Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Корогодин О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре П.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску В. к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании постановления незаконным и предоставлении в собственность земельного участка по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 17 мая 2013 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" П.Г., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> и возложении обязанности предоставить ему в собственность земельный участок.
Истец в обоснование требований указал, что постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> ему было отказано в предоставлении на праве собственности земельного участка для ведения огородничества, площадью 789 кв. м, расположенного в <адрес>. В качестве оснований для отказа администрация указала на наличие на земельном участке зеленых насаждений. Истец считает, что поскольку им перед обращением в орган местного самоуправления была выполнена процедура, предусмотренная действующим законодательством по предоставлению земельного участка в собственность в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, проведены кадастровые работы по постановке земельного участка на кадастровый учет, - у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка. На испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не имеется и согласно сообщению комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-3 (зоне сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа), в которой предусмотрено ведение огородничества в качестве основного вида использования.
Решением Ленинского районного суда от 17 мая 2013 года исковые требования удовлетворены частично:
постановление администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N признано недействительным,
на администрацию муниципального образования "<адрес>" возложена обязанность рассмотреть заявление В. от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, без номера, в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу и принять по нему решение.
С администрации муниципального образования "<адрес>" в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, у суда не было оснований для удовлетворения иска, судом неправильно определены значимые для рассмотрения спора обстоятельства. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке имеются зеленые насаждения, снос, обрезка или пересадка которых без специального разрешения является нарушением действующего законодательства. Истцом разрешение уполномоченного органа на указанные действия не представлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, от В. и его представителя К. имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом сведений о надлежащем извещении, а также заявления В. и К. о рассмотрении дела в их отсутствие, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений статьи 34 ЗК РФ (пункты 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой расположен земельный участок.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пункты 1 и 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривают, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> истец обратился в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении ему в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, без номера, с разрешенным использованием - для ведения огородничества. К заявлению истцом были приложены: нотариальная копия свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, схема расположения земельного участка, согласованная с <данные изъяты>", схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале. В последующем истцом также представлены кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности для целей, не связанных со строительством (ведение огородничества), - в связи с тем, что на указанном земельном участке расположены зеленые насаждения, устройство огородов на озелененных территориях не допускается.
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-3), в которой допускается огородничество, что подтверждается письмом комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования <адрес>. Согласно таблице 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", утвержденных Решением Саратовской городской Думы от <дата> N, размещение огородов является основным видом использования для территориальной зоны Ж-3. Таким образом, испрашиваемый истцом вид использования земельного участка соответствует территориальному зонированию поселения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством".
Пункт 2.8 данного регламента предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к таковым относятся:
- изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка;
- установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно;
- несоответствия предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам;
- отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "<адрес>" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта);
- если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю;
- расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования (за исключением допустимого использования таких земельных участков, установленного решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>").
С учетом изложенного, наличие на земельном участке зеленых насаждений само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, если только зеленые насаждения не произрастают в границах территории общего пользования.
Как следует из Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "<адрес>", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от <дата> N, к зеленым насаждениям относятся древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения. Озелененными территориями являются участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники и др. в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом. При этом местоположение и границы озелененных территорий должны определяться Генеральным планом города, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", документацией по планировке территории (п. 4.2 Положения). Зеленые насаждения, расположенные на территории города, подлежат инвентаризации как имущество города (п. 4.28 Положения). Устройство огородов запрещается на озелененных территориях муниципального образования "<адрес>" (п. 4.24 Положения).
Из представленных сторонами документов (акта осмотра земельного участка, фотографий) следует, что на территории испрашиваемого земельного участка имеется травянистая растительность, кустарник. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является озелененной территорией, обозначенной в документах территориального планирования муниципального образования и относящейся к территории общего пользования, ответчиком не представлено.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность в связи с наличием на земельном участке зеленых насаждения, является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4996
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N 33-4996
Судья: Корогодин О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Петровой Н.А.,
при секретаре П.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску В. к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании постановления незаконным и предоставлении в собственность земельного участка по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 17 мая 2013 года, которым исковые требования частично удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" П.Г., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "<адрес>" о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> и возложении обязанности предоставить ему в собственность земельный участок.
Истец в обоснование требований указал, что постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> ему было отказано в предоставлении на праве собственности земельного участка для ведения огородничества, площадью 789 кв. м, расположенного в <адрес>. В качестве оснований для отказа администрация указала на наличие на земельном участке зеленых насаждений. Истец считает, что поскольку им перед обращением в орган местного самоуправления была выполнена процедура, предусмотренная действующим законодательством по предоставлению земельного участка в собственность в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, проведены кадастровые работы по постановке земельного участка на кадастровый учет, - у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа в предоставлении земельного участка. На испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не имеется и согласно сообщению комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-3 (зоне сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа), в которой предусмотрено ведение огородничества в качестве основного вида использования.
Решением Ленинского районного суда от 17 мая 2013 года исковые требования удовлетворены частично:
постановление администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N признано недействительным,
на администрацию муниципального образования "<адрес>" возложена обязанность рассмотреть заявление В. от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, без номера, в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу и принять по нему решение.
С администрации муниципального образования "<адрес>" в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению автора жалобы, у суда не было оснований для удовлетворения иска, судом неправильно определены значимые для рассмотрения спора обстоятельства. Судом не принято во внимание то обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке имеются зеленые насаждения, снос, обрезка или пересадка которых без специального разрешения является нарушением действующего законодательства. Истцом разрешение уполномоченного органа на указанные действия не представлено.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования "<адрес>" П.Г. апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, от В. и его представителя К. имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом сведений о надлежащем извещении, а также заявления В. и К. о рассмотрении дела в их отсутствие, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Как следует из положений статьи 34 ЗК РФ (пункты 2 - 6), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
По смыслу приведенной статьи вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться органом местного самоуправления с учетом зонирования территории, на которой расположен земельный участок.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования (пункт 2.1 правил).
В соответствии с пунктами 2, 3, 5 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пункты 1 и 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривают, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> истец обратился в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении ему в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 789 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, без номера, с разрешенным использованием - для ведения огородничества. К заявлению истцом были приложены: нотариальная копия свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>, схема расположения земельного участка, согласованная с <данные изъяты>", схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в кадастровом квартале. В последующем истцом также представлены кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности для целей, не связанных со строительством (ведение огородничества), - в связи с тем, что на указанном земельном участке расположены зеленые насаждения, устройство огородов на озелененных территориях не допускается.
Судом установлено, что спорный земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-3), в которой допускается огородничество, что подтверждается письмом комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования <адрес>. Согласно таблице 5.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", утвержденных Решением Саратовской городской Думы от <дата> N, размещение огородов является основным видом использования для территориальной зоны Ж-3. Таким образом, испрашиваемый истцом вид использования земельного участка соответствует территориальному зонированию поселения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от <дата> N утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством".
Пункт 2.8 данного регламента предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к таковым относятся:
- изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка;
- установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно;
- несоответствия предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам;
- отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "<адрес>" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта);
- если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю;
- расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования (за исключением допустимого использования таких земельных участков, установленного решением Саратовской городской Думы от <дата> N "Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "<адрес>").
С учетом изложенного, наличие на земельном участке зеленых насаждений само по себе не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, если только зеленые насаждения не произрастают в границах территории общего пользования.
Как следует из Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования "<адрес>", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от <дата> N, к зеленым насаждениям относятся древесная, древесно-кустарниковая, кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения. Озелененными территориями являются участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники и др. в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом. При этом местоположение и границы озелененных территорий должны определяться Генеральным планом города, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "<адрес>", документацией по планировке территории (п. 4.2 Положения). Зеленые насаждения, расположенные на территории города, подлежат инвентаризации как имущество города (п. 4.28 Положения). Устройство огородов запрещается на озелененных территориях муниципального образования "<адрес>" (п. 4.24 Положения).
Из представленных сторонами документов (акта осмотра земельного участка, фотографий) следует, что на территории испрашиваемого земельного участка имеется травянистая растительность, кустарник. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является озелененной территорией, обозначенной в документах территориального планирования муниципального образования и относящейся к территории общего пользования, ответчиком не представлено.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании недействительным постановления органа местного самоуправления об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность в связи с наличием на земельном участке зеленых насаждения, является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)