Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть оглашена 4 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу: Кастрель Н.С., представитель по доверенностей от 16.02.2009 б/н, Федосеева
О.А., представитель по доверенности от 16.03.2009 N 02/2009
от Управления Роснедвижимости по Магаданской области: Лихолобов М.В., представитель по доверенности от 24.07.2009 N 02-668
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области: представители не явились
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области: Яковлева Ж.В., представителя по доверенности от 04.06.2009 N ВЧ-05/1547
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 01.07.2008
по делу N А37-403/2008-2
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривала судья Скороходова В.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области
о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета
третьи лица: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза площадью 1595,28 га согласно Приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно Приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га согласно Приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га согласно Приложению N 9, незаконными, нарушающими принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах, и нарушающими зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ (далее - Закон о государственном земельном кадастре).
При этом Департамент лесного хозяйства по ДФО просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 159,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области на площадью 21108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда". Также заявитель просил обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 46-49 т. 8).
В обоснование заявления Департамент лесного хозяйства по ДФО сослался на то, что спорные земли лесного фонда используются в качестве земель промышленности, тогда как они в порядке, установленном законодательством, из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем отсутствуют основания учитывать эти земли в Государственном земельном кадастре (далее - ГЗК) в качестве земель промышленности. Такой учет не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в государственном учете лесного фонда.
Возражая против заявленных требований, ФГУ "Земельная кадастровая палата" указало, что сведения по оспариваемым участкам в ГЗК внесены в результате проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указанием для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001. Законность проведения государственного земельного кадастра оспаривалась в судах общей юрисдикции и признана законной. В соответствии со статьей 21 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" внесение изменений в сведения ГЗК в судебном порядке допускается только в случае исправления технической ошибки, поэтому заявителем выбран неверный способ защиты.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области также просило отказать Департаменту в удовлетворении требований, поддержав позицию ФГУ "Земельная кадастровая палата". Указало на то, что перевод и изъятие земельных участков на территории Магаданской области производились распоряжениями Совета Министров РСФСР в советское время и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передаче им соответствующих полномочий в период с 70-х годов до 2002 года. В указанный период осуществление государственного кадастрового учета земель регулировалось Основами земельного законодательства РСФСР и России 1970, 1991 и 2001 годов в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 10.08.1977 N 417 "О порядке ведения государственного земельного кадастра", Постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного кадастра", Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и в дальнейшем Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Возможность обжалования сведений ГЗК действующим законодательством предусмотрена только в случае исправления технической ошибки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области.
Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области поддержал позицию Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, приведя аналогичные доводы в обоснование своей позиции.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области (далее - ТУ ФАУФИ) в письменном отзыве на предъявленные требования подтвердило регистрацию права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, расположенные в границах Оротуканского, Омсукчанского, Тенькинского и Берелехского лесхозов, а также то обстоятельство, что внесение изменений в связи с этим в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не осуществлялось, поскольку никто из заинтересованных лиц с таким заявлением не обращался.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством Департаменту лесного хозяйства по ДФО не предоставлено право на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2, заявитель обратился с апелляционной жалобой об его отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением норм материального права.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение Арбитражного суда Магаданской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2008 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А37-403/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Кассационной инстанцией указано, что арбитражный суд апелляционной инстанции, признавая неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение с заявлением в порядке статьи 53 АПК РФ, положенный в основу состоявшегося судебного акта, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ оставил решение без изменения и не указал конкретные доказательства, на основании которых пришел к выводу о том, что спорные земельные участки при предоставлении заинтересованным лицам переводились из лесных в нелесные.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 решение арбитражного суда от 01.07.2008 отменено, заявление Департамента лесного хозяйства по ДФО удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 кассационная жалоба Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области удовлетворена и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу N А37-403/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд. Кассационной инстанцией указано, что апелляционный суд, сделав вывод о наличии у Департамента лесного хозяйства по ДФО в соответствии со статьей 53 АПК РФ права на обращение в арбитражный суд с исками и заявлениями, не указал федеральный закон, которым предусмотрено право государственного органа на обращение в арбитражный суд с требованием о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, и не дал оценку доводу Управления, изложенному в его отзыве на исковое заявление (л.д. 6-9 т. 2), об отсутствии правовых оснований для обращения в арбитражный суд с такими требованиями. Кроме того, как указало Управление, вопрос относительно законности сведений ГЗК уже являлся предметом рассмотрения суда общей юрисдикции в рамках дел, заявителями по которым выступали прокуроры Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского и Омсукчанского районов.
В связи с чем, в апелляционной порядке проверяется законность и обоснованность принятого по делу решения от 01.07.2008, исходя из доводов апелляционной жалобы от 13.08.2008 N 7-24/0678 (т. 9 л.д. 67-69), письменного дополнения к отзыву Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, представленном ввиду повторного рассмотрения дела, а также пояснений представителей сторон в судебном заседании.
В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства по ДФО просит отменить решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неверный вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение в суд с соответствующими требованиями, просит требования удовлетворить, поскольку содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Департамента лесного хозяйства по ДФО доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области поддержал позицию Департамента, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном дополнительном отзыве. Считает, что судебными актами законность ведения государственного земельного кадастра не устанавливалась, в исках отказано в виду недоказанности наличия технической описки в отнесении земельных участков к категории промышленных. По мнению третьего лица, учет земель в ГЗК по категории "земли промышленности" вместо "земель лесного фонда" противоречит принципу сопоставимости и совместимости.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, просил апелляционную жалобу отклонить. Указывает, что спорные земельные участки еще в 70-х годах отнесены к категории земель промышленности на основании правоустанавливающих документов, содержащих четкие формулировки об их изъятии из состава земель Государственного лесного фонда, поэтому оснований для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости не имеется. По мнению Управления, сведения Государственного кадастра недвижимости могут быть изменены только в случае исправления технической ошибки.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще.
Рассмотрев дело в порядке статьи 266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области перевод и изъятие земельных участков на территории Магаданской области производились распоряжениями Совета Министров РСФСР в советское время и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передаче им соответствующих полномочий в период с 70-х годов до 2002 года. При этом спорные земельные участки учитывались как земли промышленности по их целевому назначению.
По мнению Департамента, акты государственных органов РСФСР и РФ не содержат сведений о переводе земель из категории лесного фонда в промышленные, а главы муниципальных районов области вообще не имели полномочий распоряжаться землями, поэтому оснований учитывать земли в категории промышленных в ГЗК (далее - Государственном кадастре недвижимости) не имеется. Кроме того, указанными документами земли из лесного фонда изымались и передавались организациям и обществам во временное пользование на определенный срок и по окончании работ подлежали возврату.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента лесного хозяйства по ДФО в порядке статьи 53 АПК РФ в интересах Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель лесного фонда и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра и осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 и Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.04.2007 N 196, которым утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, Департамент наделен функциями по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и обладает правом обращения в арбитражный суд с заявлением о нарушении действующего законодательства в указанной сфере в защиту государственных и общественных интересов.
Вместе с тем, как следует из части 1 статьи 53 АПК РФ, государственные органы вправе обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, для реализации нормы этой статьи необходимо наличие в действующем федеральном законодательстве оснований для предъявления иска.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено два основания для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 указанного Закона в арбитражный суд обжалуется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании решения суда исправляется техническая ошибка, допущенная при ведении государственного земельного кадастра (статья 21).
Таким образом, действующие федеральные законы не предусматривают право обращаться в арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра.
В этой связи, заявленное требование свидетельствует о ненадлежащем избрании заявителем способа защиты прав.
Другие требования об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета также удовлетворению не подлежат, поскольку действия государственных органов по проведению государственного кадастрового учета спорных земель в судебном порядке незаконными не признаны.
При этом, учитывая, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента полномочий на обращение в суд в порядке статьи 53 АПК РФ, не повлек принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ изменяет обжалуемый судебный акт только в мотивировочной части.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в мотивировочной части изменить.
В удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2009 N 06АП-3149/2009 ПО ДЕЛУ N А37-403/2008-2
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2009 г. N 06АП-3149/2009
Резолютивная часть оглашена 4 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу: Кастрель Н.С., представитель по доверенностей от 16.02.2009 б/н, Федосеева
О.А., представитель по доверенности от 16.03.2009 N 02/2009
от Управления Роснедвижимости по Магаданской области: Лихолобов М.В., представитель по доверенности от 24.07.2009 N 02-668
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области: представители не явились
от Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области: Яковлева Ж.В., представителя по доверенности от 04.06.2009 N ВЧ-05/1547
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 01.07.2008
по делу N А37-403/2008-2
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривала судья Скороходова В.В.
по заявлению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области
о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета
третьи лица: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, проводимого на территории Тенькинского района Магаданской области на участках территорий Тенькинского лесхоза площадью 1595,28 га согласно Приложению N 6, на территории Сусуманского района Магаданской области на участках территории Берелехского лесхоза общей площадью 972,513 га согласно Приложению N 7, на территории Ягоднинского района Магаданской области на участках территорий Оротуканского лесхоза общей площадью 21108 га согласно Приложению N 8, на территории Омсукчанского района Магаданской области на участках территорий Омсукчанского лесхоза общей площадью 1805,22 га согласно Приложению N 9, незаконными, нарушающими принцип сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах, и нарушающими зарегистрированное право на территории Российской Федерации на лесной фонд, а также статьи 7, 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ (далее - Закон о государственном земельном кадастре).
При этом Департамент лесного хозяйства по ДФО просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области внести изменения в сведения государственного земельного кадастра о принадлежности участков, расположенных на территории Тенькинского района Магаданской области площадью 159,28 га, на территории Сусуманского района Магаданской области площадью 972,513 га, на территории Ягоднинского района Магаданской области на площадью 21108 га, на территории Омсукчанского района Магаданской области площадью 1805,22 га, к категории земель "земли лесного фонда". Также заявитель просил обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета (с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 46-49 т. 8).
В обоснование заявления Департамент лесного хозяйства по ДФО сослался на то, что спорные земли лесного фонда используются в качестве земель промышленности, тогда как они в порядке, установленном законодательством, из состава земель лесного фонда не изымались и не переводились в категорию земель промышленности. Лесные земли переводились в нелесные и передавались во временное пользование разным юридическим лицам без исключения из состава лесного фонда, в связи с чем отсутствуют основания учитывать эти земли в Государственном земельном кадастре (далее - ГЗК) в качестве земель промышленности. Такой учет не соответствует принципу сопоставимости и совместимости сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в государственном учете лесного фонда.
Возражая против заявленных требований, ФГУ "Земельная кадастровая палата" указало, что сведения по оспариваемым участкам в ГЗК внесены в результате проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в соответствии с Указанием для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденными Росземкадастром 10.04.2001. Законность проведения государственного земельного кадастра оспаривалась в судах общей юрисдикции и признана законной. В соответствии со статьей 21 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" внесение изменений в сведения ГЗК в судебном порядке допускается только в случае исправления технической ошибки, поэтому заявителем выбран неверный способ защиты.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области также просило отказать Департаменту в удовлетворении требований, поддержав позицию ФГУ "Земельная кадастровая палата". Указало на то, что перевод и изъятие земельных участков на территории Магаданской области производились распоряжениями Совета Министров РСФСР в советское время и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передаче им соответствующих полномочий в период с 70-х годов до 2002 года. В указанный период осуществление государственного кадастрового учета земель регулировалось Основами земельного законодательства РСФСР и России 1970, 1991 и 2001 годов в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 10.08.1977 N 417 "О порядке ведения государственного земельного кадастра", Постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного кадастра", Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и в дальнейшем Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Возможность обжалования сведений ГЗК действующим законодательством предусмотрена только в случае исправления технической ошибки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области.
Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области поддержал позицию Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, приведя аналогичные доводы в обоснование своей позиции.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области (далее - ТУ ФАУФИ) в письменном отзыве на предъявленные требования подтвердило регистрацию права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, расположенные в границах Оротуканского, Омсукчанского, Тенькинского и Берелехского лесхозов, а также то обстоятельство, что внесение изменений в связи с этим в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не осуществлялось, поскольку никто из заинтересованных лиц с таким заявлением не обращался.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством Департаменту лесного хозяйства по ДФО не предоставлено право на обращение в суд с соответствующими требованиями.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2, заявитель обратился с апелляционной жалобой об его отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с неправильным применением норм материального права.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 решение Арбитражного суда Магаданской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2008 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А37-403/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Кассационной инстанцией указано, что арбитражный суд апелляционной инстанции, признавая неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение с заявлением в порядке статьи 53 АПК РФ, положенный в основу состоявшегося судебного акта, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ оставил решение без изменения и не указал конкретные доказательства, на основании которых пришел к выводу о том, что спорные земельные участки при предоставлении заинтересованным лицам переводились из лесных в нелесные.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 решение арбитражного суда от 01.07.2008 отменено, заявление Департамента лесного хозяйства по ДФО удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.07.2009 кассационная жалоба Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области удовлетворена и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу N А37-403/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд. Кассационной инстанцией указано, что апелляционный суд, сделав вывод о наличии у Департамента лесного хозяйства по ДФО в соответствии со статьей 53 АПК РФ права на обращение в арбитражный суд с исками и заявлениями, не указал федеральный закон, которым предусмотрено право государственного органа на обращение в арбитражный суд с требованием о признании сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра, и не дал оценку доводу Управления, изложенному в его отзыве на исковое заявление (л.д. 6-9 т. 2), об отсутствии правовых оснований для обращения в арбитражный суд с такими требованиями. Кроме того, как указало Управление, вопрос относительно законности сведений ГЗК уже являлся предметом рассмотрения суда общей юрисдикции в рамках дел, заявителями по которым выступали прокуроры Ягоднинского, Сусуманского, Тенькинского и Омсукчанского районов.
В связи с чем, в апелляционной порядке проверяется законность и обоснованность принятого по делу решения от 01.07.2008, исходя из доводов апелляционной жалобы от 13.08.2008 N 7-24/0678 (т. 9 л.д. 67-69), письменного дополнения к отзыву Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, представленном ввиду повторного рассмотрения дела, а также пояснений представителей сторон в судебном заседании.
В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства по ДФО просит отменить решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неверный вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента лесного хозяйства по ДФО права на обращение в суд с соответствующими требованиями, просит требования удовлетворить, поскольку содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Департамента лесного хозяйства по ДФО доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области поддержал позицию Департамента, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном дополнительном отзыве. Считает, что судебными актами законность ведения государственного земельного кадастра не устанавливалась, в исках отказано в виду недоказанности наличия технической описки в отнесении земельных участков к категории промышленных. По мнению третьего лица, учет земель в ГЗК по категории "земли промышленности" вместо "земель лесного фонда" противоречит принципу сопоставимости и совместимости.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, просил апелляционную жалобу отклонить. Указывает, что спорные земельные участки еще в 70-х годах отнесены к категории земель промышленности на основании правоустанавливающих документов, содержащих четкие формулировки об их изъятии из состава земель Государственного лесного фонда, поэтому оснований для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости не имеется. По мнению Управления, сведения Государственного кадастра недвижимости могут быть изменены только в случае исправления технической ошибки.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Магаданской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежаще.
Рассмотрев дело в порядке статьи 266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области перевод и изъятие земельных участков на территории Магаданской области производились распоряжениями Совета Министров РСФСР в советское время и постановлениями органов местного самоуправления Магаданской области после передаче им соответствующих полномочий в период с 70-х годов до 2002 года. При этом спорные земельные участки учитывались как земли промышленности по их целевому назначению.
По мнению Департамента, акты государственных органов РСФСР и РФ не содержат сведений о переводе земель из категории лесного фонда в промышленные, а главы муниципальных районов области вообще не имели полномочий распоряжаться землями, поэтому оснований учитывать земли в категории промышленных в ГЗК (далее - Государственном кадастре недвижимости) не имеется. Кроме того, указанными документами земли из лесного фонда изымались и передавались организациям и обществам во временное пользование на определенный срок и по окончании работ подлежали возврату.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента лесного хозяйства по ДФО в порядке статьи 53 АПК РФ в интересах Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании сведений о категории земель незаконными, об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель лесного фонда и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра и осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 и Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.04.2007 N 196, которым утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу, Департамент наделен функциями по осуществлению контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и обладает правом обращения в арбитражный суд с заявлением о нарушении действующего законодательства в указанной сфере в защиту государственных и общественных интересов.
Вместе с тем, как следует из части 1 статьи 53 АПК РФ, государственные органы вправе обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Следовательно, для реализации нормы этой статьи необходимо наличие в действующем федеральном законодательстве оснований для предъявления иска.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено два основания для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 указанного Закона в арбитражный суд обжалуется отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков, а также на основании решения суда исправляется техническая ошибка, допущенная при ведении государственного земельного кадастра (статья 21).
Таким образом, действующие федеральные законы не предусматривают право обращаться в арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными сведений о категории земель, содержащихся в документах государственного земельного кадастра.
В этой связи, заявленное требование свидетельствует о ненадлежащем избрании заявителем способа защиты прав.
Другие требования об обязании внести соответствующие изменения в сведения и документы государственного земельного кадастра к категории земель "земли лесного фонда" и об обязании сформировать кадастровое дело и документы государственного кадастра объектов недвижимости и государственного земельного кадастра, осуществить учет текущих изменений характеристик, существующих объектов учета также удовлетворению не подлежат, поскольку действия государственных органов по проведению государственного кадастрового учета спорных земель в судебном порядке незаконными не признаны.
При этом, учитывая, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у Департамента полномочий на обращение в суд в порядке статьи 53 АПК РФ, не повлек принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ изменяет обжалуемый судебный акт только в мотивировочной части.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2008 по делу N А37-403/2008-2 в мотивировочной части изменить.
В удовлетворении требований Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)