Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N 11-21355

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N 11-21355


Судья Бузунова Г.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вишняковой Н.Е.,
судей Андреевой И.Ю., Казаковой О.Н.,
при секретаре Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой Н.А. дело по апелляционной жалобе Р. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 10 апреля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Р. к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков незаконными, признании действия по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости незаконными, обязании исключить сведения, обязании рассчитать и внести сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков отказать.
установила:

Р. обратилась в суд с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании актов определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных начальником Волоколамского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, недействительными с даты вынесения; о признании действий должностных лиц Волоколамского отдела ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере * рублей за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 34 земельных участков незаконными с даты внесения; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере * рублей за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости каждого из 34 земельных участков; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" рассчитать и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельных участков на основании утвержденного среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району - * рублей. В обоснование требований истец ссылалась на то, что существующий ранее земельный участок с кадастровым номером * имел данные: категория использования земель: земли сельскохозяйственного назначения, назначение: для сельскохозяйственного производства - общая площадь участка * га, адрес объекта: Московская область, Волоколамский район, в районе деревни Титово. Постановлением Руководителя администрации Волоколамского муниципального района от 19.01.2009 г. N 11 вид разрешенного использования указанного земельного участка был изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Истцом было принято решение о разделе указанного земельного участка на * участка. * г. Управлением Росреестра по Московской области было зарегистрировано право собственности истца на 34 земельных участка. Адрес объектов: *. В полученных кадастровых паспортах на земельные участки удельный показатель кадастровой стоимости был установлен в размере * рублей за 1 кв. м. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту РФ (т.е. среднего по Московской области). В связи с тем, что удельный показатель составил * рублей за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка в значительной степени превысила его рыночную стоимость. Поскольку земельные участки, принадлежащие истцу, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (раздел единого массива на 34 земельных участка был произведен в 2009 году), и вид разрешенного использования был изменен в 2009 году, то истец полагает, что кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. N 222. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.112005 г. N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Волоколамскому району составляет * рублей.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал по заявленным требованиям, указав на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана с учетом среднего по субъекту Российской Федерации значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для садоводческих и огороднических объединений Волоколамского района, утвержденного Распоряжением N 121-РМ, в размере * рублей, в связи с отсутствием в указанном распоряжении значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Волоколамского района.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец Р. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что суд неполно выяснил обстоятельства дела.
Проверив материалы, выслушав объяснения представителя ответчика Ф., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений" Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета с 15.09.2010 г. ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области наделена полномочиями по осуществлению кадастрового учета земельных участков. В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 N П/200 "Об утверждении федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области переименовано в федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области, а затем в филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области, согласно Приказа N П-331 от 01 сентября 2011 г. и Приказа N 138 от 25 октября 2011 г. "Об утверждении Положений о филиалах ФГБУ "ФКП Росреестра".
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: *:*, *:2*, *:2*2, *:2*, *:*, *:* *:*8, *:2*7, *:*0*, *:2**, *:2*, *:2*, *:* *:2*1, *:2*1, находящимися по адресу: *, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков (выписок из государственного кадастра недвижимости), удельный показатель кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков установлен в размере * рублей.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования (п. п. 3, 4).
В 2008 году на территории Московской области, в том числе Волоколамском районе, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года N П/307.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 г.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области утверждены результаты указанной оценки.
В соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования, или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 г. N 222, а также разъяснениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ, расчет кадастровой стоимости земельных участков должен осуществляться с учетом среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта РФ) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений.
В вышеуказанном распоряжении N 121-РМ значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Волоколамского района для расчета кадастровой стоимости земельных участков отсутствует, в связи с чем, при расчете кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участок, принадлежащих истцу, применялось среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений Московской области в размере * рублей за 1 кв. м.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для признания актов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, недействительными, для признания действия должностных лиц по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости в размере * рублей за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения, и рассчитать и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе указанных земельных участков не имеется.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения суда и оснований считать их неправильными не имеется. Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недействительности актов определения кадастровой стоимости земельных участков, а судом не установлено каких-либо незаконных действий по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. Более того, сведений об иной (рыночной) стоимости на вышеназванные участки суду не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, а судом не добыто.
Доводы истца об установлении удельного показателя кадастровой стоимости по Волоколамскому р-ну на указанные земельные участки в размере * рублей на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 г. N 166-РМ судом проверены и обоснованно отклонены по вышеизложенным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Мещанского районного суда города Москвы от 10 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)