Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-30278/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А41-30278/12


Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
- от истца - никто не явился, извещен;
- от ответчика - ник не явился, извещен;
- от третьего лица - никто не явился, извещено,
рассмотрев 20 февраля 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области
на решение от 17 августа 2012 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
и на постановление от 19 ноября 2012 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Александровым Д.Д., Коноваловым С.А., Мордкиной Л.М.,
по иску Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области (ОГРН 1025007832090)
к ТУ Росимущества в Московской области (ОГРН 1097746296977)
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Местная православная Религиозная организация Прихода "Преображения Господня" в лице настоятеля церкви Макарова Александра Аркадьевича,

установил:

Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области обратился с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Московской области (ТУ Росимущества Московской области) о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0050205:0015, площадью 4.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Талдомский район, п. Запрудня, ул. Первомайская, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под строительство храма". В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Местная православная Религиозная организация Прихода "Преображения Господня" в лице настоятеля церкви Макарова Александра Аркадьевича.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.08.2012 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 года было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0050205:0015, площадью 4.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Талдомский район, п. Запрудня, ул. Первомайская, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под строительство храма" (т. 1, л.д. 88 - 90; 116 - 121).
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы, идентичные доводам, изложенным им ранее в своей апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09 сентября 2003 года между Администрацией пос. Запрудня Талдомского района и Местной православной Религиозной организацией Прихода "Преображения Господня" пос. Запрудня Талдомского района был заключен договор аренды N 143 земельного участка, согласно которому в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:01:0050205:0015, площадью 4.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Талдомский район, п. Запрудня, ул. Первомайская, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под строительство храма". Государственная регистрация договора аренды произведена 03 августа 2005 года.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.2012 года, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Заявитель считает незаконным отнесение спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ссылаясь на отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", что и явилось основанием для обращения с настоящими требованиями в суд, которые были удовлетворены в полном объеме, что подтверждается решением и постановлением по делу.
В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, то соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец полагает, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, распоряжается им, с 2003 года сдает его в аренду и получает арендную плату, перечисляемую в доход местного районного бюджета.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Статьей 3 данного Закона, предусмотрены основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Такими основаниями являются включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:01:0050205:0015, площадью 4.000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Талдомский район, п. Запрудня, ул. Первомайская, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под строительство храма", ни по одному основанию, предусмотренному Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации. При этом доказательств возникновения права Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю или его приобретения не представлено. Кроме того, доказательств того, что спорный земельный участок является участком лесного фонда, землями особо охраняемых природных территорий федерального значения, землями обороны и безопасности не имеется. Доказательств наличия на участке строений до распоряжения им органом местного самоуправления не имеется, как и доказательств того, что имеются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, позволяющие установить право собственности Российской Федерации на указанный участок. Принимая во внимание изложенное выше, суд с учетом положений ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 17 августа 2012 года и постановление от 19 ноября 2012 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-30278/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ

Судьи
Е.А.ЗВЕРЕВА
Н.Д.ДЕНИСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)