Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2007 ПО ДЕЛУ N А68-6352/06-349/10

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2007 г. по делу N А68-6352/06-349/10


Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тимашковой Е.Н.
Судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.
по докладу судьи Тимашковой Е.Н
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО Ясногорский район Тульской области (N 20АП-2410/2007) на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.12.06 (судья Пестрецова Н.М.) по заявлению ПБОЮЛ Емельянова Г.В. к Администрации МО Ясногорский район Тульской области, третье лицо: ИП Еремян О.М., о признании недействительным постановления Главы Администрации МО Ясногорский район от 17.07.06 N 737
при участии:
от заявителя: Войтенко М.А. - представитель (доверенность от 06.04.07 б/н),
от ответчика: Соломатина С.Е. - представитель (доверенность от 27.11.06 N 3011),
от третьего лица: Матвейчик А.С. - представитель (доверенность от 23.08.07 N 3505),

установил:

Предприниматель без образования юридического лица Емельянов Герман Викторович (далее - ПБОЮЛ Емельянов Герман Викторович, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации Муниципального образования Ясногорский район Тульской области (далее - Администрация МО Ясногорский район, Администрация) о признании недействительным постановления Главы Администрации МО Ясногорский район от 17.07.06 N 737 "О расторжении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен индивидуальный предприниматель Еремян О.М. (далее - ИП Еремян О.М.)
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.12.06 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, с учетом доводов апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.01.02 между Комитетом по экономике и управлению имуществом Администрации МО "Ясногорский район" (арендодатель) и Предпринимателем Емельяновым Г.В. (арендатор) заключен договор N 1 (л.д. 34 т. 1) аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью 4700 кв. м (кадастровый номер 71:23:60 10 02:0002), расположенный по адресу: Тульская область, Ясногорский район, Тайдаковская сельская территория, 150 км (справа) автодороги Москва-Харьков, находящийся на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, для строительства и эксплуатации стационарной АЗС, кафе и комплекса обслуживания. В соответствии с п. 3.1 Договора последний заключен сроком на 5 лет и вступает в силу с момента его регистрации в Ясногорском филиале Тульского областного регистрационного центра.
Тульским областным регистрационным центром 26.02.02 выдано свидетельство о государственной регистрации права аренды 71 НА N 238239 (л.д. 11 т. 1).
Пунктом 4.3 договора аренды от 23.01.02 N 1 предусмотрена возможность его расторжение в случае извещения одной из сторон - участниц договора за три месяца до расторжения договора. В тех случаях, когда одна из сторон систематически нарушает условия настоящего договора и свои обязательства, расторжение договора производится в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В связи с неисполнением арендатором обязанности по внесению арендной платы, предусмотренной договором аренды, арендодателем 16.03.06 направлено извещение о расторжении договора, которое получено арендатором 22.03.06.
17 июля 2006 года Главой Администрации МО "Ясногорский район" вынесено постановление N 737 (л.д. 39-40 т. 1), в соответствии с которым постановлено считать расторгнутым с 30.06.06 договор аренды N 1 земельного участка несельскохозяйственного назначения от 23.01.02. Кроме того, п. 2 данного постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами дано указание внести изменения в реестр договоров аренды земельных участков.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая, что расторжение вышеуказанного Договора аренды должно производиться только в судебном порядке, ПБОЮЛ Емельянов Г.В. обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый ненормативный правовой акт N 737 от 17.07.06 не соответствует требованиям ст. ст. 450, 619 ГК РФ и создает заявителю препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем нарушает его права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования, в том числе полномочиями по решению вопросов местного значения. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, который в пределах своих полномочий, установленных законодательством, издает постановления по вопросам местного значения (ст. 43 Закона).
Полномочия собственника муниципального имущества от имени муниципального образования Ясногорский район в соответствии с Уставом МО Ясногорский район осуществляет Администрация МО Ясногорский район в лице Главы муниципального образования (исполнительно-распорядительная деятельность, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, решение вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности (ст. 5 Главы 2 и ст. 16 Главы 5 Устава).
Органом исполнительной власти, входящим в состав Администрации МО, и непосредственно осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью является Комитет по экономике и управлению имуществом администрации муниципального образования "Ясногорский район" (в настоящее время - Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Ясногорский район).
Согласно п. 2.1 Положения "О комитете по экономике и управлению имуществом администрации МО "Ясногорский район", к полномочиям Комитета относятся использование муниципального имущества, сдача его в аренду, а также пересмотр и корректировка договоров аренды.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Статьей 452 ГК РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким органом в муниципальном образовании Ясногорский район является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО Ясногорский район.
В соответствии со ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор, в том числе пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Как усматривается из постановления Главы Администрации МО Ясногорский район от 17.07.06 N 737, основанием для расторжения договора аренды от 23.01.02 послужило систематическое (в течение 6 лет) неисполнение арендатором обязанности по внесению арендной платы.
При названных обстоятельствах собственник, по мнению суда апелляционной инстанции, был вправе издать ненормативный акт, в котором должен был указать о волеизъявлении, направленном на расторжение договора, поручив это сделать арендодателю, каковым по данному договору является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО Ясногорский район в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу указанного Комитет был обязан расторгнуть договор в судебном порядке, предварительно направив арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Вместе с тем, договор аренды был расторгнут исключительно путем принятия оспариваемого постановления с уведомлением арендатора о расторжении договора в одностороннем порядке. Данный вывод следует из пункта 1 постановления, согласно которому расторжение договора определено с 30.06.06. Пункт 2 ненормативного акта указывает на принятие Комитетом мер к внесению изменений в реестр договоров аренды земельных участков.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта Главы администрации Мо Ясногорский район.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что расторжение договора аренды было осуществлено не оспариваемым постановлением Главы администрации МО Ясногорский район, а Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами как Арендодателем земельного участка, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный и противоречащий материалам дела.
Ссылка заявителя жалобы на Информационное письмо ВАС РФ от 11.01.02 N 66 не может быть принята во внимание судом, так как договор аренды от 23.01.02 не предусматривает основания отказа, а по условиям п. 4.3 Договора (л.д. 34 т. 1) установлено, что в случае систематического нарушения условий договора и своих обязательств, расторжение производится в судебном порядке. В данном случае основанием для расторжения Договора как раз и явилось систематическое нарушение Арендатором условий Договора.
Довод Администрации о том, что ИП Емельяновым Г.В.в судебном заседании были изменены основания иска, о которых лица, участвующие в деле, не были извещены заблаговременно, суд апелляционной инстанции считает необоснованным по следующим основаниям.
Как установлено в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании 29.11.06 от истца поступило заявление о дополнении оснований иска (л.д. 177 т. 1), при этом сами основания иска изменены не были. Более того, в данном судебном заседании присутствовал представитель Администрации, который был ознакомлен с этим заявлением. Однако ходатайства об отложении рассмотрения дела им заявлено не было. Представитель третьего лица в судебном заседании отсутствовал, но поскольку новые основания иска заявлены не были, суд первой инстанции, при отсутствии ходатайства об отложении слушания дела, рассмотрел дело по существу, что не противоречит положениям АПК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
По смыслу названной нормы государственные органы освобождается от уплаты государственной пошлины в случае предъявления исков в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, освобождающих государственные органы от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков, в том числе при подаче апелляционной жалобы
Это подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Поскольку госпошлина Администрацией муниципального образования Ясногорский район при подаче апелляционной жалобы по делу, по которому данный орган выступал в качестве ответчика, уплачена не была, она подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 01.12.06 по делу N А68-6352/06-349/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации муниципального образования Ясногорский район в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)