Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2013 N 18АП-7208/2013 ПО ДЕЛУ N А07-4005/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. N 18АП-7208/2013

Дело N А07-4005/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 по делу N А07-4005/2013 (судья Сафиуллина Р.Н.)
В заседании приняли участие представители:
Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья РБ" - Нусратуллина Лиана Кимовна (паспорт, доверенность от 23.04.2013 N 73 сроком до 31.12.2013).
Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, Совет ГО г. Уфа РБ, Совет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РБ, антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 21.12.2012 по делу N А-300/15-2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья РБ".
Определением суда первой инстанции от 25.04.2013 к участию в деле в качестве второго заявителя привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г. Уфа РБ.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 (резолютивная часть решения объявлена 20.05.2013) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение от 21.12.2012 по делу N А-300/15-2 в части признания Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 "О защите конкуренции", а также признал недействительным п. 1 решения в отношении Администрации ГО г. Уфа РБ.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе управление просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что действующим законодательством установлено, что бесплатное предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, земель,
государственная собственность на которые не разграничена, социально
ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ не является исключительным случаем предоставления земельного участка для жилищного строительства, предусмотренным пунктом 2 статьи 30.1 ЗК РФ.
Предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-300/15-12 явились действия Совета ГО г. Уфа по включению в Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан положения о предоставлении данным предприятиям земельных участков без проведения торгов и действия Администрации ГО г. Уфа по предоставлению земельных участков Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан без проведения торгов путем вынесения соответствующих постановлений. Наличие или отсутствие предоставленных Фонду земельных участков на кадастровом учете само по себе не влечет недействительность, либо приостановление действия Положения или постановлений Администрации.
Суд, принимая решение о признании решения Управления незаконным, не принял во внимание, что на момент вынесения решения суда в Постановление Правительства РБ от 29.07.2011 N 254 и Порядок внесены изменения, а именно: исключены положения о предоставлении земельных участков социально ориентированным организациям без проведения торгов.
Согласно резолютивной части решения Управления Совет ГО г. Уфа признано нарушившим антимонопольное законодательство, в связи с добровольным устранением нарушения предписание Совету ГО г. Уфа не выдано. Данные формулировки подтверждают законность действий Управления по прекращению рассмотрения дела в отношении Совета в соответствии с пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
До начала судебного заседания Совет городского округа г. Уфа РБ представил в арбитражный апелляционный суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
До судебного заседания от Управления поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением специалиста, ведущего сопровождение данного дела в служебной командировке.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство в соответствии со ст. 184, п. 2 ст. 268 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку управление имело возможность направить для участия в заседании иного представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявители, заинтересованное лицо, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явились.
С учетом мнения представителя некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья РБ" в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителей, заинтересованного лица, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья РБ" отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя третьего лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Администрацией городского округа г. Уфа РБ в соответствии с решением Совета N 3/5 от 12.04.2012 "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным коммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями РБ" (далее - Порядок), изданы постановления N 3236 от 18.07.2012 и N 4015 от 12.09.2012 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:011107:1120 и 02:55:011107:1119 Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ для жилищного строительства без проведения конкурсных процедур (торгов).
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Уфа РБ N 3236 от 18.07.2012 "О предоставлении Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ земельного участка в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ" указанной некоммерческой организации для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (литер 2) был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 5789 кв. м с кадастровым номером 02:55:011107:1120 из категории земель населенных пунктов, в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ (т. 1 л.д. 95-96).
В соответствии с постановлением администрации городского округа город Уфа РБ N 4015 от 12.09.2012 "О предоставлении Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ земельного участка в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ" указанной некоммерческой организации для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (литер 3) был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 6350 кв. м с кадастровым номером 02:55:011107:1119 из категории земель населенных пунктов, в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ (т. 1 л.д. 129-130).
В адрес антимонопольного органа поступило обращение жителей Кировского района ГО Уфы РБ на действия Администрации по предоставления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, вследствие чего антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела N А-300/15-12 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
12.09.2012 на основании приказа УФАС по РБ N 475 возбуждено дело N А-300/15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По итогам рассмотрения указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства управлением вынесено решение от 21.12.2012 (резолютивная часть оглашена 10.12.2012), в пункте 1 которого Администрация городского округа город Уфа РБ признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции"; в пункте 3 Совет городского округа город Уфа РБ признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции"; пунктом 5 определено - материалы дела передать соответствующему должностному лицу для принятия мер административного реагирования (т. 1 л.д. 23-32).
В решении УФАС отражено, что предоставление земельных участков для жилищного строительства Некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" без проведения торгов произведено в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации, создает организации преимущество по сравнению с другими организациями, осуществляющими строительную деятельность и конкурирующими с ним на одном товарном рынке; лишило последних возможности участвовать в торгах по выделению земельного участка под жилищное строительство, иным организациям созданы необоснованные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением УФАС по РБ от 21.12.2012 по делу N А-300/15-2, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования администрации пришел к выводу об отсутствии со стороны заявителей, факта нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и исходил из доказанности совокупности условий для признания недействительным обжалуемого ненормативного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) установлено, что Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Согласно пункту 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, настоящий Порядок разработан в целях установления условий и процедур предоставления земельных участков в собственность бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - социально ориентированные организации), в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан и реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Решение о предоставлении земельных участков социально ориентированной организации в собственность бесплатно без проведения торгов принимается в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка определены в соответствии с федеральными законами (п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан вменяется Совету и Администрации нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Судом первой инстанции учтено, что в силу Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым, в частности, утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Пунктом 1.3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 предусматривалось, что предоставление земельных участков социально ориентированным организациям в собственность бесплатно производится без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", с учетом Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2011 года N 254
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Совета городского округа Уфа РБ от 12.04.2012 N 3/5 в целях обеспечения жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции устанолвено и из материалов дела следует, что Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан 29.06.2012 изданы постановление N 3236 от 18.07.2012 "О предоставлении Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ земельного участка в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ" для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (литер 2) и постановление N 4015 от 12.09.2012 "О предоставлении Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья РБ земельного участка в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ" для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома (литер 3), которыми, со ссылкой на п. 1, 2 ст. 15, п. 2 ст. 28, п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ, постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, Фонду предоставлены в собственность бесплатно земельный участок площадью 6350 кв. м с кадастровым номером 02:55:011107:1119 из категории земель населенных пунктов, в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ и земельный участок площадью 5789 кв. м с кадастровым номером 02:55:011107:1120 из категории земель населенных пунктов, в микрорайоне "Кузнецовский Затон" в Кировском районе городского округа город Уфа РБ для жилищного строительства без проведения конкурсных процедур (торгов).
Из текста постановлений и Порядка видно, что, Администрация и Совет руководствовались при их издании и утверждении п. 1, 2 ст. 15, п. 2 ст. 28, п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ и п. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", постановлением Правительства Республики Башкортостан N 254 от 29.07.2011 "О порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан".
Между тем, антимонопольным органом не учтено, что пунктом "к" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с указанными конституционными нормами предусмотрено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Случаи бесплатного предоставления земельных участков предусмотрены в Законе Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" от 05 января 2004 года N 59-з. В частности, в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Как указано в пункте 11 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) - Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Решение о предоставлении земельных участков социально ориентированной организации в собственность бесплатно без проведения торгов принимается в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка определены в соответствии с федеральными законами (п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254). Такие же условия содержались в Порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.04.2012 N 3/5 (в частности, в пункте 1.1, 1.2, 1.5, 1.7).
Судом первой инстанции отмечено, что антимонопольным органом не доказано, что предоставленные Фонду бесплатно земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, равно как не были определены границы земельных участков в соответствии с федеральными законами (пункты 1.7, 1.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 и Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.04.2012 N 3/5 соответственно).
Нормы п. 2, пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно на которые антимонопольный орган сослался в оспариваемом заявителем решении, к рассматриваемым правоотношениям неприменимы.
Статьи 30 и 30.1 ЗК РФ не регламентируют вопросы безвозмездного предоставления в собственность земельных участков.
Соответственно, норма ч. 4 ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з, согласно которой предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов), - является специальной, и не противоречит условиям абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации Фонд, исходя из условий п. п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ создан для достижения определенных социальных целей и не преследует целью, извлечение прибыли, - отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, раздел 2 Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Выводы антимонопольного органа о том, что нормы республиканского законодательства противоречат федеральному законодательству, а именно пункту 2 статьи 30 и пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Указанные положения Земельного кодекса РФ устанавливают, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), и что продажа земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. При этом в указанных нормах оговариваются исключения из установленного порядка предоставления земельных участков на торгах в случаях, предусмотренных Кодексом.
Из положений статей 28, 30, 30.1 Земельного кодекса РФ следует, что законом предусмотрены два варианта предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц: на условиях платности и бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Предусмотренный статьями 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков в собственность для строительства, в том числе для жилищного строительства, путем проведения торгов, относится к механизму передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на возмездной основе.
Судом первой инстанции правомерно указано, что проведение торгов в указанных случаях является способом, обеспечивающим одновременно как наиболее выгодные условия реализации государством имущества на соответствующем рынке, так и открытость и доступность государственных и муниципальных ресурсов всем заинтересованным лицам, а также является гарантией обеспечения равных возможностей на приобретение земельных участков. Процедура торгов является наиболее эффективным способом или механизмом реализации земельных участков на платной основе, однако эта процедура не может быть применима ко второму варианту предоставления земельных участков - бесплатному предоставлению в установленных законом случаях.
Нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков на платной основе путем проведения торгов, не распространяются на случаи передачи земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на безвозмездной основе. Такие случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность лиц должны быть специально предусмотрены законом, поскольку эти случаи являются исключением из принципа платности предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ такие случаи могут быть предусмотрены Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Выводы управления о том, что только Земельным кодексом РФ могут быть предусмотрены такие случаи бесплатного предоставления земельных участков, не основаны на нормах закона и не соответствуют положениям пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции правомерно не усмотрено противоречий между нормой пункта 1.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан, предусматривающей конкретный случай бесплатного предоставления земельных участков в собственность организаций, и положениями статей 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ, регулирующих порядок предоставления земельных участков путем проведения торгов в случаях передачи участков на платной основе.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил вывод антимонопольного органа о том, что утвержденный Советом Порядок и постановления Администрации городского округа город Уфа РБ приняты с нарушением действующего земельного законодательства.
Постановления администрации городского округа о бесплатном предоставлении земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации приняты в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", нормами Земельного кодекса РФ (пункт 2 статьи 28 Кодекса), не противоречат принципам земельного законодательства, а также конституционным основам, предусматривающим совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области земельного законодательства.
Управление в своем решении сделало вывод о нарушении администрацией антимонопольного законодательства, поскольку предоставление земельных участков без проведения торгов создает организации преимущества, которые обеспечивают более выгодные условия деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и препятствуют доступу к государственному ресурсу широкого круга лиц, тем самым иным организациям созданы необоснованные барьеры к осуществлению предпринимательской деятельности, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Между тем, из положений данной нормы антимонопольного законодательства следует, что если принятие актов и осуществление таких действий (бездействий) предусмотрено федеральными законами, они не могут быть признаны нарушающими закон о конкуренции.
Федеральным законом в названном случае предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц в случаях, установленных актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом, рассматриваемый случай бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям в целях строительства жилья, реализуемого с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, обусловлен необходимостью решения государственной задачи по строительству и предоставлению жилья в соответствии с принятыми социальными и жилищными программами.
Учитывая положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для решения социальных проблем и развития гражданского общества в Российской Федерации могут создаваться социально ориентированные некоммерческие организации.
Судом первой инстанции учтено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления могут оказывать указанным организациям поддержку в формах, установленных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Одной из таких форм является оказание органами местного самоуправления имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям путем передачи во владение и (или) пользование таким некоммерческим организациям муниципального имущества (пункт 6 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Частью 2 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 11.07.2012 N 565-з "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан" определено, что поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям оказывается при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности, в том числе по организации строительства жилья экономического класса, реализуемого с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что Некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" создана в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 с целью массового строительства социального жилья и решения жилищных вопросов населения в Республике Башкортостан. Уставом Фонда предусмотрено, что некоммерческая организация осуществляет деятельность в области жилищного строительства в рамках реализации федеральных, республиканских и муниципальных жилищных программ. Фонд участвует в реализации жилищных программ по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Федеральной Целевой Программой "Жилище", ветеранов, инвалидов и участников ВОВ, боевых действий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых семей и молодых специалистов, многодетных семей и других категорий граждан в соответствии с утвержденными Республиканскими программами государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно представленным протоколам совещания по вопросу начала строительства социального жилья на территории городского округа город Уфа РБ от 02.05.2012, от 16.05.2012, имеются списки граждан, которым распределены жилые помещения в социальных домах (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ветераны Великой Отечественной войны; иные участники городской программы социального жилищного ипотечного кредитования, признанные нуждающимися в жилых помещениях в рамках данной программы и имеющие право на приобретение жилья в первоочередном порядке), построенных в мкр.Кузнецовский затон. (2 том дела)
Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым в частности утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Пунктом 4 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом первой инстанции принято во внимание, что к предусмотренным законом мерам государственной поддержки относится оказание имущественной поддержки в порядке передачи во владение и (или) пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют, что действия администрации городского округа по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков из категории земель населенных пунктов относятся к мерам имущественной поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в области жилищного строительства, направленной на решение социальных проблем государства.
Данным обстоятельствам не была дана оценка Управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Правильно оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Совета и постановления органа местного самоуправления о бесплатном предоставлении земельных участков приняты как в соответствии с нормами земельного законодательства, так и федерального законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций и предусматривающего формы государственной поддержки их социальной деятельности.
При таких обстоятельствах действия Совета и Администрации городского округа по бесплатному предоставлению земельных участков социально ориентированной некоммерческой организации не могут быть квалифицированы как необоснованное и неправомерное создание преимуществ одному хозяйствующему субъекту и препятствование в осуществлении предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам ввиду наличия норм законодательства, разрешающих их осуществление.
Следует также учесть, что в процессе рассмотрения дела N А-300/15-12 комиссией УФАС установлено, что пункт 1.3 Порядка, предусматривающий предоставление земельных участков социально ориентированным организациям в собственность бесплатно без проведения торгов, исключен решением Совета N 10/11 от 22.10.2012 (л.д. 16-17).
Таким образом, у суда первой инстанции имелись законные основания для удовлетворения заявленных требований.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2013 по делу N А07-4005/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
В.В.БАКАНОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)