Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.
судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1936/2007)
Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 05.04.2007 г. по делу N А23-334/07А-12-12 (судья Дорошина А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма
"Базис"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области
при участии третьего лица: Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской
Федерации в лице Калужского отделения N 8608
о признании незаконными действий государственного органа по регистрации права собственности на
нежилое помещение
при участии в заседании:
от заявителя: Жогличев С.Л. - директор, решение учредителя от 04.01.2007, Чурин В.Г. - представитель
по доверенности от 19.03.2007
от ответчика: Каракина О.П. - нач. отдела по работе в муниципальных образованиях и судебной
защиты по доверенности от 07.06.2007 N 1899
от третьего лица: Гнатенко О.К. - представитель по доверенности от 10.01.2007 N 22-01-23/6,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис" (далее - ООО "ПСФ "Базис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области (далее Управление) о признании незаконными действий государственного органа по регистрации права собственности на нежилое помещение.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации в лице Калужского отделения N 8608 (далее - Банк, АК СБ РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2007 в удовлетворении требований ООО "ПСФ "Базис" отказано.
Ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, ООО "ПСФ "Базис" обратилось с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Городского Головы г. Калуги от 09.02.1998 N 390-р (л.д. 124) ООО "ПСФ "Базис" был предоставлен в аренду земельный участок по ул. Луначарского в г. Калуге общей площадью 5263,0 кв. м на период строительства многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями.
03 марта 1998 года на основании данного распоряжения между Обществом и Городской управой г. Калуги был заключен договор аренды N 50 земельного участка по ул. Луначарского в г. Калуге (л.д. 126-127).
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ г. Калуги 29 сентября 1998 года Обществу дано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 585 по указанному выше объекту (л.д. 125).
01 июля 1999 года ГУП Калужской области "Бюро оценки и технической инвентаризации" произведена государственная регистрация права собственности ООО "ПСФ "Базис" на домовладение в стадии незавершенного строительства в составе подвала площадью 1495,6 кв. м и первого этажа площадью 1495,6 кв. м, что подтверждается регистрационным удостоверением N 809 и свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 122-123).
Между ООО "ПСФ "Базис" и АК СБ РФ в лице Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ был заключен договор купли-продажи недвижимости N 1 от 01 октября 2001 года, согласно которому ООО "ПСФ "Базис" продало Банку объект недвижимости общей площадью 245,85 кв. м на первом этаже незавершенного строительством жилого дома по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского (л.д. 13-15).
Вместе с тем постановлением кассационной инстанции от 12.07.2004 по делу А23-727/ОЗГ-8-39 был установлен иной размер фактически переданной площади недвижимости согласно данных техпаспорта на 14.07.2000, а именно - 191,5 кв. м (л.д. 19-23).
Решением арбитражного суда Калужской области от 14.12.2005 по делу А23-3913/05Г-16-196 зарегистрирован переход права собственности на помещения площадью 191,5 кв. м, находящиеся на первом этаже незавершенного строительством домовладения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2, приобретенное по договору купли-продажи от 01.01.2001 между ООО "ПСФ "Базис" и Банком.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Банком у ООО "ПСФ "Базис" приобретено помещение площадью 191,5 кв. м.
В результате реконструкции приобретенного по договору купли-продажи помещения его площадь составила 231,3 кв. м. Реконструкция произведена путем переноса стены на место фасадной ниши, которая не включалась в состав переданной Банку площади административного помещения.
17.10.2006 Банк обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на административное помещение площадью 231,3 кв. м, расположенного на 1 этаже кирпичного дома, по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2. К заявлению были приложены обосновывающие регистрацию права документы.
В качестве оснований для государственной регистрации права собственности на вышеупомянутое помещение были представлены договор купли-продажи N 1 от 01.10.2001 и акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (л.д. 61-63).
Управление произвело регистрацию права собственности Банка на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 (свидетельство о государственной регистрации права от 22 ноября 2006 года N 40-40-01/091/2006-529) (л.д. 12).
Считая, что действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по регистрации права собственности за Банком на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 являются незаконными, Общество обратилось в суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество предусмотрены в статье 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.97 N 122-ФЗ). В соответствии со ст. 13 указанного Закона правовая экспертиза документов и проверка законности сделки являются обязательным этапом процедуры государственной регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 18 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 22.11.2006, выданном Банку, в качестве объекта права указано административное помещение общей площадью 231,3 кв. м (л.д. 12).
Основанием для государственной регистрации права в свидетельстве указаны договор купли-продажи N 1 от 01.10.2001 (л.д. 13-15), а также акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (л.д. 61-63).
По договору купли-продажи Банк приобрел у Общества объект недвижимости общей площадью 245,85 кв. м. Однако в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2004 по делу N А-23-727/03Г-8-39 размер площади недвижимости, которую фактически приобрел Банк, составляет 191,5 кв. м. В постановлении кассационная инстанция указала, что площадь пространства за пределами наружных стен первого этажа, представляющая собой фасадную нишу, фактически не была передана Банку. В связи с этим с Общества были взысканы убытки в пользу Банка в размере 480 999 руб. 33 коп. (л.д. 19-23).
В акте ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденного приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (далее - акт комиссии), указана общая площадь объекта, которая составляет 231,3 кв. м.
Однако представленный на регистрацию акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта не может быть принят в качестве правоустанавливающего документа для регистрации права в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 25 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как видно из акта комиссии законченный реконструкцией объект принимался 25.12.2003.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (действовавшего в период реконструкции) создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.
Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (пункты 1, 2 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 23 указанного Кодекса выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости находится в ведении муниципальных образований.
В силу п. 19 ст. 51 Устава муниципального образования "Город Калуга", принятого постановлением Городской Думы МО "Город Калуга" от 23.12.1997 N 215, выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к компетенции Управы.
Статьей 25.2 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, осуществляется на основании документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на отведенный для создания такого объекта земельный участок либо право пользования этим земельным участком, и документов, содержащих описание такого объекта.
Кроме того, приемка в эксплуатацию законченных реконструкцией объектов осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" (СНиП 3.01.04-87), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 (действуют и в настоящее время).
Указанные нормы и правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, зданий и сооружений) (п. 1.1. СНиП 3.01.04-87).
В соответствии с п. 1.8. СНиП 3.01.04-87 законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Пунктом 4.14. СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что в состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются, в том числе, представители архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы), органов государственного пожарного надзора.
Обязательным Приложением 9 СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что Акт о приемке законченного строительством объекта должен быть утвержден руководителем местного Совета народных депутатов.
Также пунктом 2 Порядка участия органов государственного пожарного надзора в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 16.10.1993 г. (действует и в настоящее время), предусмотрено, что участие представителей органов государственного пожарного надзора в составе рабочих, государственных и ведомственных приемочных комиссий является обязательным.
Кроме того, в период проведения государственной регистрации права (осень 2006 года) действовал Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 90-ФЗ. Указанным Кодексом также предусмотрено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, удостоверяющее выполнение строительства, реконструкции объекта (ст. 55 Кодекса), которое выдается органами местного самоуправления (ст. 8 Кодекса).
Из приведенных норм в совокупности можно сделать вывод о том, что представленный акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274, по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: не утвержден органами местного самоуправления, не согласован с органами архитектуры и градостроительства, не согласован с органами пожарного надзора.
Кроме того, в нарушение указанных норм Банк не представил в регистрационный орган документ, устанавливающий или подтверждающий право собственности на отведенный для создания объекта недвижимости земельный участок либо право пользования этим земельным участком, а также документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства в силу ст. 20 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ являются основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Таким образом, Управление Федеральной регистрационной службы по Калужской области, осуществив незаконную регистрацию права собственности Банка на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м нарушило права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ООО "ПСФ "Базис", поскольку за последним было зарегистрировано право собственности на домовладение площадью 1495,6 кв. м, а Банком подтверждено право собственности по договору купли-продажи только на 191,5 кв. м (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2004 по делу N А-23-727/03Г-8-39).
В связи с изложенным, действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по регистрации права собственности АКБ СБ РФ на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 являются незаконными как несоответствующие требованиям ст. 18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах решение первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст.п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2007 г. по делу N А23-334/07А-12-12 отменить.
Действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по государственной регистрации права собственности Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 признать незаконными как несоответствующие статье 18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис" уплаченную по делу государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2007 ПО ДЕЛУ N А23-334/07А-12-12
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2007 г. по делу N А23-334/07А-12-12
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.
судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1936/2007)
Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 05.04.2007 г. по делу N А23-334/07А-12-12 (судья Дорошина А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма
"Базис"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области
при участии третьего лица: Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской
Федерации в лице Калужского отделения N 8608
о признании незаконными действий государственного органа по регистрации права собственности на
нежилое помещение
при участии в заседании:
от заявителя: Жогличев С.Л. - директор, решение учредителя от 04.01.2007, Чурин В.Г. - представитель
по доверенности от 19.03.2007
от ответчика: Каракина О.П. - нач. отдела по работе в муниципальных образованиях и судебной
защиты по доверенности от 07.06.2007 N 1899
от третьего лица: Гнатенко О.К. - представитель по доверенности от 10.01.2007 N 22-01-23/6,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис" (далее - ООО "ПСФ "Базис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калужской области (далее Управление) о признании незаконными действий государственного органа по регистрации права собственности на нежилое помещение.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации в лице Калужского отделения N 8608 (далее - Банк, АК СБ РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2007 в удовлетворении требований ООО "ПСФ "Базис" отказано.
Ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, ООО "ПСФ "Базис" обратилось с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Городского Головы г. Калуги от 09.02.1998 N 390-р (л.д. 124) ООО "ПСФ "Базис" был предоставлен в аренду земельный участок по ул. Луначарского в г. Калуге общей площадью 5263,0 кв. м на период строительства многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями.
03 марта 1998 года на основании данного распоряжения между Обществом и Городской управой г. Калуги был заключен договор аренды N 50 земельного участка по ул. Луначарского в г. Калуге (л.д. 126-127).
Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора РФ г. Калуги 29 сентября 1998 года Обществу дано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 585 по указанному выше объекту (л.д. 125).
01 июля 1999 года ГУП Калужской области "Бюро оценки и технической инвентаризации" произведена государственная регистрация права собственности ООО "ПСФ "Базис" на домовладение в стадии незавершенного строительства в составе подвала площадью 1495,6 кв. м и первого этажа площадью 1495,6 кв. м, что подтверждается регистрационным удостоверением N 809 и свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 122-123).
Между ООО "ПСФ "Базис" и АК СБ РФ в лице Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ был заключен договор купли-продажи недвижимости N 1 от 01 октября 2001 года, согласно которому ООО "ПСФ "Базис" продало Банку объект недвижимости общей площадью 245,85 кв. м на первом этаже незавершенного строительством жилого дома по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского (л.д. 13-15).
Вместе с тем постановлением кассационной инстанции от 12.07.2004 по делу А23-727/ОЗГ-8-39 был установлен иной размер фактически переданной площади недвижимости согласно данных техпаспорта на 14.07.2000, а именно - 191,5 кв. м (л.д. 19-23).
Решением арбитражного суда Калужской области от 14.12.2005 по делу А23-3913/05Г-16-196 зарегистрирован переход права собственности на помещения площадью 191,5 кв. м, находящиеся на первом этаже незавершенного строительством домовладения, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2, приобретенное по договору купли-продажи от 01.01.2001 между ООО "ПСФ "Базис" и Банком.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Банком у ООО "ПСФ "Базис" приобретено помещение площадью 191,5 кв. м.
В результате реконструкции приобретенного по договору купли-продажи помещения его площадь составила 231,3 кв. м. Реконструкция произведена путем переноса стены на место фасадной ниши, которая не включалась в состав переданной Банку площади административного помещения.
17.10.2006 Банк обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на административное помещение площадью 231,3 кв. м, расположенного на 1 этаже кирпичного дома, по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2. К заявлению были приложены обосновывающие регистрацию права документы.
В качестве оснований для государственной регистрации права собственности на вышеупомянутое помещение были представлены договор купли-продажи N 1 от 01.10.2001 и акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (л.д. 61-63).
Управление произвело регистрацию права собственности Банка на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 (свидетельство о государственной регистрации права от 22 ноября 2006 года N 40-40-01/091/2006-529) (л.д. 12).
Считая, что действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по регистрации права собственности за Банком на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 являются незаконными, Общество обратилось в суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество предусмотрены в статье 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.97 N 122-ФЗ). В соответствии со ст. 13 указанного Закона правовая экспертиза документов и проверка законности сделки являются обязательным этапом процедуры государственной регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 18 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 22.11.2006, выданном Банку, в качестве объекта права указано административное помещение общей площадью 231,3 кв. м (л.д. 12).
Основанием для государственной регистрации права в свидетельстве указаны договор купли-продажи N 1 от 01.10.2001 (л.д. 13-15), а также акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (л.д. 61-63).
По договору купли-продажи Банк приобрел у Общества объект недвижимости общей площадью 245,85 кв. м. Однако в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2004 по делу N А-23-727/03Г-8-39 размер площади недвижимости, которую фактически приобрел Банк, составляет 191,5 кв. м. В постановлении кассационная инстанция указала, что площадь пространства за пределами наружных стен первого этажа, представляющая собой фасадную нишу, фактически не была передана Банку. В связи с этим с Общества были взысканы убытки в пользу Банка в размере 480 999 руб. 33 коп. (л.д. 19-23).
В акте ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденного приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274 (далее - акт комиссии), указана общая площадь объекта, которая составляет 231,3 кв. м.
Однако представленный на регистрацию акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта не может быть принят в качестве правоустанавливающего документа для регистрации права в связи со следующим.
В силу п. 1 ст. 25 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как видно из акта комиссии законченный реконструкцией объект принимался 25.12.2003.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (действовавшего в период реконструкции) создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и правилам застройки.
Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. Разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (пункты 1, 2 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 23 указанного Кодекса выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости находится в ведении муниципальных образований.
В силу п. 19 ст. 51 Устава муниципального образования "Город Калуга", принятого постановлением Городской Думы МО "Город Калуга" от 23.12.1997 N 215, выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к компетенции Управы.
Статьей 25.2 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, осуществляется на основании документов, устанавливающих или подтверждающих право собственности на отведенный для создания такого объекта земельный участок либо право пользования этим земельным участком, и документов, содержащих описание такого объекта.
Кроме того, приемка в эксплуатацию законченных реконструкцией объектов осуществляется в соответствии со строительными нормами и правилами "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов" (СНиП 3.01.04-87), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84 (действуют и в настоящее время).
Указанные нормы и правила устанавливают порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией, расширением) объектов (предприятий, зданий и сооружений) (п. 1.1. СНиП 3.01.04-87).
В соответствии с п. 1.8. СНиП 3.01.04-87 законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Пунктом 4.14. СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что в состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются, в том числе, представители архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют, - районные архитекторы), органов государственного пожарного надзора.
Обязательным Приложением 9 СНиП 3.01.04-87 предусмотрено, что Акт о приемке законченного строительством объекта должен быть утвержден руководителем местного Совета народных депутатов.
Также пунктом 2 Порядка участия органов государственного пожарного надзора в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 16.10.1993 г. (действует и в настоящее время), предусмотрено, что участие представителей органов государственного пожарного надзора в составе рабочих, государственных и ведомственных приемочных комиссий является обязательным.
Кроме того, в период проведения государственной регистрации права (осень 2006 года) действовал Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 90-ФЗ. Указанным Кодексом также предусмотрено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, удостоверяющее выполнение строительства, реконструкции объекта (ст. 55 Кодекса), которое выдается органами местного самоуправления (ст. 8 Кодекса).
Из приведенных норм в совокупности можно сделать вывод о том, что представленный акт ведомственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта, утвержденный приказом Калужского отделения N 8608 Сбербанка РФ от 25.12.2003 N 274, по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно: не утвержден органами местного самоуправления, не согласован с органами архитектуры и градостроительства, не согласован с органами пожарного надзора.
Кроме того, в нарушение указанных норм Банк не представил в регистрационный орган документ, устанавливающий или подтверждающий право собственности на отведенный для создания объекта недвижимости земельный участок либо право пользования этим земельным участком, а также документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства в силу ст. 20 Закона от 21.07.97 N 122-ФЗ являются основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Таким образом, Управление Федеральной регистрационной службы по Калужской области, осуществив незаконную регистрацию права собственности Банка на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м нарушило права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ООО "ПСФ "Базис", поскольку за последним было зарегистрировано право собственности на домовладение площадью 1495,6 кв. м, а Банком подтверждено право собственности по договору купли-продажи только на 191,5 кв. м (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2004 по делу N А-23-727/03Г-8-39).
В связи с изложенным, действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по регистрации права собственности АКБ СБ РФ на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 являются незаконными как несоответствующие требованиям ст. 18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах решение первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст.п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 05.04.2007 г. по делу N А23-334/07А-12-12 отменить.
Действия Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области по государственной регистрации права собственности Акционерного коммерческого сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на административное помещение общей площадью 231,3 кв. м на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: г. Калуга, ул. Луначарского, д. 9/2 признать незаконными как несоответствующие статье 18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Базис" уплаченную по делу государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)