Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-10136/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу N 33-10136/2013


Судья Мамаев В.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Некрасовой А.С., Коренева А.С.,
при секретаре Максимовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24.09.2013 гражданское дело по иску Главного Государственного санитарного врача по городу Асбест, поселку Рефтинский, Белоярскому району и рабочему поселку Верхнее Дуброво к Администрации Белоярского городского округа о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
по апелляционной жалобе истца на заочное решение Белоярского районного суда Свердловской области от 14.05.2013.
Заслушав доклад судьи Некрасовой А.С., объяснения представителей истца К., З., представителя ответчика и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа Б., судебная коллегия

установила:

Главный Государственный санитарный врач по городу Асбест, поселку Рефтинский, Белоярскому району и рабочему поселку Верхнее Дуброво обратился в суд с иском, в котором просил:
1) признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства (о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);
2) понудить Администрацию Белоярского городского округа к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, а именно:
- - обязать определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа;
- - обязать разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа;
- - обязать получить в соответствии с санитарным законодательством в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- - обязать получить в соответствии с санитарным законодательством в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, санитарно-эпидемиологическим требованиям (санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов);
- - обязать установить в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ;
- - обязать внести изменения в Генеральный план Белоярского городского округа в части установления зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны) в соответствии с действующим законодательством, в том числе, санитарным законодательством, с учетом реализации требований ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации в части регистрации ограничений и обременений использования земельных участков в пределах данных зон;
- - обязать соответствующим муниципальным правовым актом определить юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ответственных за эксплуатацию систем водоснабжения на территории Белоярского городского округа, и обязать их в соответствии с рабочей программой производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий постоянно контролировать качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Обязать в порядке, установленном законодательством о местном самоуправлении и муниципальном контроле, постоянно осуществлять муниципальный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных указанным муниципальным правовым актом;
- - обязать исполнить вышеуказанные требования санитарного законодательства после вступления решения суда в законную силу в срок и в порядке, установленном федеральным законом (в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства).
Свои требования истец мотивировал тем, что ответчик в установленных законодательством пределах наделен полномочиями по организации водоснабжения населения в границах городского округа, полномочиями собственника водных объектов.
В соответствии с положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Администрация Белоярского городского округа в соответствии с осуществляемой ею деятельностью по реализации функций и полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения обязана организовать и осуществить выполнение требований санитарного законодательства.
Большая часть источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Белоярского городского округа не определена, т.е. Администрация Белоярского городского округа не располагает сведениями об источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и их соответствии санитарным правилам.
Факт неисполнения Администрацией Белоярского городского округа требований санитарного законодательства подтверждается привлечением ее к административной ответственности в <...> г. и <...> г., а также неисполнением ею в установленном законом порядке предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Ответчик исковые требования в суде первой инстанции не признал. В обоснование своих возражений указал, что истцом не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлен иск. Также не доказан факт невыполнения ответчиком требований санитарного законодательства. Порядок определения источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения законом не установлен, поэтому данное требование неисполнимо. Кроме того, указал, что имеется Перечень источников питьевого водоснабжения, расположенных на территории Белоярского городского округа, в количестве 88 единиц.
На основании Устава Белоярского городского округа Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа ведет реестры муниципального имущества в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424, поэтому Администрация Белоярского городского округа не обязана составлять какой-либо специальный перечень источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Требования об обязании разработать проекты зон санитарной охраны источников и получить в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии источников и разработанных проектов зон санитарной охраны санитарно-эпидемиологическим требованиям, не основаны ни на каких нормах, поэтому удовлетворению также не подлежат. Кроме того, в Белоярском городском округе разработаны проекты Генеральных планов 45 населенных пунктов Белоярского городского округа, в которых зоны санитарной охраны источников водоснабжения указаны.
Заочным решением Белоярского районного суда Свердловской области от 14.05.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит постановленное заочное решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, сославшись на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. Настаивает на том, что действия, которые истец просит обязать выполнить ответчика, входят именно в его полномочия. Ответчик является специальным субъектом права - органом местного самоуправления, который осуществляет полномочия собственника источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может решать вопросы местного значения, в том числе административно-командным способом, поэтому на него возложена обязанность по выполнению указанных истцом требований санитарного законодательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от <...> судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от <...> в связи с отказом истца от части исковых требований производство по делу прекращено в части понуждения Администрации Белоярского городского округа к выполнению ряда обязательных требований санитарного законодательства, а именно: о возложении на ответчика обязанностей получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны и водных объектов санитарно-эпидемиологическим требованиям; установления ограничений в использовании земельных участков; внесении изменений в Генеральный план; определении соответствующим муниципальным правовым актом ответственных лиц за эксплуатацию систем водоснабжения, в связи с чем на рассмотрение судебной коллегии остались уточненные истцом требования, согласно которым он просит:
- - признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а именно в не определении до настоящего времени источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территории Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, и количества данных источников, необходимого для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей;
- - понудить Администрацию Белоярского городского округа к выполнению обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а именно обязать ее для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, определить источники питьевого и хозяйственно-бытового централизованного и нецентрализованного водоснабжения и количество данных источников, необходимое для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; кроме того, в установленном законодательством порядке в случае отсутствия данных источников в реестре муниципального имущества признать данные источники муниципальной собственностью и включить их в состав муниципального имущества Белоярского городского округа;
- - обязать Администрацию Белоярского городского округа разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа;
- - обязать Администрацию Белоярского городского округа исполнить вышеуказанные требования санитарного законодательства после вступления решения суда в законную силу в срок и в порядке, установленном федеральным законом (в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца К. и З. поддержали доводы апелляционной жалобы и уточненные исковые требования, просили решение отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа Б. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, не согласился с уточненными исковыми требованиями, просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии не явились третьи лица Белоярский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ООО "Косулинское производственное предприятие", ООО "СбытЭнерго", МУП "Белоярские тепловые сети", ООО "Управляющая компания "Студенческая", ООО "Управляющая компания "Белореченское". Копии заочного решения, апелляционной жалобы направлены им апелляционной инстанцией <...>, в извещении содержится информация об электронном адресе сайта Свердловского областного суда. Извещения о дате и времени рассмотрения дела <...>, а также уточнение иска направлены им <...>. Кроме того, представители третьих лиц ООО "Косулинское производственное предприятие", ООО "СбытЭнерго", ООО "Управляющая компания "Белореченское" извещены о дате, времени и месте судебного заседания по телефону, что подтверждается телефонограммами от <...>.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что неявившиеся стороны знали о направлении жалобы, имели сведения об электронном адресе сайта суда апелляционной инстанции, о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признавал обязательной их явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав объяснения представителей истца К., З., представителя ответчика и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа Б., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Исследуя материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии в них сведений об извещении о времени и месте судебного заседания, назначенного на <...>, третьих лиц - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Белоярского городского округа, Белоярского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (<...>), ООО "Косулинское производственное предприятие", ООО "СбытЭнерго", МУП "Белоярские тепловые сети", ООО "Управляющая компания "Студенческая", ООО "Управляющая компания "Белореченское".
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
На основании ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 1 ст. 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.
Сведений, подтверждающих, что указанные третьи лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалах дела не содержится. Уведомления о вручении им извещений отсутствуют. Доказательства отправки уведомлений в виде описи отправки заказной корреспонденции, в материалах дела также не представлены. В решении суда не содержится указаний на способ их оповещения, а также ссылки на доказательства такого извещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания к отмене судебного решения по мотиву нарушения норм процессуального закона, наличии оснований для повторного рассмотрения названного гражданского дела по правилам суда первой инстанции (абз. 2 п. 1 ст. 327, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и вынесения по делу нового решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в т.ч. организация в границах поселений водоснабжения населения.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соответственно ответчик при реализации функций и полномочий органа местного самоуправления обязан осуществлять деятельность по выполнению требований санитарного законодательства.
Обязанность ответчика по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения вытекает из положений ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации "О схемах водоснабжения и водоотведения" от 05.09.2013 N 782, которым утверждены Правила разработки утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
Согласно названных Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения в схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться в т.ч. перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения; описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений.
Представитель ответчика, возражая в судебном заседании суда апелляционной инстанции против того, что на ответчика возложена обязанность по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, указал, что в приведенном постановлении закреплен порядок установления данных источников, а не их определения, также не отрицал, что обязанность по их установлению возложена на ответчика.
Судебная коллегия не соглашается с доводом ответчика о том, что обязанность именно по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на Администрацию не возложена, поскольку под установлением (описанием) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и их определением подразумеваются одни и те же действия уполномоченного органа муниципальной власти. Они направлены на достижение одной и той же цели - выявление источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для определения возможности их использования населением.
Названными нормативными актами установлена обязанность ответчика по описанию (установлению) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что таких действий ответчиком не произведено, источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории всего ГО Белоярский не описаны (установлены). Доказательств обратного в суд первой инстанции, а также в заседание суда апелляционной инстанции в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено. Мнение ответчика о том, что истец обязан доказать факт отсутствия установленных ответчиком источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является ошибочным, поскольку отрицательные факты по общему правилу доказыванию не подлежат ввиду невозможности представления таких доказательств. Поскольку законом на ответчика возложена обязанность определения, установления источников, то соответственно именно ответчик должен доказать что им такая обязанность исполнена, истцу в данном случае достаточно заявить лишь о невыполнении ответчиком требований закона.
Ссылка ответчика на перечень источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, представленный им в суд первой инстанции (л. д. 170 - 177 том 1) в качестве исполнения своей обязанности, судебной коллегией признается несостоятельной ввиду того, что данный перечень представлен только по скважинам, их зданиям, водонапорным башням тогда как к источникам относятся и другие объекты (в т.ч. колодцы). Указанный перечень представлен не по всем населенным пунктам, входящим в ГО Белоярский, является неполным. Как установлено в судебном заседании такие источники не определены в д. Гилево и д. Ялунино, тогда как в указанных населенных пунктах имеются колодцы, по поводу состояния которых истцом представлены многочисленные жалобы и обращения жильцов данных поселений. Также в обоснование исковых требований и подтверждение сложившейся в Белоярском городском округе ситуации истец представил в материалы дела переписку ответчика с Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и прокуратурой по поводу обращений отдельных граждан и групп о нехватке питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в частности в дер. Ялунино и пос. Прохладный. Приведенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции довод представителя ответчика, о том, что частные случаи обращений граждан с жалобами не являются показателем ситуации с водоснабжением в целом, является несостоятельным. В ответ на неоднократные предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также на предписания Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ответчик предоставлял информацию о том, что им проводятся мероприятия по выполнению требований санитарного законодательства. При этом доказательства того, что данные требования действительно выполнялись, ответчик суду в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком обязанность по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не исполнена, в связи с чем считает возможным удовлетворить требование о понуждении ответчика к определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в том виде, в каком оно заявлено истцом, т.к. оно соответствует требованиям закона.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В соответствии с Концепцией водной безопасности Свердловской области на период до 2020 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области N 1029-ПП 5 августа 2011 г. в рамках второго этапа (2014 - 2016 годы) приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции являются: установление зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения населения Свердловской области; определение дополнительных источников водоснабжения для населенных пунктов, имеющих дефицит водных ресурсов в условиях маловодья, а также резервных источников на случай чрезвычайной ситуации.
Ответчиком не оспаривается, что в нарушение норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасного горячего водоснабжения" и СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" не для всех источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории Белоярского городского округа, разработаны проекты зон их санитарной охраны, а только на те, которые определены в настоящее время.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на ответчике. Именно он как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. В связи с изложенным, в данной части исковые требования также подлежат удовлетворению.
Более того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что ответчик неоднократно планировал разработку проектов зон санитарной охраны и выделял на эти цели соответствующие денежные средства, в т.ч. из областного бюджета (л. д. 54, 60, 104 том 1).
Поскольку судебной коллегией требования об обязании ответчика определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и разработать проекты зон их санитарной охраны признаны обоснованными, обоснованным является и требование о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а именно в не определении до настоящего времени источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территории Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, и количества данных источников, необходимого для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Данное требование также подлежит удовлетворению.
Вместе с тем судебная коллегия отказывает в удовлетворении требования об обязании ответчика внести источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в реестр муниципального имущества в случае, если они ранее не были включены в данный реестр. Решение не может быть вынесено судом под каким-либо условием. В настоящее время невозможно установить наличие нарушений со стороны ответчика по не включению данных источников в реестр, поскольку они еще не определены и не установлены. В связи с этим требование об обязании ответчика в случае отсутствия источников в реестре муниципального имущества признать данные источники муниципальной собственностью и включить в состав муниципального имущества является преждевременным и не подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия считает возможным обязать ответчика исполнить требования санитарного законодательства по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и разработке проектов зон санитарной охраны данных источников в срок до 31.12.2013. Данный срок для исполнения судебного акта является разумным, учитывая, что указанные требования вытекают непосредственно из закона и являются прямой обязанностью ответчика. До указанного срока органам местного самоуправления Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 рекомендовано утвердить схемы водоснабжения, включающие в себя в т.ч. описание источников водоснабжения.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что обеспечение населения качественной питьевой водой является конечной целью выполнения требований санитарного законодательства, должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления. Затягивание срока исполнения данных требований недопустимо.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

заочное решение Белоярского районного суда Свердловской области от 14.05.2013 в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по определению источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов отменить, вынести по делу в данной части новое решение, которым
исковые требования Главного Государственного санитарного врача по городу Асбест, поселку Рефтинский, Белоярскому району и рабочему поселку Верхнее Дуброво удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, а именно в не определении до настоящего времени источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территории Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа, и количества данных источников, необходимого для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа в срок до 31.12.2013:
- - определить источники питьевого и хозяйственно-бытового централизованного и нецентрализованного водоснабжения и количество данных источников, необходимое для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей;
- - разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов, входящих в состав территорий Белоярского городского округа, указанных в ст. 3 Устава Белоярского городского округа.
В удовлетворении искового требования об обязании внести источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в реестр муниципального имущества в случае, если они ранее не были включены в данный реестр отказать.
Председательствующий
МОСКАЛЕНКО Ю.П.

Судьи
НЕКРАСОВА А.С.
КОРЕНЕВ А.С.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)