Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Алексеева Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н., судей Никодимова А.В., Скакуна А.И., при секретаре Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск 31 июля 2013 г. апелляционную жалобу представителя Окружной администрации городского округа "г. Якутск" на решение Якутского городского суда от 24 мая 2013 года, которым
по делу по заявлению Б.В. об оспаривании отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении в собственность земельного участка,
постановлено:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории ГО "Город Якутск" от 27.12.2012 г. в предоставлении в собственность Б.В. земельного участка, расположенного по адресу:...........
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска предоставить Б.В. указанный участок в собственность.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения представителя ОА ГО "г. Якутск" Б.П., возражения на жалобу представителя Б.В. Н.М., судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу:.........., просит обязать ДИЗО ОА г. Якутск предоставить данный участок в собственность заявителя. В обоснование требований указал на то, что письмом от 15.01.2013 г. ДИЗО ОА г. Якутск сообщено о решении Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории ГО "Город Якутск" от 27.12.2012 г., которым отказано в предоставлении участка в собственность, поскольку отсутствует документ, устанавливающий распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Считает данный отказ незаконным.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ОА ГО "г. Якутск" обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить. Считает, что представленные заявителем документы не свидетельствуют достоверно о том, спорный участок ранее был выделен Г., М. Указывает, что постановление Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 года N 111п "Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам и дачникам" предусматривает предоставление сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статья 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона) не содержит такого основания отказа в предоставлении участка, как отсутствие документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Указал при этом, что согласно закону от заявителя требуются только описание местоположения земельного участка и заключение правления данного некоммерческого объединения. Данные документы Б. предоставлялись, поэтому отказ в предоставлении ей участка в собственность признан судом незаконным.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.
Статья 28 Закона (части 1, 4) предусматривает, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность членам СОПК закон связывает с наличием у некоммерческого объединения правоустанавливающих документов на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, а также с наличием у некоммерческого объединения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения. При этом, оформление земельного участка в собственность члена СОПК возможно только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.
Аналогичное положение закреплено в Административном регламенте предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам и дачникам".
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, а заявитель истец с 05 мая 2000 года является членом СОПК "..........".
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутск сообщено заявителю, что решением Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства на территории городского округа "город Якутск" отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием документа, устанавливающего распределение земельных участков в СОПК.
Заявителем предоставлены описание местоположения границ земельного участка, заключение правления СОПК, кадастровый паспорт земельного участка N... СОПК "..........", тогда исходя из иных документов и доводов представителя заявителя Н.М., следует, что в его пользовании находятся земельные участки N... и N..., ранее находившиеся в пользовании Г. и М.
Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что данных о межевании земельного участка, находящегося в пользовании членов СОПК ".........." не представлено, доказательств его проведения, а также постановки на кадастровый учет земельного участка СОПК в установленном законом порядке с определением границ, не усматривается, что не позволяет рассматривать земельный участок как объект гражданских правоотношений.
Кроме того, у СОПК отсутствует проект организации и застройки территории, составленный в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил (ч. 1 ст. 32 Закона).
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истца незаконными и необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющих значение для дела, неправильно применены нормы материального права, которые привели к ошибочному разрешению дела, постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 24 мая 2013 года по делу по заявлению Б.В. об оспаривании отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении в собственность земельного участка, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
М.Н.ИВАНОВА
Судьи
А.И.СКАКУН
А.В.НИКОДИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 31.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2802/13Г
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу N 33-2802/13г
Судья: Алексеева Н.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ивановой М.Н., судей Никодимова А.В., Скакуна А.И., при секретаре Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск 31 июля 2013 г. апелляционную жалобу представителя Окружной администрации городского округа "г. Якутск" на решение Якутского городского суда от 24 мая 2013 года, которым
по делу по заявлению Б.В. об оспаривании отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении в собственность земельного участка,
постановлено:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории ГО "Город Якутск" от 27.12.2012 г. в предоставлении в собственность Б.В. земельного участка, расположенного по адресу:...........
Обязать Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска предоставить Б.В. указанный участок в собственность.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., объяснения представителя ОА ГО "г. Якутск" Б.П., возражения на жалобу представителя Б.В. Н.М., судебная коллегия
установила:
Б.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу:.........., просит обязать ДИЗО ОА г. Якутск предоставить данный участок в собственность заявителя. В обоснование требований указал на то, что письмом от 15.01.2013 г. ДИЗО ОА г. Якутск сообщено о решении Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории ГО "Город Якутск" от 27.12.2012 г., которым отказано в предоставлении участка в собственность, поскольку отсутствует документ, устанавливающий распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Считает данный отказ незаконным.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ОА ГО "г. Якутск" обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить. Считает, что представленные заявителем документы не свидетельствуют достоверно о том, спорный участок ранее был выделен Г., М. Указывает, что постановление Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 года N 111п "Об утверждении Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам и дачникам" предусматривает предоставление сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статья 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона) не содержит такого основания отказа в предоставлении участка, как отсутствие документа, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Указал при этом, что согласно закону от заявителя требуются только описание местоположения земельного участка и заключение правления данного некоммерческого объединения. Данные документы Б. предоставлялись, поэтому отказ в предоставлении ей участка в собственность признан судом незаконным.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.
Статья 28 Закона (части 1, 4) предусматривает, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность членам СОПК закон связывает с наличием у некоммерческого объединения правоустанавливающих документов на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, а также с наличием у некоммерческого объединения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения. При этом, оформление земельного участка в собственность члена СОПК возможно только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.
Аналогичное положение закреплено в Административном регламенте предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, садоводам, огородникам и дачникам".
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, а заявитель истец с 05 мая 2000 года является членом СОПК "..........".
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутск сообщено заявителю, что решением Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства на территории городского округа "город Якутск" отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием документа, устанавливающего распределение земельных участков в СОПК.
Заявителем предоставлены описание местоположения границ земельного участка, заключение правления СОПК, кадастровый паспорт земельного участка N... СОПК "..........", тогда исходя из иных документов и доводов представителя заявителя Н.М., следует, что в его пользовании находятся земельные участки N... и N..., ранее находившиеся в пользовании Г. и М.
Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что данных о межевании земельного участка, находящегося в пользовании членов СОПК ".........." не представлено, доказательств его проведения, а также постановки на кадастровый учет земельного участка СОПК в установленном законом порядке с определением границ, не усматривается, что не позволяет рассматривать земельный участок как объект гражданских правоотношений.
Кроме того, у СОПК отсутствует проект организации и застройки территории, составленный в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил (ч. 1 ст. 32 Закона).
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истца незаконными и необоснованными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющих значение для дела, неправильно применены нормы материального права, которые привели к ошибочному разрешению дела, постановленное судом решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 24 мая 2013 года по делу по заявлению Б.В. об оспаривании отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предоставлении в собственность земельного участка, отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий
М.Н.ИВАНОВА
Судьи
А.И.СКАКУН
А.В.НИКОДИМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)