Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2422/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N 33-2422/2012


Судья Иванова И.Н.

г. Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Власова Е.В.,
судей Амеличевой С.А. и Кропоткина В.И.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В. дело по апелляционной жалобе В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 28 июня 2012 года по заявлению В. об оспаривании отказа Городской Управы города Калуги в предоставлении земельного участка в аренду,
установила:

17 апреля 2012 года В. предъявил в суд заявление, в котором указал, что он обращался в Городскую Управу города Калуги по вопросу получения в деревне <...> города <...> земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. В рамках предусмотренной законодательством процедуры предоставления земельных участков Городской Управой города Калуги 21 мая 2010 года было вынесено касающееся заявителя распоряжение N <...>-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; земельный участок в соответствии с утвержденной схемой его расположения был поставлен заявителем на кадастровый учет. Однако после этого, как указано в заявлении, в нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду заинтересованным лицом принято не было; постановлением Городской Управы города Калуги от 13 марта 2012 года N <...>-пи упомянутое распоряжение N <...>-р (в редакции от 19 мая 2011 года N <...>-р) было отменено, а заявителю дан ответ об отказе в предоставлении в аренду земельного участка. Ссылаясь на незаконность разрешения заинтересованным лицом его обращения по вопросу предоставления земли, В. просил суд признать незаконным и отменить постановление Городской Управы города Калуги от 13 марта 2012 года N <...>-пи "Об отмене распоряжения Городской Управы города Калуги от 21 мая 2010 года N <...>-р (в редакции от 19 мая 2011 года N <...>-р)"; обязать Городскую Управу города Калуги предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования "для огородничества".
Судом к участию в деле привлечено Управление строительства и земельных отношений города Калуги.
В судебное заседание В. не явился. Его представитель по ордеру адвокат Элоян А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Городской Управы города Калуги А. просил заявление оставить без удовлетворения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 28 июня 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя В. по ордеру Элояна А.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене судебного решения.
Из материалов дела следует, что на основании заявления В. от 29 января 2010 года, информации, опубликованной в газете "Калужская неделя" от 10 февраля 2010 года N <...>, Городской Управой города Калуги было вынесено распоряжение N <...>-р от 21 мая 2010 года (с учетом последующей редакции от 19 мая 2011 года за номером распоряжения <...>-р), в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала <...> из земель населенных пунктов ориентировочной площадью <...> кв. м по адресу: <...>, для целей ведения огородничества. В. было предложено после изготовления кадастрового паспорта обратиться в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги для принятия решения о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.
Из дела видно, что испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет с номером <...> (л.д. <...>).
Письмом заместителя Городского Головы - начальника управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги от 30 марта 2012 года В. был уведомлен о том, что постановлением Городской Управы города Калуги от 13 марта 2012 года N <...>-пи отменено распоряжение Городской Управы города Калуги N <...>-р от 21 мая 2010 года (в редакции распоряжения от 19 мая 2011 года N <...>-р), в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок целесообразно использовать для строительства индивидуального жилого дома с выставлением его на торги (л.д. <...>).
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Положениями данной статьи Кодекса предусматривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса (пункт 2); орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4); исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5); договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения (пункт 6).
Установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах земель населенных пунктов. Инициированная заявителем процедура предоставления этой земли в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации завершена не была - земля, фактически, заявителю не предоставлялась.
Испрашиваемый земельный участок согласно Генеральному плану городского округа "Город Калуга", утвержденному постановлением Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 31 января 2007 года N 23, находится в жилой зоне (л.д. <...>).
Применительно к Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Калуга", утвержденным решением Городской Думы города Калуги от 14 декабря 2011 года N 247, данный земельный участок располагается в зоне Ж-5.2 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа и индивидуальными жилыми домами усадебного типа).
В соответствии с пунктом 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относится, в том числе, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В данном случае заявителем перед судом поставлен вопрос о возложении на Городскую Управу обязанности предоставить ему землю для целей, не связанных со строительством, и в порядке соответствующей процедуры, в районе города Калуги, запланированном под застройку, где огородничество предусматривается только в качестве условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования земли.
Отказывая в требованиях В., суд правильно исходил из того, что предоставление последнему земельного участка в указанном месте под огород повлечет за собой нарушение основных положений земельного законодательства об использовании земельных участков в соответствии с их предназначением и видом разрешенного использования.
При вынесении постановления от 13 марта 2012 года N <...>-пи об отмене распоряжения Городской Управы города Калуги N <...>-р от 21 мая 2010 года (в редакции от 19 мая 2011 года N <...>-р), орган местного самоуправления действовал в соответствии с предоставленными ему полномочиями частью 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поставить под сомнение решение местной власти реализовать участок, на который претендует заявитель, через торги, нет оснований: такая возможность распоряжения этим участком следует из закона; само проведение в данном случае по обращению заявителя вышеупомянутых действий не дает повода для того, чтобы путем вынесения судебного акта по заявленным требованиям предрешать относящиеся к усмотрению органа местной власти вопросы распоряжения землей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации с заявителем в обязательном порядке должен был быть заключен договор аренды приведены без учета конкретных обстоятельств дела и основываются на ошибочном применении закона к отношениям сторон.
Апелляционная жалоба не содержит и иных доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)