Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в заседании:
от производственного кооператива "Синеньский" Докалов Сергей Вениаминович, действующий по доверенности 20.12.2012,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Дьякова Ирина Олеговна, действующая по доверенности N 64/2013-05 от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, с. Синенькие, ОГРН: 1026401184248, ИНН: 6432005335)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "09" апреля 2013 года по делу N А57-19743/2012 (судья Кулапов Д.С.)
по заявлению производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, с. Синенькие, ОГРН: 1026401184248, ИНН: 6432005335)
о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
N Ф64/001/2012-46958 от 28.06.2012 (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
(г. Саратов)
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области
(г. Саратов, ОГРН: 1026401178484, ИНН:6432003218)
общество с ограниченной ответственностью "Реан" (г. Саратов, ОГРН: 1036405042630, ИНН:6450071588)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ (г. Саратов)
установил:
производственный кооператив "Синеньский" (далее ПК "Синеньский", заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области) N Ф64/001/2012-46958 от 28.06.2012; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции привлечены: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ООО "Реан", ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Производственный кооператив "Синеньский", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 18 мая 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Реан", Федерального государственного унитарного предприятия "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 18.06.2013 г. объявлялся перерыв до 20 июня 2013 года до 14 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПК "Синеньский" обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 28.06.2012 N Ф64/001/2012-46958 во внесении в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский", отказано.
Не согласившись с данным отказом, ПК "Синеньский" обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что представленные заявителем документы не могли являться основаниями для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12 970 га, в связи с чем филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области правомерно отказал кооперативу во внесении соответствующих сведений в ГКН.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.01.1992 на собрании коллектива реорганизуемого совхоза "Синеньский" было принято решение о передаче земли в коллективно - долевую собственность вновь организуемого предприятия - ОКХ "Синеньское".
Решением исполнительного комитета Саратовского районного Совета народных депутатов Саратовской области от 19.02.1992 г. N 40 было зарегистрировано ОКХ "Синеньское".
Решением Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области N 40 от 19.02.1992 "О приватизации земель колхозов "Маяк", им. Фрунзе, совхозов "Вольновский", "Синеньский", "Сергиевский" и создание на их базе крестьянских (фермерских) хозяйств" на основании Указа Президента РФ от 27.12.91 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РФ" и протокола общего собрания коллектива были выделены земельные участки для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Районным комитетом по земельной реформе совместно с Саратовским предприятием института ЮжНИИГипрозем был разработан проект перераспределения земель колхозов-совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в том числе совхоза Синеньский Саратовского района Саратовской области.
Согласно протоколу N 1 от 15.10.1992 г. проект перераспределения земель реорганизуемого совхоза "Синеньский" был утвержден собранием коллектива.
Постановлением администрации Саратовского района Саратовской области N 324 от 11.12.92 г. "О перераспределении земель в реорганизуемых хозяйствах Саратовского района" в соответствии с проектом перераспределения, реорганизуемому хозяйству было передано 12970 га, в том числе 8794 га сельскохозяйственных угодий, 4176 га под объектами общего пользования бесплатно в коллективно-долевую собственность.
12.05.2012 ПК "Синеньский" обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский".
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 28.06.2012 N Ф64/001/2012-46958 во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский", отказано.
Основанием для отказа послужил тот факт, что в представленных ПК "Синеньский" документах отсутствует уникальная характеристика земельного участка, а именно описание местоположения границ земельного участка, а также иные характеристики, предусмотренные статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", наличие которых является обязательным при включении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, по мнению учреждения не представляется возможным определить его как индивидуально определенную вещь.
Апелляционная инстанция, исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции, осуществив в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ проверку оспариваемого отказа на его соответствие закону, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным, в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Частью 2 статьи 20 указанного закона установлено, что собственники объектов недвижимости вправе обратиться с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 указанного закона.
Как следует из материалов дела, при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования ПК "Синеньский" в подтверждение своего права на испрашиваемый земельный участок были приложены следующие документы: копия постановления администрации Саратовского района Саратовской области от 11.12.1992 N 324, копия приложения к постановлению администрации района от 11.12.1992 N 324, копия проекта перераспределения земель совхоза "Синеньский" Саратовского района Саратовской области (план землепользования), копия экспликации земель реорганизуемого совхоза "Синеньский" Саратовского района, копия протокола N 1 собрания коллектива реорганизуемого хозяйства с-за "Синеньский" от 15.10.1992 г., копия выписки из протокола собрания коллектива реорганизуемого совхоза "Синеньский" от 19.01.1992 г., копия решения Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области от 19.02.1992 N 40 о регистрации объединения крестьянских хозяйств "Синеньское", копия приказа от 07.07.1999 г. N 4985 о преобразовании объединения крестьянских хозяйств "Синеньское" в производственный кооператив "Синеньский", копия Постановления Правительства Саратовской области от 28 марта 2006 г. N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области"; копия приказа Министерства авиационной промышленности СССР от 15 мая 1991 г. N 641 "О создании подсобных сельских хозяйств на Саратовском авиационном заводе"; копия Декларации взаимоотношений между совхозом "Синеньский" и Саратовским Авиационным заводом" от декабря 1990 г.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 3 статьи 45 указанного закона сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В свою очередь статья 7 Закона N 221-ФЗ содержит состав обязательных сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, к которым в том числе относит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
При рассмотрении дела судами установлено и подтверждается материалами дела, что указанные сведения ПК "Синеньский" не представлялись, доказательств обратного заявителем не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что из представленных с заявлением о постановке на кадастровый учет документов не представляется возможным определить испрашиваемый земельный участок как индивидуально определенную вещь.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 24.07.02 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" документами, удостоверяющими право на земельную долю, являются свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельную долю.
Такие документы заявителем также не представлены.
Кроме того, земельные участки, учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" считались ранее учтенными в государственном земельном кадастре и передавались территориальными органами Роснедвижимости в соответствии с "Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1.Т.Р.-11-02-01" для переноса сведений о них в Единый Государственный Реестр Земель (ЕГРЗ).
Из письма Территориального отдела N 8 Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 09.04.08 г. N 372 следует, что информация о предоставлении земельных участков на праве собственности ПК "Синеньский" в фонде данных отдела отсутствует.
Более того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2011 по делу N А57-6123/2011, также был установлен факт отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений по земельному участку площадью 12970 га кадастровый N 64:32:000000:147.
Указанным судебным актом установлено, что согласно сведениям ФБУ "Земельная кадастровая палата" от 24.10.2011 г., на государственный кадастровый учет 07.06.2007 был поставлен земельный участок с кадастровым номером N 64:32:000000:147, в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером N 64:32:000000:71, поставленного на кадастровый учет на основании решения N 40 от 19.02.1992 г. Площадь земельного участка с кадастровым номером N 64:32:000000:147 на данный момент составляет 2670,2 га после выделения доли участников общей долевой собственности. В результате за Производственным кооперативом "Синеньский" признано право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:32:000000:147 площадью 2670,2 га.
В то же время в рамках настоящего дела ПК "Синеньский" без учета, вступившего в законную силу судебного акта, просит о постановке на кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12970 га, при том, что судом при рассмотрении дела N А57-6123/2011 был установлен факт выделения долей участников общей долевой собственности.
Довод заявителя о том, что в указанном судебном акте судом сделан вывод о том, что ПК "Синеньский" стал собственником земельного участка площадью 12970га, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный вопрос не входил в предмет доказывания по рассмотренному делу, поскольку кооперативом были заявлены требования в отношении определенного земельного участка площадью 2670,2 га, поставленного на кадастровый учет под номером 64:32:000000:147.
Суд апелляционной инстанции также не принимает ссылку заявителя на проект перераспределения земель совхоза "Синеньский", который, по мнению кооператива, является землеустроительной документацией.
Пункт 5 Порядка включения сведений в кадастр устанавливает закрытый перечень источников для включения в ГКН сведений и документов о ранее учтенных объектах, в который не входит указанная документация. К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве (в первоначальной редакции) устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
Проект перераспределения земель колхозов-совхозов и других сельскохозяйственных предприятий от 15.10.92 г., на который ссылается ПК "Синеньский", относится к внутрихозяйственному землеустройству. Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве), и соответственно не является документом о межевании земельного участка.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1-5 к ним документы о межевании оформляются в виде описания земельных участков, которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание должно содержать чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек. Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Утверждения ПК "Синеньский" о том, что при наличии проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также иных документов, в которых границы участка были определены только в виде графического отображения на чертеже (плане), границы таких участков считаются установленными, не соответствуют приведенным выше нормам права.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавшего Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, которые в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221-ФЗ подлежат включению в ГКН.
Таким образом, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Пунктом 21 Порядка ведения кадастра предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в ГКН сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается в межевом плане посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения статьи 13 Закона N 221-ФЗ, согласно которой землеустроительные дела не являются частью кадастра недвижимости, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о том, что, поскольку, границы земельных участков вносятся в ГКН только в виде описания их координат, а сведения о ранее учтенных земельных участках, не прошедших кадастровую процедуру учета изменений объекта недвижимости с представлением межевого плана, не содержат описания границ с установленными координатами, у органа кадастрового учета отсутствует обязанность самостоятельно для каждого ранее учтенного земельного участка без определения границ составить межевой план и определить границы с указанием характерных точек.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку ПК "Синеньский" на налоговые декларации по уплате земельного налога, которые, по мнению заявителя апелляционной жалобы необоснованно не учтены судом первой инстанции, по следующим основаниям.
Как было указано выше, ПК "Синеньский обращался в ФГБУ "ФКП Росреестра" за внесением сведений о земельном участке с категорий земель - земли сельскохозяйственного назначения и площадью 12970га.
При этом в налоговых декларациях ПК "Синеньский" за 2002 г., 2003 г. площадь земельного участка, за который уплачен налог, указана 11678,15га, в декларации за 2005 г. площадь земельного участка, за который уплачен налог 11567,15га.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правомерному выводу о том, что представленные заявителем документы не могли являться основаниями для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12 970 га, в связи с чем филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области правомерно отказал заявителю во внесении соответствующих сведений в ГКН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
При принятии апелляционной жалобы к производству Производственному кооперативу "Синеньский" была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы. В связи с рассмотрением апелляционной жалобы и отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с кооператива в доход Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "09" апреля 2013 года по делу N А57-19743/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Производственного кооператива "Синеньский" без удовлетворения.
Взыскать с Производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, Саратовский район, с. Синенькие) в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N А57-19743/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N А57-19743/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" июня 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в заседании:
от производственного кооператива "Синеньский" Докалов Сергей Вениаминович, действующий по доверенности 20.12.2012,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Дьякова Ирина Олеговна, действующая по доверенности N 64/2013-05 от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, с. Синенькие, ОГРН: 1026401184248, ИНН: 6432005335)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "09" апреля 2013 года по делу N А57-19743/2012 (судья Кулапов Д.С.)
по заявлению производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, с. Синенькие, ОГРН: 1026401184248, ИНН: 6432005335)
о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
N Ф64/001/2012-46958 от 28.06.2012 (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области
(г. Саратов)
Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области
(г. Саратов, ОГРН: 1026401178484, ИНН:6432003218)
общество с ограниченной ответственностью "Реан" (г. Саратов, ОГРН: 1036405042630, ИНН:6450071588)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ (г. Саратов)
установил:
производственный кооператив "Синеньский" (далее ПК "Синеньский", заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области) N Ф64/001/2012-46958 от 28.06.2012; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции привлечены: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, ООО "Реан", ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Производственный кооператив "Синеньский", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 18 мая 2012 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Реан", Федерального государственного унитарного предприятия "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 18.06.2013 г. объявлялся перерыв до 20 июня 2013 года до 14 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПК "Синеньский" обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 28.06.2012 N Ф64/001/2012-46958 во внесении в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский", отказано.
Не согласившись с данным отказом, ПК "Синеньский" обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что представленные заявителем документы не могли являться основаниями для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12 970 га, в связи с чем филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области правомерно отказал кооперативу во внесении соответствующих сведений в ГКН.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.01.1992 на собрании коллектива реорганизуемого совхоза "Синеньский" было принято решение о передаче земли в коллективно - долевую собственность вновь организуемого предприятия - ОКХ "Синеньское".
Решением исполнительного комитета Саратовского районного Совета народных депутатов Саратовской области от 19.02.1992 г. N 40 было зарегистрировано ОКХ "Синеньское".
Решением Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области N 40 от 19.02.1992 "О приватизации земель колхозов "Маяк", им. Фрунзе, совхозов "Вольновский", "Синеньский", "Сергиевский" и создание на их базе крестьянских (фермерских) хозяйств" на основании Указа Президента РФ от 27.12.91 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РФ" и протокола общего собрания коллектива были выделены земельные участки для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Районным комитетом по земельной реформе совместно с Саратовским предприятием института ЮжНИИГипрозем был разработан проект перераспределения земель колхозов-совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в том числе совхоза Синеньский Саратовского района Саратовской области.
Согласно протоколу N 1 от 15.10.1992 г. проект перераспределения земель реорганизуемого совхоза "Синеньский" был утвержден собранием коллектива.
Постановлением администрации Саратовского района Саратовской области N 324 от 11.12.92 г. "О перераспределении земель в реорганизуемых хозяйствах Саратовского района" в соответствии с проектом перераспределения, реорганизуемому хозяйству было передано 12970 га, в том числе 8794 га сельскохозяйственных угодий, 4176 га под объектами общего пользования бесплатно в коллективно-долевую собственность.
12.05.2012 ПК "Синеньский" обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский".
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 28.06.2012 N Ф64/001/2012-46958 во внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования, переданного в коллективную - долевую собственность бесплатно подсобному хозяйству "Синеньский", отказано.
Основанием для отказа послужил тот факт, что в представленных ПК "Синеньский" документах отсутствует уникальная характеристика земельного участка, а именно описание местоположения границ земельного участка, а также иные характеристики, предусмотренные статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", наличие которых является обязательным при включении сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, по мнению учреждения не представляется возможным определить его как индивидуально определенную вещь.
Апелляционная инстанция, исследовав представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции, осуществив в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ проверку оспариваемого отказа на его соответствие закону, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным, в силу нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Частью 2 статьи 20 указанного закона установлено, что собственники объектов недвижимости вправе обратиться с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 указанного закона.
Как следует из материалов дела, при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области с заявлением о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости площадью 12 970 га, в том числе 8 794 га сельскохозяйственных угодий, 4 176 га под объектами общего пользования ПК "Синеньский" в подтверждение своего права на испрашиваемый земельный участок были приложены следующие документы: копия постановления администрации Саратовского района Саратовской области от 11.12.1992 N 324, копия приложения к постановлению администрации района от 11.12.1992 N 324, копия проекта перераспределения земель совхоза "Синеньский" Саратовского района Саратовской области (план землепользования), копия экспликации земель реорганизуемого совхоза "Синеньский" Саратовского района, копия протокола N 1 собрания коллектива реорганизуемого хозяйства с-за "Синеньский" от 15.10.1992 г., копия выписки из протокола собрания коллектива реорганизуемого совхоза "Синеньский" от 19.01.1992 г., копия решения Саратовского районного совета народных депутатов Саратовской области от 19.02.1992 N 40 о регистрации объединения крестьянских хозяйств "Синеньское", копия приказа от 07.07.1999 г. N 4985 о преобразовании объединения крестьянских хозяйств "Синеньское" в производственный кооператив "Синеньский", копия Постановления Правительства Саратовской области от 28 марта 2006 г. N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области"; копия приказа Министерства авиационной промышленности СССР от 15 мая 1991 г. N 641 "О создании подсобных сельских хозяйств на Саратовском авиационном заводе"; копия Декларации взаимоотношений между совхозом "Синеньский" и Саратовским Авиационным заводом" от декабря 1990 г.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 3 статьи 45 указанного закона сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В свою очередь статья 7 Закона N 221-ФЗ содержит состав обязательных сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, к которым в том числе относит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
При рассмотрении дела судами установлено и подтверждается материалами дела, что указанные сведения ПК "Синеньский" не представлялись, доказательств обратного заявителем не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что из представленных с заявлением о постановке на кадастровый учет документов не представляется возможным определить испрашиваемый земельный участок как индивидуально определенную вещь.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 24.07.02 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" документами, удостоверяющими право на земельную долю, являются свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельную долю.
Такие документы заявителем также не представлены.
Кроме того, земельные участки, учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" считались ранее учтенными в государственном земельном кадастре и передавались территориальными органами Роснедвижимости в соответствии с "Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1.Т.Р.-11-02-01" для переноса сведений о них в Единый Государственный Реестр Земель (ЕГРЗ).
Из письма Территориального отдела N 8 Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 09.04.08 г. N 372 следует, что информация о предоставлении земельных участков на праве собственности ПК "Синеньский" в фонде данных отдела отсутствует.
Более того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 08.11.2011 по делу N А57-6123/2011, также был установлен факт отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений по земельному участку площадью 12970 га кадастровый N 64:32:000000:147.
Указанным судебным актом установлено, что согласно сведениям ФБУ "Земельная кадастровая палата" от 24.10.2011 г., на государственный кадастровый учет 07.06.2007 был поставлен земельный участок с кадастровым номером N 64:32:000000:147, в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером N 64:32:000000:71, поставленного на кадастровый учет на основании решения N 40 от 19.02.1992 г. Площадь земельного участка с кадастровым номером N 64:32:000000:147 на данный момент составляет 2670,2 га после выделения доли участников общей долевой собственности. В результате за Производственным кооперативом "Синеньский" признано право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:32:000000:147 площадью 2670,2 га.
В то же время в рамках настоящего дела ПК "Синеньский" без учета, вступившего в законную силу судебного акта, просит о постановке на кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12970 га, при том, что судом при рассмотрении дела N А57-6123/2011 был установлен факт выделения долей участников общей долевой собственности.
Довод заявителя о том, что в указанном судебном акте судом сделан вывод о том, что ПК "Синеньский" стал собственником земельного участка площадью 12970га, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный вопрос не входил в предмет доказывания по рассмотренному делу, поскольку кооперативом были заявлены требования в отношении определенного земельного участка площадью 2670,2 га, поставленного на кадастровый учет под номером 64:32:000000:147.
Суд апелляционной инстанции также не принимает ссылку заявителя на проект перераспределения земель совхоза "Синеньский", который, по мнению кооператива, является землеустроительной документацией.
Пункт 5 Порядка включения сведений в кадастр устанавливает закрытый перечень источников для включения в ГКН сведений и документов о ранее учтенных объектах, в который не входит указанная документация. К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве (в первоначальной редакции) устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
Проект перераспределения земель колхозов-совхозов и других сельскохозяйственных предприятий от 15.10.92 г., на который ссылается ПК "Синеньский", относится к внутрихозяйственному землеустройству. Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве), и соответственно не является документом о межевании земельного участка.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1-5 к ним документы о межевании оформляются в виде описания земельных участков, которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание должно содержать чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек. Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Утверждения ПК "Синеньский" о том, что при наличии проектов внутрихозяйственного землеустройства, а также иных документов, в которых границы участка были определены только в виде графического отображения на чертеже (плане), границы таких участков считаются установленными, не соответствуют приведенным выше нормам права.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавшего Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, которые в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221-ФЗ подлежат включению в ГКН.
Таким образом, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Пунктом 21 Порядка ведения кадастра предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в ГКН сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости". К таким документам указанный пункт, в частности, относит свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177; государственные акты, удостоверяющие право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельства на право собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.
Частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается в межевом плане посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения статьи 13 Закона N 221-ФЗ, согласно которой землеустроительные дела не являются частью кадастра недвижимости, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области о том, что, поскольку, границы земельных участков вносятся в ГКН только в виде описания их координат, а сведения о ранее учтенных земельных участках, не прошедших кадастровую процедуру учета изменений объекта недвижимости с представлением межевого плана, не содержат описания границ с установленными координатами, у органа кадастрового учета отсутствует обязанность самостоятельно для каждого ранее учтенного земельного участка без определения границ составить межевой план и определить границы с указанием характерных точек.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку ПК "Синеньский" на налоговые декларации по уплате земельного налога, которые, по мнению заявителя апелляционной жалобы необоснованно не учтены судом первой инстанции, по следующим основаниям.
Как было указано выше, ПК "Синеньский обращался в ФГБУ "ФКП Росреестра" за внесением сведений о земельном участке с категорий земель - земли сельскохозяйственного назначения и площадью 12970га.
При этом в налоговых декларациях ПК "Синеньский" за 2002 г., 2003 г. площадь земельного участка, за который уплачен налог, указана 11678,15га, в декларации за 2005 г. площадь земельного участка, за который уплачен налог 11567,15га.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правомерному выводу о том, что представленные заявителем документы не могли являться основаниями для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения как ранее учтенного единого землепользования площадью 12 970 га, в связи с чем филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области правомерно отказал заявителю во внесении соответствующих сведений в ГКН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
При принятии апелляционной жалобы к производству Производственному кооперативу "Синеньский" была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы. В связи с рассмотрением апелляционной жалобы и отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с кооператива в доход Федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "09" апреля 2013 года по делу N А57-19743/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Производственного кооператива "Синеньский" без удовлетворения.
Взыскать с Производственного кооператива "Синеньский" (Саратовская область, Саратовский район, с. Синенькие) в доход Федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)