Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Грабко О.В.
судей Тимаева Ф.И., Камериловой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой М.М.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" Хорунова А.Ю., действующего по доверенности от 24.09.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года по делу N А12-20678/2009 (судья Сурков А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" (г. Волгоград)
к Администрации Волгограда (г. Волгоград)
третье лицо Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" (далее - ООО "Сельхозагроорошение", истец) с иском к Администрации Волгограда об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:03:220005:189, общей площадью 866 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Майский, Советский район, Варваровское водохранилище (ранее Волгоградская область, Городищенский район, Варваровское водохранилище) на условиях соответствующих законодательству Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил ответчика по делу, которым просит считать муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда и исковые требования - об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:03:220005:189, общей площадью 866 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Майский, Советский район, Варваровское водохранилище (ранее Волгоградская область, Городищенский район, Варваровское водохранилище) на условиях проекта договора ООО "Сельхозагроорошение". Судом уточнение принято.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года исковые требования ООО "Сельхозагроорошение" удовлетворены в полном объеме.
Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Сельхозагроорошение" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 21 99308 1, 410031 21 99309 8, 410031 21 99310 4.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26 декабря 2007 года между закрытым акционерным обществом "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" (продавец) и ООО "Сельхозагроорошение" (покупатель) заключены договоры купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 19-34).
В соответствии с пунктами 1.1. продавец обязуется передать в собственность, а покупатель оплатить и принять в соответствии с условиями договора недвижимое имущество: трансформаторная подстанция ТП-А-1965, площадью 3,8 кв. м, литер Г4, трансформаторная подстанция ТП-А-1964, площадью 6,4 кв. м, Литер Г1, гидробассейн, общей площадью 1073,5 кв. м, Литер 11, гидробассейн, общей площадью 4126,7 кв. м, Литер 1, насосная станция СНП 100/100, площадью 15,6 кв. м, Литер Г.
Указанные объекты находятся на земельном участке площадью 86,6 га, который не являлся предметом заключенных договоров.
Право собственности истца на приобретенное имущество подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.01.2008 г., выданными Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области (л.д. 35-41).
Постановлением главы города Волгограда от 23.01.2009 N 104 утверждена схема расположения земельного участка (учетный N 6-115-101), занимаемого полигоном испытания оросительной техники в составе трансформаторной подстанции ИП-А-1965, сооружений - ирригационных сетей протяженностью 1728,64 м, двух сооружений - гидробассейнов по адресу: г. Волгоград, п. Майский в Советском районе, установлена площадь земельного участка 866 000 кв. м. Согласно постановлению главы города Волгограда от 23.01.2009 N 104 ООО "Сельхозагроорошение" необходимо: обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка; по завершению кадастровых работ обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в орган местного самоуправления Волгограда с заявлением о приобретении прав на земельный участок (л.д. 16).
К материалам дела приобщен кадастровый план земельного участка 34:03:220005:189 площадью 866 000 кв. м, относящегося к категории использования - земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 17-18).
04 августа 2009 года ООО "Сельхозагроорошение" направило в адрес Администрации г. Волгограда проект договора купли-продажи земельного участка (л.д. 61-62).
25 сентября 2009 года Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в письме N 16963 сообщил ООО "Сельхозагроорошение" о том, что не находит оснований для подписания проекта договора купли-продажи земельного участка (л.д. 63).
В связи отказом Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от подписания договора купли-продажи, ООО "Сельхозагроорошение" обратилось в суд с иском о понуждении к заключению договора.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований правомерной и обоснованной.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с требованием об обязании заключить договор только тогда, когда для лица, в адрес которого направлена оферта, заключение договора является обязательным. Обязанность уполномоченного органа заключить договор купли-продажи земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, закреплена в земельном законодательстве.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники находящихся на земельных участках зданий, строений, сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена - органами государственной власти субъектов РФ;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданам и юридическими лицами на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 14.03.2008 N 283, с изменениями, внесенными Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2008 по делу N А12-09/08-с24), установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, цена земли устанавливается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка.
Для лиц, не указанных в пункте 1 настоящего постановления и являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, цена земли устанавливается в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на приобретение спорного земельного участка с установлением цены земли в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда о том, что ООО "Сельхозагроорошение" избран неверный способ защиты своего права, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", истец вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органов местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Данным Постановлением предусмотрена также возможность рассмотрения споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, при этом следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из прямого толкования Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" не исключена возможность собственника соответствующего объекта недвижимости защитить свое нарушенное право в форме исковых требований о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка к собственнику земельного участка.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Третьим лицом по делу и подателем апелляционной жалобы - Комитетом земельных ресурсов администрации города Волгограда не представлено судам первой и апелляционной инстанций необходимых доказательств, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка истцу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неверно распределены расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. Освобождение от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленных частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации В связи с чем, судебные расходы общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции необходимо взыскать с муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года по делу N А12-20678/2009 отменить в части возвращения обществу с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
Взыскать с муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" государственную пошлину в размере 2000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В остальной части решение оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ГРАБКО
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.А.КАМЕРИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2010 ПО ДЕЛУ N А12-20678/2009
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2010 г. по делу N А12-20678/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Грабко О.В.
судей Тимаева Ф.И., Камериловой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой М.М.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" Хорунова А.Ю., действующего по доверенности от 24.09.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года по делу N А12-20678/2009 (судья Сурков А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" (г. Волгоград)
к Администрации Волгограда (г. Волгоград)
третье лицо Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград)
о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" (далее - ООО "Сельхозагроорошение", истец) с иском к Администрации Волгограда об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:03:220005:189, общей площадью 866 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Майский, Советский район, Варваровское водохранилище (ранее Волгоградская область, Городищенский район, Варваровское водохранилище) на условиях соответствующих законодательству Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил ответчика по делу, которым просит считать муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда и исковые требования - об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:03:220005:189, общей площадью 866 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Майский, Советский район, Варваровское водохранилище (ранее Волгоградская область, Городищенский район, Варваровское водохранилище) на условиях проекта договора ООО "Сельхозагроорошение". Судом уточнение принято.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года исковые требования ООО "Сельхозагроорошение" удовлетворены в полном объеме.
Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Сельхозагроорошение" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 21 99308 1, 410031 21 99309 8, 410031 21 99310 4.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26 декабря 2007 года между закрытым акционерным обществом "Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства" (продавец) и ООО "Сельхозагроорошение" (покупатель) заключены договоры купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 19-34).
В соответствии с пунктами 1.1. продавец обязуется передать в собственность, а покупатель оплатить и принять в соответствии с условиями договора недвижимое имущество: трансформаторная подстанция ТП-А-1965, площадью 3,8 кв. м, литер Г4, трансформаторная подстанция ТП-А-1964, площадью 6,4 кв. м, Литер Г1, гидробассейн, общей площадью 1073,5 кв. м, Литер 11, гидробассейн, общей площадью 4126,7 кв. м, Литер 1, насосная станция СНП 100/100, площадью 15,6 кв. м, Литер Г.
Указанные объекты находятся на земельном участке площадью 86,6 га, который не являлся предметом заключенных договоров.
Право собственности истца на приобретенное имущество подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.01.2008 г., выданными Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области (л.д. 35-41).
Постановлением главы города Волгограда от 23.01.2009 N 104 утверждена схема расположения земельного участка (учетный N 6-115-101), занимаемого полигоном испытания оросительной техники в составе трансформаторной подстанции ИП-А-1965, сооружений - ирригационных сетей протяженностью 1728,64 м, двух сооружений - гидробассейнов по адресу: г. Волгоград, п. Майский в Советском районе, установлена площадь земельного участка 866 000 кв. м. Согласно постановлению главы города Волгограда от 23.01.2009 N 104 ООО "Сельхозагроорошение" необходимо: обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка; по завершению кадастровых работ обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", после получения кадастрового паспорта земельного участка обратиться в орган местного самоуправления Волгограда с заявлением о приобретении прав на земельный участок (л.д. 16).
К материалам дела приобщен кадастровый план земельного участка 34:03:220005:189 площадью 866 000 кв. м, относящегося к категории использования - земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 17-18).
04 августа 2009 года ООО "Сельхозагроорошение" направило в адрес Администрации г. Волгограда проект договора купли-продажи земельного участка (л.д. 61-62).
25 сентября 2009 года Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда в письме N 16963 сообщил ООО "Сельхозагроорошение" о том, что не находит оснований для подписания проекта договора купли-продажи земельного участка (л.д. 63).
В связи отказом Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от подписания договора купли-продажи, ООО "Сельхозагроорошение" обратилось в суд с иском о понуждении к заключению договора.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований правомерной и обоснованной.
В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд с требованием об обязании заключить договор только тогда, когда для лица, в адрес которого направлена оферта, заключение договора является обязательным. Обязанность уполномоченного органа заключить договор купли-продажи земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, закреплена в земельном законодательстве.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники находящихся на земельных участках зданий, строений, сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена - органами государственной власти субъектов РФ;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданам и юридическими лицами на территории Волгоградской области" (в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 14.03.2008 N 283, с изменениями, внесенными Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2008 по делу N А12-09/08-с24), установлено, что при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, цена земли устанавливается в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка.
Для лиц, не указанных в пункте 1 настоящего постановления и являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, цена земли устанавливается в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на приобретение спорного земельного участка с установлением цены земли в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда о том, что ООО "Сельхозагроорошение" избран неверный способ защиты своего права, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", истец вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органов местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Данным Постановлением предусмотрена также возможность рассмотрения споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, при этом следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из прямого толкования Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" не исключена возможность собственника соответствующего объекта недвижимости защитить свое нарушенное право в форме исковых требований о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка к собственнику земельного участка.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Третьим лицом по делу и подателем апелляционной жалобы - Комитетом земельных ресурсов администрации города Волгограда не представлено судам первой и апелляционной инстанций необходимых доказательств, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка истцу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неверно распределены расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов. Освобождение от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленных частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации В связи с чем, судебные расходы общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции необходимо взыскать с муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 декабря 2009 года по делу N А12-20678/2009 отменить в части возвращения обществу с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
Взыскать с муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сельхозагроорошение" государственную пошлину в размере 2000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В остальной части решение оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.В.ГРАБКО
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.А.КАМЕРИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)