Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление Росимущества, ОГРН 1103850013772, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутского районного муниципального образования (далее - КУМИ Иркутского района) о признании недействительным распоряжения "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства "Дорожник" N 2259/з от 16.11.2011.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Агентства лесного хозяйства Иркутской области, ДНТ "Светлый", СНТ "Дорожник", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года решение суда от 17 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своих требований управление ссылается на то, что земельный участок относится к землям лесного фонда.
Агентство лесного хозяйства в отзыве поддержало доводы заявителя кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу КУМИ Иркутского района считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.01.2011 ДНТ "Светлый" обратилось к мэру Иркутского района с заявлением о выборе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения примерной площадью 9.8 га, находящегося в Иркутском районе на 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" для дачного строительства и предварительного согласования места для размещения дачного некоммерческого товарищества (далее - ДНТ).
Распоряжением КУМИ Иркутского района N 2259/з от 16.12.2011 утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 810 кв. м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Ушаковского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" и предназначенного для дачного строительства.
29.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 38:06:143519:5060 как земли сельскохозяйственного назначения.
Управление Росимущества, полагая, что КУМИ Иркутского района вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, поскольку утвердил схему расположения земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие или недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Из статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса - перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 12, пунктом 1 статьи 13, пунктами 1 и 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иркутское лесничество организовано в составе территории бывшего ОГУ "Иркутсклес" и территории технического участка N 2 (АОЗТ "Ангарский") Баклашинского лесничества Шелеховского областного лесхоза - филиала ОГУ "Иркутсклес". Иркутское лесничество расположено в юго-восточной части Иркутской области Иркутского районного муниципального образования. Общая площадь Иркутского лесничества составляла 265369 га. Структура Иркутского лесничества и площади по состоянию на 01.01.2010 приведены в таблице 1, территориальное размещение в пределах границ Иркутского лесничества показано на прилагаемой карте-схеме.
Согласно лесохозяйственному регламенту Иркутского лесничества 2011 года, в структуру Иркутского лесничества входит, в том числе Хомутовское лесничество, Кайское, Технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское") кв. 1-5; 14. Согласно карте-схеме Иркутского лесничества общая площадь составляет 263527 га.
Материалами дела установлено, что площадь Иркутского лесничества изменена с 265369 га. до 263527 га, тогда как в свидетельстве о праве собственности площадь Иркутского лесничества указана как 265174,2983 га.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка, спорный участок учтен как земли сельскохозяйственного назначения.
Доказательств, за счет каких участков, кварталов, выделов произошло изменение площади земель лесного фонда и что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, в материалы дела не представлено.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (ответы Кадастровой палаты от 22.02.2013, 05.04.2013, лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2010 года и 2011 года, карту-схему, и свидетельства о праве собственности от 21.07.2011 38АД 548028), из которых в совокупности невозможно установить, за счет каких участков, кварталов и выделов произошло изменение площади земель лесного фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, а по расположению и описанию местоположения земель лесного фонда не представляется возможным установить, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве, в связи с чем правомерно, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, в связи с недоказанностью заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, признали распоряжение "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства "Дорожник" от 16.11.2011 N 2259/з соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.10.2013 ПО ДЕЛУ N А19-19271/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2013 г. N А19-19271/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Управление Росимущества, ОГРН 1103850013772, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутского районного муниципального образования (далее - КУМИ Иркутского района) о признании недействительным распоряжения "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства "Дорожник" N 2259/з от 16.11.2011.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Агентства лесного хозяйства Иркутской области, ДНТ "Светлый", СНТ "Дорожник", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года решение суда от 17 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своих требований управление ссылается на то, что земельный участок относится к землям лесного фонда.
Агентство лесного хозяйства в отзыве поддержало доводы заявителя кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу КУМИ Иркутского района считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.01.2011 ДНТ "Светлый" обратилось к мэру Иркутского района с заявлением о выборе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения примерной площадью 9.8 га, находящегося в Иркутском районе на 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" для дачного строительства и предварительного согласования места для размещения дачного некоммерческого товарищества (далее - ДНТ).
Распоряжением КУМИ Иркутского района N 2259/з от 16.12.2011 утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 810 кв. м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения Ушаковского муниципального образования по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта в районе садоводства "Дорожник" и предназначенного для дачного строительства.
29.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером 38:06:143519:5060 как земли сельскохозяйственного назначения.
Управление Росимущества, полагая, что КУМИ Иркутского района вышел за пределы предоставленных ему законодательством полномочий, поскольку утвердил схему расположения земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие или недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Из статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования, а в статье 20 того же Кодекса - перечень оснований предоставления земельных участков юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 12, пунктом 1 статьи 13, пунктами 1 и 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ выбор и предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Из статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данный фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в него, в частности, при добровольном отказе от земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Иркутское лесничество организовано в составе территории бывшего ОГУ "Иркутсклес" и территории технического участка N 2 (АОЗТ "Ангарский") Баклашинского лесничества Шелеховского областного лесхоза - филиала ОГУ "Иркутсклес". Иркутское лесничество расположено в юго-восточной части Иркутской области Иркутского районного муниципального образования. Общая площадь Иркутского лесничества составляла 265369 га. Структура Иркутского лесничества и площади по состоянию на 01.01.2010 приведены в таблице 1, территориальное размещение в пределах границ Иркутского лесничества показано на прилагаемой карте-схеме.
Согласно лесохозяйственному регламенту Иркутского лесничества 2011 года, в структуру Иркутского лесничества входит, в том числе Хомутовское лесничество, Кайское, Технический участок N 10 (ГУСХП ОПХ "Иркутское") кв. 1-5; 14. Согласно карте-схеме Иркутского лесничества общая площадь составляет 263527 га.
Материалами дела установлено, что площадь Иркутского лесничества изменена с 265369 га. до 263527 га, тогда как в свидетельстве о праве собственности площадь Иркутского лесничества указана как 265174,2983 га.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка, спорный участок учтен как земли сельскохозяйственного назначения.
Доказательств, за счет каких участков, кварталов, выделов произошло изменение площади земель лесного фонда и что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, в материалы дела не представлено.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (ответы Кадастровой палаты от 22.02.2013, 05.04.2013, лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества 2010 года и 2011 года, карту-схему, и свидетельства о праве собственности от 21.07.2011 38АД 548028), из которых в совокупности невозможно установить, за счет каких участков, кварталов и выделов произошло изменение площади земель лесного фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что местоположение границ лесного участка земель лесного фонда, обозначенного в свидетельстве о праве, посредством определения координат характерных точек таких границ, не определено, а по расположению и описанию местоположения земель лесного фонда не представляется возможным установить, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, указанного в свидетельстве о праве, в связи с чем правомерно, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, в связи с недоказанностью заявителем, что спорный земельный участок не входит в границы лесного фонда и является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о праве 38 АД N 548028, признали распоряжение "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутский район, 15 км. Байкальского тракта, в районе садоводства "Дорожник" от 16.11.2011 N 2259/з соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2013 года по делу N А19-19271/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)