Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Швец Н.М.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.,
судей: Степанова П.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июня 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 14 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11 сентября 2012 года N И-21-01-09-16830 в предоставлении Н. в собственность земельного участка N <...>, площадью 544 кв. м, с кадастровым номером <...> по адресу: <...> незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N <...>, площадью 544 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...> в собственность Н.".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения на апелляционную жалобу истца Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа N И-21-01-09-16830 от 11.09.2012 г. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 544 кв. м, разрешенное использование: под садовые дома, дачные дома, летние сооружения, имеющего кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...> возложении обязанности подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность истца. Требования мотивировал тем, что является членом СНТ <...>, имеет в пользовании спорный земельный участок, производит посадки плодовых и овощных культур, на земельном участке имеются строения. Отказ Департамента земельных отношений считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка СНТ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить по тем основаниям, что спорный земельный участок находится за границами земельного участка СНТ <...>, что исключает возможность его предоставления истцу. Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из муниципального реестра земель, оценка данному доказательству судом в решении не дана.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 указанной статьи в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединений, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Перми N 1127 от 17.12.1992 г. в бессрочное (постоянное) пользование СНТ <...> выделен земельный участок площадью 4,40 га для целей садоводства в кварталах <...> Нижне-Курьинского лесничества.
На основании акта N 614X50 Департамента планирования и развития территории г. Перми от 06.10.2008 г., земельному участку присвоен адрес: <...>.
Согласно кадастрового паспорта площадь спорного земельного участка составляет 544 кв. м, земельный участок имеет вид разрешенного использования: под садовые дома, дачные дома, летние сооружения, расположен по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, дата постановки на государственный кадастровый учет 29.03.2012 г.
Решением общего собрания членов СНТ <...> от 09.09.2010 г. Н. принят в члены СНТ, в его пользование передан земельный участок N <...>, прежним пользователем земельного участка являлась Д., которая исключена из членов товарищества решением этого же собрания.
04.06.2012 г. истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 11.09.2012 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления по тем основаниям, что земельный участок выходит за границы СНТ.
Удовлетворяя требования истца суд первой инстанции исходил из того, что факт пользования земельным участком с 1980 г. установлен, земельный участок изначально находился в границах земельного участка СНТ, что подтверждается планом БТИ Пермского горисполкома от 1987 г., границы и размер земельного участка не оспариваются, доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что испрашиваемый истцом земельный участок выходит за пределы земельного участка СНТ, либо существует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в собственность не представлено, описание местоположения земельного участка и кадастровый паспорт содержат данные, позволяющие определить на местности испрашиваемый земельный участок.
При этом судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Из копии плана БТИ Пермского горисполкома в 1987 г. (л.д. 26) следует, что земельный участок N <...>, расположенный в СНТ <...>, имеет площадь 378 кв. м, данная площадь земельного участка подтверждается копией членской книжки Д., прежнего пользователя земельного участка (л.д. 109). Испрашиваемый земельный участок площадью 544 кв. м поставлен на кадастровый учет в 2012 году, правоустанавливающих документов на дополнительную площадь, которая составляет 166 кв. м, материалы дела не содержат. Согласно выкопировки из муниципального реестра земель, спорный земельный участок выходит за границы СНТ. Из чего следует вывод о том, что истцом не представлено доказательств того, что на момент предоставления ему в пользование земельного участка площадью 544 кв. м, данный земельный участок находился в границах земельного участка СНТ <...>, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации г. Перми от 17.12.1992 г. N 1127.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении истцу в собственность земельного участка площадью 544 кв. м не противоречит п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", законных оснований для возложения обязанностей на орган местного самоуправления подготовить распоряжение о предоставлении в собственность Н. земельного участка площадью 544 кв. м не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По правилам ст. 103 ГПК Российской Федерации, учитывая, что ответчик при подаче апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, с Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> руб. в доход Пермского городского округа.:
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 14 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение. Н. в удовлетворении требований к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказать в полном объеме.
Взыскать с Н. государственную пошлину в размере <...> руб. в доход Пермского городского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5145
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу N 33-5145
Судья Швец Н.М.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Няшина В.А.,
судей: Степанова П.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре: Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июня 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Кировского районного суда г. Перми от 14 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Признать отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 11 сентября 2012 года N И-21-01-09-16830 в предоставлении Н. в собственность земельного участка N <...>, площадью 544 кв. м, с кадастровым номером <...> по адресу: <...> незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка N <...>, площадью 544 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...> в собственность Н.".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения на апелляционную жалобу истца Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Н. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным отказа N И-21-01-09-16830 от 11.09.2012 г. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 544 кв. м, разрешенное использование: под садовые дома, дачные дома, летние сооружения, имеющего кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: <...> возложении обязанности подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность истца. Требования мотивировал тем, что является членом СНТ <...>, имеет в пользовании спорный земельный участок, производит посадки плодовых и овощных культур, на земельном участке имеются строения. Отказ Департамента земельных отношений считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка СНТ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить по тем основаниям, что спорный земельный участок находится за границами земельного участка СНТ <...>, что исключает возможность его предоставления истцу. Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из муниципального реестра земель, оценка данному доказательству судом в решении не дана.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 указанной статьи в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединений, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Перми N 1127 от 17.12.1992 г. в бессрочное (постоянное) пользование СНТ <...> выделен земельный участок площадью 4,40 га для целей садоводства в кварталах <...> Нижне-Курьинского лесничества.
На основании акта N 614X50 Департамента планирования и развития территории г. Перми от 06.10.2008 г., земельному участку присвоен адрес: <...>.
Согласно кадастрового паспорта площадь спорного земельного участка составляет 544 кв. м, земельный участок имеет вид разрешенного использования: под садовые дома, дачные дома, летние сооружения, расположен по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, дата постановки на государственный кадастровый учет 29.03.2012 г.
Решением общего собрания членов СНТ <...> от 09.09.2010 г. Н. принят в члены СНТ, в его пользование передан земельный участок N <...>, прежним пользователем земельного участка являлась Д., которая исключена из членов товарищества решением этого же собрания.
04.06.2012 г. истец обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 11.09.2012 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления по тем основаниям, что земельный участок выходит за границы СНТ.
Удовлетворяя требования истца суд первой инстанции исходил из того, что факт пользования земельным участком с 1980 г. установлен, земельный участок изначально находился в границах земельного участка СНТ, что подтверждается планом БТИ Пермского горисполкома от 1987 г., границы и размер земельного участка не оспариваются, доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что испрашиваемый истцом земельный участок выходит за пределы земельного участка СНТ, либо существует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в собственность не представлено, описание местоположения земельного участка и кадастровый паспорт содержат данные, позволяющие определить на местности испрашиваемый земельный участок.
При этом судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Из копии плана БТИ Пермского горисполкома в 1987 г. (л.д. 26) следует, что земельный участок N <...>, расположенный в СНТ <...>, имеет площадь 378 кв. м, данная площадь земельного участка подтверждается копией членской книжки Д., прежнего пользователя земельного участка (л.д. 109). Испрашиваемый земельный участок площадью 544 кв. м поставлен на кадастровый учет в 2012 году, правоустанавливающих документов на дополнительную площадь, которая составляет 166 кв. м, материалы дела не содержат. Согласно выкопировки из муниципального реестра земель, спорный земельный участок выходит за границы СНТ. Из чего следует вывод о том, что истцом не представлено доказательств того, что на момент предоставления ему в пользование земельного участка площадью 544 кв. м, данный земельный участок находился в границах земельного участка СНТ <...>, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации г. Перми от 17.12.1992 г. N 1127.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении истцу в собственность земельного участка площадью 544 кв. м не противоречит п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", законных оснований для возложения обязанностей на орган местного самоуправления подготовить распоряжение о предоставлении в собственность Н. земельного участка площадью 544 кв. м не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По правилам ст. 103 ГПК Российской Федерации, учитывая, что ответчик при подаче апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, с Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> руб. в доход Пермского городского округа.:
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Перми от 14 февраля 2013 года отменить, принять по делу новое решение. Н. в удовлетворении требований к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказать в полном объеме.
Взыскать с Н. государственную пошлину в размере <...> руб. в доход Пермского городского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)