Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2013 N 15АП-16561/2013 ПО ДЕЛУ N А32-1927/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2013 г. N 15АП-16561/2013

Дело N А32-1927/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 17.05.2013 N 128 Бабаева Лариса Бейтуллаевна;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.08.2013 по делу N А32-1927/2013, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт"
к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа,

установил:

открытое акционерное общество "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным изложенный в письме от 31.10.2012 N 09-10/13693 отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Управление) в предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:43:0140001:16 площадью 10650 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Ростовское шоссе, 26, и обязать Управление принять решение о предоставлении в собственность ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" в собственность за плату указанного земельного участка, направить обществу проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора с условием о цене, сформированной на основании кадастровой стоимости земельного участка, существовавшей на 28.11.2011.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" является правопреемником ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза", соответственно, заявителю в порядке универсального правопреемства перешло право бессрочного пользования на спорный земельный участок. Принадлежность заявителю АЗС на праве собственности подтверждается представленным в дело свидетельством о праве собственности. В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества - АЗС.
Земельные участки, предоставленные для размещения автозаправочных станций, не относятся к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, и не являются ограниченными в обороте. Спорный земельный участок также не входит в полосу отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 "Дон".
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе автозаправочные станции. Таким образом, заявитель жалобы относит принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, к объектам дорожного сервиса, в связи с чем считает, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, ограниченным в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, которые не могут быть предоставлены в частную собственность. Также заявитель жалобы ссылается на отсутствие уважительных причин пропуска срока на обжалование действий органов государственной власти, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами Территориального управления, указав на то, что владельцы автозаправочных станций не являются организациями транспорта, а земельные участки, предоставленные для их размещения, не подпадают под действие подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Территориального управления.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" 28.11.2011 обратилось в Управление с заявлением о переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в отношении земельного участка площадью 10 650 кв. м с кадастровым N 23:43:0140001:16, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 26, под АЗС N 233, принадлежащей Обществу на праве собственности (заявление исх. N 4266 от 28.11.2011).
14.12.2011 Управлением письмом N 09-10/16524 у общества запрошены дополнительные документы (о расположении объектов недвижимости на участке), после чего Управление обязалось вернуться к рассмотрению заявления.
Письмами N 4661 от 21.12.2011 и N 555 от 16.02.2012 Общество представило дополнительные документы для рассмотрения указанного выше заявления.
12.03.2012 и 25.06.2012 Управлением письмами N 09-10/3084 N 09-10/2147 у общества запрошены дополнительные документы (правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, доверенность представителя, доказательства правопреемства, обоснование площади земельного участка), после чего письмом N 4112 от 19.09.2012 общество представило дополнительные документы согласно указанным письмам.
Управление, рассмотрев заявление Общества, письмом N 09-10/13693 от 31.10.2012 г. отказалось предоставлять земельный участок в собственность в связи с тем, что государственный акт на право бессрочного пользования от 16.12.1994 г. выдан Государственному предприятию "Краснодарская нефтебаза", которое не является правопредшественником ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт"; разрешенное использование земельного участка - для обслуживания и эксплуатации АЗС N 233, однако на данном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, являющиеся комплексом АЗС N 233; испрашиваемый земельный участок относится к землям транспорта, которые в силу п. 2 п. п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте.
Полагая данный отказ незаконным ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановлением главы администрации г. Краснодара от 31.10.1994 N 1218 государственному предприятию "Краснодарская нефтебаза" в постоянное (бессрочное) пользование отведен земельный участок площадью 4,303 га, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 26, участок для обслуживания зданий и сооружений.
Выдан государственный акт серия КК-2 N 401001460, зарегистрированный в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 1460 от 16.12.1994.
Государственное предприятие "Краснодарская нефтебаза" было преобразовано в ОАО "Краснодарская нефтебаза", которое преобразовано в ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза" и ликвидировано в результате банкротства в 1999 г.
На основании договора купли-продажи N 43/5 от 26.04.1999, заключенного между ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза" (продавец) и ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза" (покупатель), последнее приобрело имущественный комплекс ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза", в том числе комплекс АЗС N 233.
Из имеющихся в деле документов видно, что переход к ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза" права собственности на недвижимое имущество произошел до введения в действие Земельного кодекса РФ, поэтому пункт 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, а также положения ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не подлежали применению при решении вопроса о правовом режиме землепользования спорным земельным участком.
По договору купли-продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (пункт 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ).
С момента передачи имущества по передаточному акту N 1 от 30.04.1999 у ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза" в силу ст. 552, 268, 271 Гражданского кодекса РФ, ст. 37 Земельного кодекса РСФСР возникло право собственности на переданные объекты недвижимости и, как следствие этому, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и было у государственного предприятия "Краснодарская нефтебаза" (прежний собственник строений). Невыполнение требования о переоформлении прав на землю не свидетельствует о том, что переход права пользования земельным участком не состоялся.
Согласно приведенным нормативным положениям и ст. 7 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации к новому собственнику вне зависимости от субъектного состава также переходит от прежнего землепользователя право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество и который необходим для его дальнейшей эксплуатации.
Представленные в дело документы подтверждают, что ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза" стало собственником недвижимости (имущественного комплекса), находящегося на земельном участке, предоставленном ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза" в 1994 году, следовательно, к ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза" в 1999 году в отношении земельного участка, на котором расположено это имущество, перешло и право постоянного (бессрочного) пользования, имевшееся у прежнего землепользователя ОАО "Роснефть-Краснодарская нефтебаза".
Таким образом, судом установлено, что ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" является правопреемником ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза", соответственно, заявителю в порядке универсального правопреемства перешло право бессрочного пользования на спорный земельный участок.
Поэтому доводы Управления о том, что заявитель не является правопреемником ООО ПИИ "Краснодарская нефтебаза" являются несостоятельными.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка кадастровый N 23:43:0140001:16, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 26, разрешенное использование земельного участка - для обслуживания и эксплуатации АЗС N 233.
Как следует из свидетельства о праве собственности от 26.12.2011 серии 23 АК N 502650, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0140001:16 расположен объект АЗС N 233 - литер Ж - торгово-производственное здание, площадь: 179,6 кв. м; литер Г5 - навес, площадь: 338,6 кв. м; литер Гб-навес, площадь: 15,7 кв. м; литер Г7 - нефтеловушка, площадь: 1,6 кв. м; литер Г8 - септик, площадь: 12,9 кв. м; литер XXXV - колодец смотровой, площадь: 0,8 кв. м; литер XXXVI - колодец смотровой, площадь: 0,8 кв. м; литер LXVIII - емкость, объем: 60 м 3; литер LXX - емкость заправочная, объем: 25 м 3; литер LXXI - емкость заправочная, объем: 25 м 3; литер LXXII - емкость заправочная, объем: 25м3; литер LXXIII - емкость заправочная, объем: 25 м 3; литер LXXIV - емкость заправочная, объем: 9,2м3; литер LXXV - емкость заправочная, объем: 9.2 м 3; литер LXXVI - колонка заправочная, площадь: 0,5 кв. м; литер LXXVII - колонка заправочная, площадь: 0,5 кв. м; литер LXXVIII - колонка заправочная, площадь: 0,5 кв. м; литер LXXIX - колонка заправочная, площадь: 0,5 кв. м; литер LXXX - колонка заправочная, площадь: 0,5 кв. м; литер LXXXX - мощение, площадь: 274 кв. м; литер LXXXXI - мощение, площадь: 425 кв. м; адрес: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 26, принадлежащие на праве собственности обществу (свидетельство о праве собственности от 26.12.2011 серии 23 АК N 502650).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Судом установлено и Управлением не опровергнуто, что обществом в Управление представлены все предусмотренные приведенным Приказом документы, необходимые и достаточные для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт".
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, заявитель выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в управление документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Таким образом, у Управления имелись в наличии все предусмотренные действующим законодательством документы, которые обязан был представить заявитель, необходимые для принятия решения о предоставлении в ему собственность испрашиваемого земельного участка, однако управление в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок Управление соответствующее решение не приняло, в адрес заявителя проект договора купли-продажи не направило.
Довод заявителя жалобы о том, что объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, к объектам дорожного сервиса, в связи с чем считает, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, ограниченным в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, которые не могут быть предоставлены в частную собственность
Согласно п. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел.
Пунктами 2 и 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Учитывая, что приведенный в вышеуказанной норме закона перечень земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, не является исчерпывающим (автозаправочные станции в перечень не входят), для определения содержания понятия "земельный участок, предоставленный для нужд организаций транспорта" могут быть использованы соответствующие положения специальных законов.
Поскольку согласно п. 5 и п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" автозаправочные станции к объектам транспортной инфраструктуры не относятся, постольку и эксплуатирующие их организации не относятся к соответствующим субъектам в сфере транспорта.
В соответствии с п. 9 и п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются юридические и физические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, определяемыми в том числе как объекты нефтепродуктообеспечения.
В силу пункта 2 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 231, к организациям нефтепродуктообеспечения отнесены автозаправочные станции (комплексы), которые осуществляют свою деятельность с целью удовлетворения потребительского спроса.
Анализ приведенных норм законодательства свидетельствует о том, что владельцы автозаправочных станций не являются организациями транспорта, а земельные участки, предоставленные для их размещения, не подпадают под действие пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ и не относятся к категории ограниченных в обороте.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 14902/12 по делу N А40-111150/11-155-953.
В результате системного толкования приведенных норм права (ст. ст. 27 и 90 Земельного кодекса РФ) ограничены в обороте не все земли транспорта, а только земли, предоставленные для нужд организаций транспорта.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" является организацией транспорта и что спорный земельный участок предоставлялся для нужд организаций транспорта или находится в полосе отвода автомобильной дороги.
Таким образом, в рассматриваемом случае оснований для применения положений п. п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ не имеется, так как основным видом деятельности ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" является розничная торговля моторным топливом (ОКВЭД 50.50), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Сам по себе факт размещения на земельном участке автозаправочной станции не свидетельствует о том, что участок предназначен для нужд организации транспорта и что каждая автозаправочная станция является объектом дорожного сервиса.
Спорный земельный участок не был предоставлен, не использовался и не испрашивался заявителем "для нужд организаций транспорта" либо осуществления (обеспечения) дорожной деятельности.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Следовательно, АЗС N 233, как объект дорожного сервиса, в силу требований закона не предназначена для осуществления и обеспечения дорожной деятельности, поскольку эксплуатация данного объекта имеет целью обслуживание участников дорожного движения, не являющихся субъектами дорожной деятельности.
Иных объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке, не имеется, что подтверждается справкой БТИ N 02/1197 от 26.12.2013 г. и выпиской из ЕГРП N 23-0-1-107/4020/2013-7197 от 13.08.2013 г.
Полоса отвода и придорожная полоса в предписанном законом порядке в отношении спорного земельного участка не устанавливались.
Кроме того, согласно письму ГК "Российские автомобильные дороги" (Государственная компания "АВТОДОР") N 2180-КрТУ от 19.08.2013 г., а также письму ФКУ УПРДОР "Кубань" от 20.08.2013 N 03/4457 спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0140001:16 не входит в полосу отвода федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 "Дон".
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2013 по делу N А32-1927/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)