Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2783

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу N 33-2783


Судья: Чарина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Полосухиной Н.А. Чернецовой Н.А.
при секретаре М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М. по доверенности И. на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 17.08.2012 года по делу по заявлению М. о признании незаконным решения ФКП об отказе в учете вновь образованных земельных участков.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФКП об отказе в учете вновь образованных земельных участков, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним (заявителем) и заключен договор аренды земельного участка площадью 1190 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, участок N.
Документом-основанием для подготовки договора аренды земельного участка явилось постановление Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором площадь земельного участка была указана 1134 кв. м. Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения в части увеличения площади предоставленного земельного участка до 1190 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером отмежеван и поставлен на государственный кадастровый учет площадью 1190 кв. м, однако, фактически он (заявитель) с 2003 года использовал земельный участок площадью 1134 кв. м.
В целях приведения сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в соответствие с фактически используемыми границами и площадью земельного участка он (М.) организовал проведение кадастровых работ по уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером на 56 кв. м путем раздела данного земельного участка на два самостоятельных участка площадью 1134 кв. м и 56 кв. м. Земельный участок площадью 56 кв. м должен был отойти к землям общего пользования муниципального образования. Однако органом кадастрового учета было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений по причине того, что размер земельного участка, который образуется при разделе, - 56 кв. м - не соответствует установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам, которые для разрешенного использования земельного участка - индивидуальное жилищное строительство - в соответствии с решением ДД.ММ.ГГГГ N составляют 300 кв. м и 1200 кв. м соответственно.
Полагая, что указанными действиями органа нарушены его права на беспрепятственное пользование, владение и распоряжение недвижимым имуществом, созданы препятствия к приведению фактических границ и площади земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с фактическими границами и площадью земельного участка, указанными в правоустанавливающем документе - постановлении Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, просил суд признать недействительным решение ФКП об отказе в государственном кадастровом учете вновь образованных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать филиал ФКП осуществить государственный кадастровый учет земельных участков площадью 1134 кв. м и 56 кв. м, образованных путем раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, участок N.
В судебное заседание заявитель М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заявителя М. по доверенности И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дополнительно пояснив, что М. является арендатором земельного участка площадью 1190 кв. м, но фактически использует участок площадью 1134 кв. м, поскольку участок площадью 56 кв. м граничит с землями общего пользования, не огорожен, используется пользователями соседних земельных участков для прохода и проезда. М. принял решение о разделении земельного участка площадью 1190 кв. м на два самостоятельных участка площадью 1134 кв. м и 56 кв. м для того, чтобы в дальнейшем заключить с Министерством договор аренды на вновь образованный земельный участок площадью 1134 кв. м, а участок площадью 56 кв. м должен отойти к землям общего пользования.
Представитель заинтересованного лица - ФКП" по доверенности ФИО8 возражала против удовлетворения требований М., полагая, что оспариваемое заявителем решение органа кадастрового учета является законным и обоснованным.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления ФИО14 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, письменного отзыва не представил.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 17.08.2012 г. в удовлетворении заявления М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель М. по доверенности И. просил отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФКП" по доверенности ФИО8, полагавшей, что оснований для отмены постановленного по делу решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления М. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно приказу N П/ N федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Тульской области полномочиями органа кадастрового учета наделено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по.
Приказом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Тульской области.
Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ N создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по) путем реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по в форме присоединения к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Функции и полномочия, ранее возложенные на ФБУ "Кадастровая палата" по, в полном объеме переданы филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается исследованными судом доказательствами, постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ М. в долгосрочную аренду с правом выкупа для строительства индивидуального жилого дома на землях поселений был предоставлен земельный участок площадью 1134 кв. м, расположенный по адресу:, участок N (строительный номер).
Постановлением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в пункт 1 вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части указания площади предоставленного в аренду М. земельного участка внесены изменения, указана площадь - 1190 кв. м.
Согласно договору аренду земельного участка N, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом (арендодатель), с одной стороны, и М. (арендатор), с другой стороны, арендодатель предоставляет из земель поселения (), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1190 кв. м, расположенный в, участок N. Границы земельного участка закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены на прилагаемом к договору кадастровом плане земельного участка. Участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа с надворными постройками. Договор аренды заключен на 49 лет с правом выкупа.
М. обратился в ФКП с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу:, участок N, общей площадью 1190 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа с надворными постройками - на два самостоятельных земельных участка площадью 1134 кв. м и 56 кв. м. Однако, решением ФКП N от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, поскольку размер земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Проверяя доводы М., оспаривающего законность указанного решения органа кадастрового учета, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Деление земельного участка не может производиться произвольно. Как предусмотрено п. 2 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок может быть делимым и неделимым.
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы после раздела образовались самостоятельные земельные участки, разрешенное использование образовавшихся земельных участков осуществлялось без перевода их в состав земель иной категории. Самостоятельный земельный участок - это участок определенного размера, технологически и производственно самостоятельный, определенного местоположения.
В отношении деления земельных участков находящихся в собственности либо в пользовании граждан необходимо также руководствоваться принципом эффективности использования земельных участков.
Согласно п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются, согласно ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела должно быть соблюдено требование к размеру участков, а именно при образовании земельных участков их размер устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными (максимальными и минимальными) размерами.
В силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Проанализировав вышеприведенные нормы в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что землепользователь вправе произвести раздел принадлежащего ему земельного участка на части, но при условии соблюдения предусмотренных законом требований, а именно, чтобы каждая часть участка после раздела образовывала самостоятельный земельный участок, площадью не менее минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Согласно п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории муниципального образования" минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность на территории муниципального образования, из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства, установлен в размере 300 кв. м.
М. намеревался разделить земельный участок площадью 1190 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов и имеющий вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа с надворными постройками, на два самостоятельных земельных участка площадью 1134 кв. м и 56 кв. м.
Отказывая М. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, орган кадастрового учета обоснованно сослался на п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона основанием осуществления кадастрового учета является образование или создание объекта недвижимости, прекращение его существования либо изменение уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и п. 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Поскольку в случае раздела земельного участка площадью 1190 кв. м на участки площадью 1134 кв. м и 56 кв. м, как на этом настаивает заявитель М., площадь одного из вновь образуемых участков будет составлять менее 300 кв. м, что не позволит использовать его по назначению, а именно для индивидуального жилищного строительства, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения ФКП об отказе в государственном кадастровом учете вновь образованных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N и об отсутствии правовых оснований осуществить государственный кадастровый учет вновь образованных участков площадью 1134 кв. м и 56 кв. м.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение положений п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ вновь образуемый участок площадью 1134 кв. м не соответствует такому обязательному требованию к разделу ранее учтенного участка и образованию новых земельных участков для индивидуального жилищного строительства, как наличие подхода, проезда к этому участку. Данное обстоятельство объективно подтверждается планом земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ несостоятельна, поскольку основана на ошибочном толковании и применении заявителем норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
При установленных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ органа кадастрового учета нарушает права М., как землепользователя и арендатора, поскольку влечет для него необходимость нести материальные затраты на оплату аренды в том числе и неиспользуемой им части земельного участка площадью 56 кв. м, не позволяет привести границы земельного участка в соответствие с фактическими границами и площадью реально используемого им (заявителем) участка, - не могут быть признаны состоятельными. Кроме того, М., как сторона договора аренды (арендатель), вправе в установленном законом (главой 29 ГК РФ) порядке требовать изменения или расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, если полагает, что предметом аренды должен быть земельный участок иной площади и не согласен с размером арендных платежей.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах заявленных требований и по заявленным заявителем основаниям. Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене или изменению постановленного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 17.08.2012 г. по доводам апелляционной жалобы представителя заявителя М. по доверенности И.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 17.08.2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М. по доверенности И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)