Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.10.2013 N ВАС-13360/12 ПО ДЕЛУ N А65-13526/2011

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2013 г. N ВАС-13360/12

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей А.М. Медведевой, Е.М. Моисеевой рассмотрела в судебном заседании заявление главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 13.09.2013 N 2037 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 по делу N А65-13526/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2013 по тому же делу, принятых по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной А.К. (далее - КФХ Хайруллиной А.К.) к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - глава Тукаевского муниципального района), Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполком) и к Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - палата) о признании незаконными действий заместителя председателя палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), главы Тукаевского муниципального района (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); обязании ответчиков немедленно подготовить и утвердить в установленном порядке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схему расположения испрашиваемого земельного участка общей площадью 600 га, входящего в состав единого землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, и выдать ее главе КФХ Хайруллиной А.К. для формирования межевого плана; обязать ответчиков после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предоставить КФХ Хайруллиной А.К. в собственность бесплатно испрашиваемый земельный участок согласно заявлениям от 03.11.2009 на имя главы Тукаевского муниципального района, от 10.11.2009 на имя руководителя исполкома, согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2010 по делу N А65-5887/2010 с учетом заявления от 30.12.2010 за исх. N 265.
Суд

установил:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2012 решение от 28.12.2011 и постановление от 07.03.2012 были отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия заместителя председателя палаты Русского С.В. (согласно письму от 21.01.2011 N 154), руководителя исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20.05.2011 N 732), главы Тукаевского муниципального района (согласно письму от 01.06.2011 N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"). При этом суд обязал ответчиков устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения по существу его письменного обращения от 10.11.2009 и принятия по нему предусмотренного законом решения. В удовлетворении остальной части требований судом первой инстанции отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 решение от 08.10.2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2013 решение от 08.10.2012 и постановление от 01.04.2013 в части отказа в удовлетворении требований КФХ Хайруллиной А.К. отменены. В указанной части принят новый судебный акт.
Суд обязал главу Тукаевского муниципального района на основании заявления КФХ Хайруллиной А.К. совершить действия по подготовке и утверждению схемы расположения на кадастровом плане испрашиваемого земельного участка для формирования межевого плана; принять решение о предоставлении КФХ Хайруллиной А.К. в собственность данного земельного участка, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи данного участка. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора глава Тукаевского муниципального района указывает на нарушение в толковании и применении судами норм права.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Из статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают соответствующее заявление, а орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его, в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.
Учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-5887/2919, установив, что глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что в данном случае применению подлежит порядок предоставления земельных участков, установленный специальным Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а не положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на основании чего удовлетворил заявленные требования.
Исходя из того, что на момент обращения главы КФХ Хайруллиной А.К. в ноябре 2009 года аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц ответчику не поступали, а также учитывая, что вступившим в силу решением арбитражного суда по делу N А65-5887/2919 признано незаконным бездействие ответчиков по рассмотрению заявления заявителя, суд довод главы Тукаевского муниципального района о необходимости предоставления испрашиваемого земельного участка на торгах в виду наличия также заявления другого лица, поданного 28.09.2010, отклонил.
Иные доводы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, что не входит в компетенцию суда надзорной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А65-13526/2011 Арбитражного суда Республики Татарстан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.07.2013 отказать.

Председательствующий судья
Г.Г.ПОПОВА

Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА

Судья
Е.М.МОИСЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)