Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 N 05АП-11655/2012, 05АП-175/2013 ПО ДЕЛУ N А51-5399/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. N 05АП-11655/2012, 05АП-175/2013

Дело N А51-5399/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 29 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Н.А. Скрипки,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-11655/2012, 05АП-175/2013
на решение от 07.12.2012 судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-5399/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) Муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (ИНН 2536177331, ОГРН 1062536053788)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931),
заинтересованные лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Администрация г. Владивостока, КГУП "Примлес"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав,
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Овчинникова Е.А. - главный специалист-эксперт, удостоверение N 2120, доверенность N 20/05/02-05/12 от 09.01.2013 сроком действия до 31.12.2013 со специальными полномочиями.
Заявитель, ответчик, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация г. Владивостока - не явились,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании действий, выразившихся в отказе, оформленном письмом от 20.01.2012 N 01/210/2011-269 в регистрации МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общей площадью 2882 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никитина, д. 3, с разрешенным видом использования: "под площадку для отдыха жителей и гостей города" незаконными, об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" земельным участком, общей площадью 2882 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никитина, д. 3, с разрешенным видом использования: "под площадку для отдыха жителей и гостей города".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.04.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Администрация г. Владивостока, КГУ "Приморское лесничество".
Решением суда от 07.12.2012 удовлетворены требования заявителя в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, УФРС ПК обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления МКУ "Комплексное развитие земель". Управление не согласно с выводом суда о том, что с принятием Думой г. Владивостока решения от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами фактически влечет изменение их целевого назначения и вида разрешенного использования. Указывает на отсутствие у заявителя доказательств согласования в установленном порядке проекта Генерального плана Владивостокского городского округа с федеральным органом в сфере лесного хозяйства в нарушение постановления Правительства РФ от 24.03.2007 N 178. В связи с этим считает, что фактическое включение земель, занятых лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменения их целевого назначения и вида разрешенного использования.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что спорный земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости, при этом отсутствие данных о государственном кадастровом номере не влечет прекращение права федеральной собственности на данный участок, а также утрату им статуса лесного участка. Считает, что принадлежность земель Владивостокского лесхоза к лесам первой группы лесного фонда и право федеральной собственности на эти земли подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 21.05.2002 по делу N 56Г02-12. Полагает, что Администрация г. Владивостока нарушила порядок предоставления спорного земельного участка, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Определением от 11.04.2013 производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Высшим Арбитражным судом РФ заявления Управления муниципальной собственности г. Владивостока о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2012 по делу N А51-8975/2012, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2013 по тому же делу. Определением от 22.07.2013 производство по настоящему делу возобновлено.
Рассмотрение дела 29.08.2013 начато сначала в связи с изменением состава суда на основании статьи 18 АПК РФ.
Заявитель, КГУ "Приморское лесничество", Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, администрация г. Владивостока, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края огласил доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней. Решение Арбитражного суда Приморского края просит отменить и принять новый судебный акт. Пояснил, что поддерживает апелляционную жалобу Управления Росреестра по ПК. Заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве. Суд определил рассмотреть ходатайство при вынесении окончательного судебного акта.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителя лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 18.01.2007 N 445 МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" из земель поселений по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никитина, 3 предоставлен земельный участок площадью 2882 кв. м в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для отдыха жителей и гостей города.
05.12.2011 Учреждение обратилось в УФРС ПК с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 2882 кв. м разрешенное использование: под площадку для отдыха жителей и гостей города, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Никитина, 3 (далее - спорный земельный участок)..
Сообщением об отказе в государственной регистрации прав от 20.01.2012 N 01/210/2011-269 УФРС ПК на основании абзаца 6, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок, поскольку на основании письма Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" установило, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда.
Не согласившись с указанным решением УФРС ПК, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Статьей 17 Закона о регистрации установлено, что основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 13 данного закона осуществляющий государственную регистрацию прав орган, обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, установленных в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20 того же Закона в государственной регистрации может быть отказано, в случае если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. В силу абзаца 8 пункта 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В качестве основания государственной регистрации заявителем было представлено Постановление Администрации г. Владивостока N 445 от 18.01.2007 о предоставлении заявителю из земель поселений в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка общей площадью 2882 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никитина, 3.
УФРС ПК письмом от 20.01.2012 N 01/201/2011-269 на основании абзацев 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на спорный земельный участок.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод Управления, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда.
Указанный вывод регистрирующего органа судебная коллегия считает не подтвержденным в установленном законом порядке и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Судебная коллегия, с учетом действия положений статей 28, 29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" в редакции изменений, внесенных Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ и вступивших в силу с 01.02.2007, пришли к выводу о том, что Администрация г. Владивостока, действуя в рамках полномочий, предусмотренных абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, на дату принятия постановления от 18.01.2007 N 445 обладала правом предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок на дату предоставления его МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением администрации г. Владивостока от 18.01.2007 N 445 относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы УФРС ПК, Управления лесным хозяйством Приморского края, КГКУ "Приморское лесничество", ТУ Росимущества в Приморском крае о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, коллегией проверены и не нашли надлежащего подтверждения, в силу следующего.
В рамках правовой экспертизы представленных заявителем на государственную экспертизу документов регистрирующим органом был направлен запрос во Владивостокский филиал КГКУ "Приморское лесничество", в ответ на который письмом указанного филиала от 23.12.2011 N 1446 сообщено, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества. Основанием для постановки на учет в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза явилось постановление Правительства РФ от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре".
На основании указанного письма регистрирующий орган сделал вывод о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Земельный участок может относиться только к одной категории земель.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта от 28.11.2011 N 25/00-11-132453 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050028:174 он полностью находится на землях населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ предусмотрено, что границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре недвижимости).
В соответствии с Законом о кадастре недвижимости, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Лесные участки, как объект недвижимости, подлежат кадастровому учету с присвоением государственного учетного номера, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации.
Следовательно, только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет, как земельный участок земель населенных пунктов. Следовательно, в силу вышеуказанных норм Лесного, Земельного кодексов РФ спорный земельный как расположенный на землях населенных пунктов, не входит в состав земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Между тем в нарушение указанных положений о бремени доказывания по рассматриваемой категории дел ответчик не доказал отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда и к федеральной собственности.
Оспариваемый отказ Управления от 20.01.2012 N 01/210/2011-269, письмо КГКУ "Примлес" от 23.12.2011 N 1446 содержат ссылки на наличие в государственном лесном реестре Приморского края учетной записи 1105028, согласно которой в составе земель лесного фонда числится вся территория бывшего Владивостокского лесхоза общей площадью 77 260 га.
Однако выписка из государственного лесного реестра либо иные доказательства нахождения спорного участка в границах земель лесного фонда ответчиком и третьими лицами, включая ТУ Росимущества в Приморском крае, предоставлены не были.
Между тем, как следует из части 2 статьи 91 ЛК РФ, в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса. Таким образом, из указанной нормы следует, что наличие в лесном реестре сведений о лесах безусловно не свидетельствует об отнесении таких участков к лесному фонду.
В то же время государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда предполагает расположение указанных участков исключительно в границах земель лесного фонда, в то время как спорный земельный участок согласно данных государственного кадастрового учета расположен на землях населенных пунктов.
Границы населенного пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. В связи с чем, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
То обстоятельство, что Администрация г. Владивостока распорядилась спорным земельным участком до утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа (решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119), не свидетельствует о наличии оснований для отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Ссылка регистрирующего органа на распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 коллегией не принимается, поскольку в силу статьи 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" изданные до ведения в действие Земельного кодекса РФ регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ применяются в части, не противоречащей ЗК РФ, а согласно статье 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что из распоряжения Совета Министров СССР от 21.06.1956 не представляется возможным достоверно установить границы земельного участка, отнесенного непосредственно к землям лесного фонда.
Кроме того, отнесение всей территории бывшего Владивостокского лесхоза общей площадью 77 260 га одной учетной записью 1105028 в государственном лесном реестре Приморского края к землям лесного фонда на основании материалов лесоустройства, осуществленного в период действия Основ лесного законодательства от 06.03.1993, которое устанавливало, что все леса и предоставленные для лесного хозяйства земли образуют лесной фонд РФ, не учитывает следующего.
Лесной кодекс РФ 1997 года установил разграничения лесов на лесной фонд и городские леса, не входящие в лесной фонд.
Во исполнение Лесного кодекса РФ 1997 года приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.07.1997 N 94 установлен порядок проведения лесоустройства (парко- и лесоустройства) и о перечне лесоустроительной документации по лесам, не входящим в лесной фонд.
В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ 2006 года, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ 2006 года в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены. Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ 2006 года леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, имеющий статус лесного.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона о кадастре недвижимости, формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке части 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости не были зарегистрированы до даты вступления в силу указанного Закона о кадастре недвижимости, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона о кадастре недвижимости о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
Статьей 6 Лесного кодекса РФ 2006 года установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства. Указанные Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно пункту 10 Правил проведения лесоустройства материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Следовательно, материалы лесоустройства подлежали корректировке с учетом норм действующего законодательства и не могли быть положены в основу внесения сведений в лесной реестр как участка лесного фонда.
Кроме того, коллегия критически относится к указанию Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" в качестве обоснования для постановки на учет в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре".
Так, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 N 310 утвержден Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее - Порядок). В соответствии с данным Порядком государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ (пункт 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится в случаях: предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда; оформления договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда при приведении таких договоров в соответствие с ЛК РФ (пункт 4).
Ни одно из перечисленных обстоятельств не приведено в качестве основания для осуществления учета в государственном лесном реестре лесного участка в границах бывшего Владивостокского лесхоза.
Доказательства осуществления государственного учета спорного земельного участка в качестве лесного участка в составе земель лесного фонда на дату предоставления его МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в материалы дела не представлены.
Таким образом, ни одно из указанных в оспариваемом отказе регистрирующего органа от 20.01.2012 N 01/210/2011-269 оснований не свидетельствует об отсутствии у Администрации г. Владивостока полномочий по распоряжению спорным участком по состоянию на 18.01.2007.
Согласно имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта от 28.11.2011 N 25/00-11-132453 спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:050028:174 он полностью находится на землях населенных пунктов.
В соответствии с письмом Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (далее УГА г. Владивостока) от 15.02.2012 N 2221СП земельный участок с кадастровым номером 25:28:050028:174 полностью расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа. Согласно письму УГА г. Владивостока от 11.09.2012 N 19384СП указанный земельный участок полностью расположен в жилой функциональной зоне согласно схеме функционального зонирования, утвержденной в составе генерального плана Владивостокского городского округа, принятого решением Думы г. Владивостока от 31.01.2012 N 792.
Соответственно в силу части 1 статьи 7 ЗК РФ, части 1 статьи 6, статьи 8 ЛК РФ спорный участок не относится к землям лесного фонда. Доказательств обратного ответчиком в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда как на момент вынесения Администрацией г. Владивостока постановления от 18.01.2007 N 445 о предоставлении МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, так и на момент обращения за регистрацией права, и наличия права федеральной собственности на данный участок, и принимая во внимание положения статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", судебная коллегия приходит к выводу, что у УФРС ПК отсутствовали указанные в письме от 20.01.2012 N 01/210/2011-269 основания для отказа в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на спорный земельный участок, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Учитывая содержания пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.2002 N 184, судебная коллегия приходит к выводу, что при правовой экспертизе представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов регистрирующий орган устанавливает все имеющиеся основания для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Итоговым действием по результатам проведенной правовой экспертизы является принятие одно из следующих решений: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Поскольку решение об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования признано незаконным, а иных оснований для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при проведении правовой экспертизы документов не установлено, судом первой инстанции правомерно с учетом положений Методических рекомендаций от 01.07.2002 N 184 на Управление Росреестра по Приморскому краю возложена обязанность зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на земельный участок площадью 2882 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Никитина, 3 "под площадку для отдыха жителей и гостей города".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Рассмотрев ходатайство Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края о процессуальном правопреемстве, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как установлено судом, на основании постановления Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в форме выделения из него Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и присоединения к нему Департамента имущественных отношений Приморского края. При этом Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па утверждено Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края.
В этой связи Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 29.12.2012 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственным регистрационным номером 2122543505599.
Принимая во внимание, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края выбыл из правоотношения в связи с реорганизацией, судебная коллегия считает, что ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Заменить Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2012 по делу N А51-5399/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.Б.КУЛТЫШЕВ

Судьи
С.М.СИНИЦЫНА
Н.А.СКРИПКА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)