Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений",
апелляционное производство N 05АП-10698/2013,
на решение от 18.07.2013
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-7926/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" (ИНН 2540165667, ОГРН 1102540006645, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.10.2010)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения от 24.05.2013 N 2791/20у и об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 2807 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории,
при участии в заседании:
- от заявителя: директор А.С. Батов (паспорт, приказ N 1 от 05.10.2010), представитель В.А. Кисель (паспорт, доверенность от 20.03.2013 N 0/1);
- от УГА г. Владивостока: представитель В.А. Фрейдун (удостоверение N 4279, доверенность от 02.07.2013 N 27/1-1-1947);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 24.05.2013 N 2791/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2807 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством, и об обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка в десятидневный срок с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, общество ссылается на отсутствие у УГА г. Владивостока оснований для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, настаивая на том, что поданное им заявление соответствовало требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Пояснило, что письмом от 15.04.2013 уточнило площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы, однако данное уточнение не было принято УГА г. Владивостока во внимание.
Представитель УГА г. Владивостока в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
24.12.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для формирования земельного участка.
14.02.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, согласно которой площадь земельного участка составила 2807 кв. м, топографическая съемка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин.
15.04.2013 общество представило в департамент заявление об уточнении намерений, изложенных в заявлении от 24.12.2012, в котором просило предоставить земельный участок площадью 2807 кв. м для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке в аренду сроком на 3 года.
Уточненное заявление направлено департаментом в администрацию г. Владивостока 07.05.2013.
Письмом от 24.05.2013 N 2791/20у администрация г. Владивостока возвратила обществу комплект документов, уведомив о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием сведений о площади земельного участка, указанных в заявлении о его предоставлении, площади земельного участка на проекте схемы расположения.
Расценив указанное письмо как отказ, посчитав его нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа УГА г. Владивостока незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент за предоставлением в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения.
Коллегией установлено, что представленные обществом заявление и пакет документов к нему соответствовали требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу данной нормы оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления следует рассматривать в качестве прямой юридической обязанности управомоченного субъекта, не подлежащей трактованию в ином смысле.
Коллегией установлено, что органом местного самоуправления по заявлению общества земельный участок не формировался. Проект схемы расположения земельного участка был представлен в УГА г. Владивостока обществом.
Отказывая заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, УГА г. Владивостока сослалось на несоответствие площади земельного участка, указанной в заявлении от 24.12.2012, площади земельного участка, сформированного согласно проекту схему расположения.
Между тем данный вывод сделан УГА г. Владивостока без учета заявления общества от 15.04.2013, в котором площадь испрашиваемого земельного участка была уточнена - 2807 кв. м, что соответствовало площади земельного участка, отображенного на схеме.
Уточненное заявление направлено департаментом в УГА г. Владивостока 07.05.2013, то есть до рассмотрения заявления общества по существу, в связи с чем подлежало обязательному учету.
Коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявление общества от 15.04.2013 следует рассматривать как самостоятельное заявление о предоставлении нового земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка указываются его предполагаемые размеры, в связи с чем до формирования земельного участка испрашивающее его лицо не лишено возможности уточнить размер данного земельного участка.
В заявлении от 15.04.2013 имеется ссылка на первоначально поданное заявление от 24.12.2012, в связи с чем каких-либо сомнений в том, является ли данное заявление самостоятельным либо уточненным, у коллегии не вызывает.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что изложенные в письме УГА г. Владивостока основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка не подтверждены документально.
Кроме того, коллегия считает необходимым отметить, что само по себе расхождение в площади земельного участка, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка, и площади земельного участка, сформированного согласно проекту схему расположения, не является основанием для отказа в формировании земельного участка.
Добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельных участков не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по ее подготовке от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, получив заявление общества, УГА г. Владивостока было обязано сформировать земельный участок, утвердить и выдать схему его расположения на кадастровой карте или кадастровом плане территории в соответствии с указанной в нем ориентировочной площадью. Заявитель свою обязанность по направлению документов, необходимых для предоставления земельного участка исполнил, местонахождение испрашиваемого земельного участка и его примерный размер указал, что УГА г. Владивостока не оспаривается.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорного земельного участка в целях его последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, коллегия признает оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказ УГА г. Владивостока от 24.05.2013 N 2791/20у является незаконным, иные основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка УГА г. Владивостока не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает возможным обязать УГА г. Владивостока утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка ориентировочной площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. возлагаются на УГА г. Владивостока.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы подлежат выдаче Арбитражным судом Приморского края.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2013 по делу N А51-7926/2013 отменить.
Признать незаконным решение Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 24.05.2013 N 2791/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (объекты складского назначения).
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 2000 (две тысячи) рублей и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2013 N 05АП-10698/2013 ПО ДЕЛУ N А51-7926/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. N 05АП-10698/2013
Дело N А51-7926/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений",
апелляционное производство N 05АП-10698/2013,
на решение от 18.07.2013
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-7926/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" (ИНН 2540165667, ОГРН 1102540006645, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 05.10.2010)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения от 24.05.2013 N 2791/20у и об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 2807 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории,
при участии в заседании:
- от заявителя: директор А.С. Батов (паспорт, приказ N 1 от 05.10.2010), представитель В.А. Кисель (паспорт, доверенность от 20.03.2013 N 0/1);
- от УГА г. Владивостока: представитель В.А. Фрейдун (удостоверение N 4279, доверенность от 02.07.2013 N 27/1-1-1947);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 24.05.2013 N 2791/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2807 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Выселковая, 40, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством, и об обязании утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка в десятидневный срок с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, общество ссылается на отсутствие у УГА г. Владивостока оснований для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, настаивая на том, что поданное им заявление соответствовало требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Пояснило, что письмом от 15.04.2013 уточнило площадь испрашиваемого земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы, однако данное уточнение не было принято УГА г. Владивостока во внимание.
Представитель УГА г. Владивостока в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
24.12.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для формирования земельного участка.
14.02.2013 обществом в УГА г. Владивостока представлены проект схемы расположения, согласно которой площадь земельного участка составила 2807 кв. м, топографическая съемка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин.
15.04.2013 общество представило в департамент заявление об уточнении намерений, изложенных в заявлении от 24.12.2012, в котором просило предоставить земельный участок площадью 2807 кв. м для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке в аренду сроком на 3 года.
Уточненное заявление направлено департаментом в администрацию г. Владивостока 07.05.2013.
Письмом от 24.05.2013 N 2791/20у администрация г. Владивостока возвратила обществу комплект документов, уведомив о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с несоответствием сведений о площади земельного участка, указанных в заявлении о его предоставлении, площади земельного участка на проекте схемы расположения.
Расценив указанное письмо как отказ, посчитав его нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании отказа УГА г. Владивостока незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент за предоставлением в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством, - под размещение объекта складского назначения.
Коллегией установлено, что представленные обществом заявление и пакет документов к нему соответствовали требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
По смыслу данной нормы оформление схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления следует рассматривать в качестве прямой юридической обязанности управомоченного субъекта, не подлежащей трактованию в ином смысле.
Коллегией установлено, что органом местного самоуправления по заявлению общества земельный участок не формировался. Проект схемы расположения земельного участка был представлен в УГА г. Владивостока обществом.
Отказывая заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка, УГА г. Владивостока сослалось на несоответствие площади земельного участка, указанной в заявлении от 24.12.2012, площади земельного участка, сформированного согласно проекту схему расположения.
Между тем данный вывод сделан УГА г. Владивостока без учета заявления общества от 15.04.2013, в котором площадь испрашиваемого земельного участка была уточнена - 2807 кв. м, что соответствовало площади земельного участка, отображенного на схеме.
Уточненное заявление направлено департаментом в УГА г. Владивостока 07.05.2013, то есть до рассмотрения заявления общества по существу, в связи с чем подлежало обязательному учету.
Коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявление общества от 15.04.2013 следует рассматривать как самостоятельное заявление о предоставлении нового земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка указываются его предполагаемые размеры, в связи с чем до формирования земельного участка испрашивающее его лицо не лишено возможности уточнить размер данного земельного участка.
В заявлении от 15.04.2013 имеется ссылка на первоначально поданное заявление от 24.12.2012, в связи с чем каких-либо сомнений в том, является ли данное заявление самостоятельным либо уточненным, у коллегии не вызывает.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что изложенные в письме УГА г. Владивостока основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка не подтверждены документально.
Кроме того, коллегия считает необходимым отметить, что само по себе расхождение в площади земельного участка, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка, и площади земельного участка, сформированного согласно проекту схему расположения, не является основанием для отказа в формировании земельного участка.
Добровольное представление заявителем проекта схемы расположения земельных участков не влечет правовых последствий в виде передачи обязанности по ее подготовке от органа местного самоуправления к заявителю, поскольку такая передача не предусмотрена нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, получив заявление общества, УГА г. Владивостока было обязано сформировать земельный участок, утвердить и выдать схему его расположения на кадастровой карте или кадастровом плане территории в соответствии с указанной в нем ориентировочной площадью. Заявитель свою обязанность по направлению документов, необходимых для предоставления земельного участка исполнил, местонахождение испрашиваемого земельного участка и его примерный размер указал, что УГА г. Владивостока не оспаривается.
Оспариваемый отказ нарушает право общества на получение спорного земельного участка в целях его последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, коллегия признает оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказ УГА г. Владивостока от 24.05.2013 N 2791/20у является незаконным, иные основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка УГА г. Владивостока не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает возможным обязать УГА г. Владивостока утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка ориентировочной площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб. возлагаются на УГА г. Владивостока.
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы подлежат выдаче Арбитражным судом Приморского края.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.07.2013 по делу N А51-7926/2013 отменить.
Признать незаконным решение Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 24.05.2013 N 2791/20у об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 2807 кв. м в районе ул. Выселковая, д. 40 в г. Владивостоке на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (объекты складского назначения).
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр земельных отношений" расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в сумме 2000 (две тысячи) рублей и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)