимого имущества - пристроя нежилого 2-этажного общей площадью 885,7 кв. м, инв. N 342440, литера А1, кадастровый номер 02:401:342440:0000:124, расположенного по адресу: г. Уфа, Советский р-н, ул. Заводская, д. 13.
Государственная регистрация права собственности предпринимателя на указанное недвижимое имущество произведена 26.09.2011.
Из распоряжений управления от 29.12.2005 N 466 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета", от 28.04.2008 N 837 "О внесении изменений и дополнений в распоряжение от 29.12.2005 N 466" ныне находящееся в собственности заявителя здание пристроя находилось в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета" и было приватизировано в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.
Названный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке, имеющим кадастровый номер 02:55:010620:201. Согласно кадастровому паспорту земельный участок относится к землям населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка: занимаемый учебными корпусами, гаражами, хозяйственными постройками.
Предприниматель обратился в управление с заявлением от 31.05.2012 N 5929 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:201, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Заводская 13, общей площадью 859 кв. м в порядке выкупа. Заявление мотивировано нахождением на истребуемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности.
В связи с неполучением в установленный срок ответа на заявление от 31.05.2012 предприниматель письмом от 20.07.2012 N 7851 направил в адрес управления для подписания проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 25.07.2012 N 06355 управлением отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ввиду отсутствия полномочий управления по распоряжению данным земельным участком; указано также, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия его закону или иному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд в соответствующими требованиями.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названным Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 указанного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Кодекса).
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 указанного Кодекса.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (п. 4 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
На основании ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Законом о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ, в ст. 3 которого, в частности, было предусмотрено такое основание для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как расположение на земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Закону о разграничении государственной собственности на земли N 101-ФЗ (признан утратившим силу с 01.07.2006).
При этом согласно п. 1 ст. 3.1 Вводного закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Пунктом 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, на Росимущество возложено, в частности, полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Судами установлено, что поскольку на земельном участке расположено недвижимое имущество, которое до приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Специальное конструкторское бюро "Планета" находилось в федеральной собственности, то земельный участок, занимаемый зданием, является разграниченным и находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, суды правомерно пришли к выводу о том, что управление уполномочено принимать решения по приватизации данного земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами верно отмечено, что отсутствие в рассматриваемом случае государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок не имеет правового значения, поскольку государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
При таких обстоятельствах суды, установив, что отказ в предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010620:201 является незаконным, обоснованно удовлетворили заявленные требования предпринимателя.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.11.2012 по делу N А07-14938/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
А.А.СТОЛЯРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)