Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2008 N 16АП-1549/08(1) ПО ДЕЛУ N А25-355/08-8

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2008 г. N 16АП-1549/08(1)

Дело N А25-355/08-8

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2008 г., полный текст постановления изготовлен 15 августа 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Казаковой Г.В., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2008 по делу N А25-355/08-8
по заявлению Прокурора Карачаево-Черкесской Республики
к ответчику: Главе Урупского муниципального района
третьи лица: ООО "Вайс Снэйк", Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике
о признании ненормативного акта недействительным (судья Карабанов В.Б.)
при участии в судебном заседании:
от истца: ст.помощник прокурора Дармограева Е.Ю. (удостоверение N 120490)
от ответчика: Конопелько В.В. по доверенности от 18.04.2008 N 305.
от третьего лица: Кувчинчиков С.И. по доверенности от 21.03.2008 б/н.

установил:

Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики приняты к производству заявления Прокурора Карачаево-Черкесской Республики к Главе Урупского муниципального района о признании недействительными постановлений N 702 от 31.10.2007 (дело N А25-355/08-8) и N 703 от 31.10.2007 (дело N А-25-356/08-8).
Определением суда от 29.04.2008 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен N А25-355/08-8.
Решением суда от 27.06.2008 по делу N А25-355/08-8 в удовлетворении заявления Прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительными постановлений Главы Урупского муниципального района N 702 от 31.10.2007 и N 703 от 31.10.2007 отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых постановлений незаконными: порядок предоставления в аренду спорных земельных участков, предусмотренный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", соблюден; оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему законом полномочий; права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности не нарушены.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления прокурора.
Заявитель ссылается на нарушение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку первая публикация в средствах массовой информации имела недостоверные сведений о месторасположении и размере предлагаемого в аренду земельного участка, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Оспариваемые постановления приняты до истечения предусмотренного статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) месячного срока со дня опубликования второго объявления, содержащего достоверные сведения.
Представитель Прокурора Карачаево-Черкесской Республики - Дармограева Е.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Глава Урупского муниципального района отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Представитель Главы Урупского муниципального района Конопелько В.В. просил решение суда от 27.06.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение порядка предоставления в аренду спорных земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель. Пояснил, что в объявлении от 16.08.2007 администрация указала имеющийся на момент публикации объявления адрес земельных участков. Впоследствии местоположение земельного участка и площадь земельных участков были уточнены Территориальным отделом 2 Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике на основании результатов землеустроительных работ, в связи с чем, администрацией опубликовано объявление 27.10.2007 об уточнении местоположения и площади земельных участков, предоставляемых в аренду.
ООО "Вайс Снэйк" отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель ООО "Вайс Снэйк" просил решение суда от 27.06.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение порядка предоставления в аренду спорных земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель.
Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике отзыва на апелляционную жалобу не представило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. Судом удовлетворено ходатайство.
Правильность решения суда от 27.06.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2008 по делу N А25-355/08-8 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается.
31.10.2007 постановлением Главы Урупского муниципального образования района N 702 от ООО "Вайс Снэйк" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 8105311 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0030401:0010, с местоположением: КЧР, Урупский район, Северо-Восточное подножье горы "Загедан", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (т. 2, л.д. 42).
На основании постановления N 702 от 31.10.2007 Администрация Урупского (арендодатель) и общество (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 183 земельного участка по адресу: КЧР, Урупский район, Северо-Восточное подножье горы "Загедан" из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства кадастровый номер 09:05:0030401:0010 площадью 8105311 кв. м (т. 2, л.д. 43-48).
31.10.2007 постановлением Главы Урупского муниципального образования района (далее Глава района) N 703 ООО "Вайс Снэйк" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства мерою 9278927 кв. м, с кадастровым номером 09:05:0030401:0011, с местоположением: КЧР, Урупский район, Северо-Западное подножье горы "Загедан", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка (т. 1, л.д. 15).
На основании постановления N 703 от 31.10.2007 Администрация Урупского (арендодатель) и общество (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 184 земельного участка по адресу: КЧР, Урупский район, Северо-Восточное подножье горы "Загедан" из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства кадастровый номер 09:05:0030401:0011 площадью 9278927 кв. м (т. 1, л.д. 16-21).
Прокурором Урупского района в марте 2008 года проведена плановая проверки соответствия федеральному законодательству принятых органами местного самоуправления правовых актов о предоставлении земельных участков для различных целей. В ходе проведения проверки выявлено, что постановления главы Урупского муниципального района N 702 и N 703 от 31.10.2007 вынесены с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель. Объявление о предоставлении земельных участков, указанных в оспариваемых постановлениях, публиковалось дважды, 16 августа и 27 октября 2007 г. В первом объявлении, в нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, было неправильно указано месторасположение и размер земельного участка, не указаны условия (за плату или бесплатно) предоставления земельного участка. Во втором объявлении эти сведения уточнены, но постановления приняты до истечения установленного статьей 10 Закона об обороте земель месячного срока со дня опубликования второго объявления (т. 3, л.д. 28-30).
Полагая, что постановления приняты N 702 и N 703 от 31.10.2007 вынесены с нарушением требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель, что повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел в обоснованному выводу о том, что при предоставлении в аренду спорных земельных участков обществу требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона об обороте земель соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам регулируется статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации, на которую отсылает пункт 2 статьи 10 Закона об обороте земель.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременно публикацию такой информации.
Пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктами 4 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
В деле имеется опубликованное в газете "День Республики" от 16.08.2007, официальном органе Народного собрания и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, информационное сообщение о возможности предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, находящиеся по адресу: КЧР, Урупский район, горные выпаса Загеданские, площадью 3184,8672 га (т. 1, л.д. 8).
07.09.2008 в администрацию поступило заявление ООО "Вайс Снэйк" о предоставлении двух отдельных земельных участков в районе, указанном в объявлении, с приложением всех необходимых документов.
По заказу Главы района, предпринимателем Поповым Ю.К. были сформированы землеустроительные дела. В ходе производства работ по формированию землеустроительных дел были определены: точное местонахождение, границы, координаты и площадь земельных участков, присвоено наименование. Землеустроительные дела и другие необходимые документы были переданы в Агентство, которое присвоило участкам кадастровый номер.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия на момент обращения общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц.
27.10.2007 в газете "День республики" было опубликовано информационное сообщение о том, что в объявлении от 16.08.2007 Администрации Урупского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства по адресу: КЧР, Урупский район, горные выпаса Загеданские площадью 3184, 8672 га, допущена ошибка: вместо слов "по адресу: КЧР, Урупский район, горные выпаса Загеданские площадью 3184, 8672 га" следует считать верным: "площадью 9278927 кв. м по адресу: КЧР, Урупский район, Северо-Западное подножие горы Загедан, площадью 8105311 кв. м - по адресу: КЧР, Урупский район, Северо-Восточное подножие горы Загедан" (т. 1, л.д. 9).
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации Конопелько В.В., местоположение земельного участка и его площадь уточнены Территориальным отделом 2 Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике на основании результатов землеустроительных работ.
В деле имеется письмо Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике от 31.10.2007 N 74 (т. 2, л.д. 60) о том, что в ходе землеустройства и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами квартала 09:05:003 04 01 местоположения участков: КЧР, Урупский район, горные выпаса Загеданские, и их площадь, уточнены.
Местоположением земельного участка с кадастровым номером 09:05:003 04 01:0010, следует считать: КЧР, Управления Роснедвижимости по Карачаево-Черкесской Республике. В соответствии с уточняющими замерами, выполненными в ходе землеустроительных работ, площадь указанного участка составляет 8105311 кв. м.
Местоположением земельного участка с кадастровым номером 09:05:003 04 01:0011, следует считать: КЧР, Урупский район, Северо-Западное подножие горы Загедан. В соответствии с уточняющими замерами, выполненными в ходе землеустроительных работ, площадь указанного участка составляет 9278927 кв. м.
Ссылка прокурора не недостоверность сведений, опубликованных в информационном сообщении от 16.08.2007, является необоснованной.
Опубликование информационного сообщения 27.10.2007 в газете "День республики" уточненных сведений о местоположении и площади спорных земельных участков по результатам землеустроительных работ произведено не нарушает порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам, установленный статьей 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона об обороте земель и не свидетельствует о недостоверности информации, опубликованной 16.08.2007.
Закон не устанавливает конкретных требований к содержанию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам, кроме обязательного указания права, на котором предоставляется земельный участок и условиях его предоставления (за плату или бесплатно).
Сообщение от 16.08.2007 содержит необходимую информацию о предоставляемых в аренду земельных участках, а именно: целевое назначение, площадь, местонахождение земельных участков. В сообщении указано право аренды, на котором могут быть предоставлены земельные участки, предполагающее в силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации плату за предоставление земельных участков.
Срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель с момента опубликования информации о земельных участках, предоставляемых в аренду 16.08.2007 администрацией, соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации конкретные обязанности по предоставлению земельных участков возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Уставом Урупского муниципального района, принятого решением Совета Урупского муниципального района от 10.03.06 г., Главе района предоставлено право принимать постановления о предоставлении земельных участков.
Предоставление обществу спорных земельных участков лицом, уполномоченным на это органом местного самоуправления, не противоречит указанным выше нормам законодательства.
Довод прокурора о том, что оспариваемыми постановлениями нарушены интересы неопределенного круга в лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности, не подтвердился.
Информация о предоставлении в аренду земельных участков, опубликованная в газете, является общедоступной.
Доказательств обращения граждан и юридических лиц с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков у суда не имеется.
Объяснения члена КФХ "Алан" Акбаева М.Х. и Батчаева З.В., Кипкеева Д.У. (т. 3, л.д. 31, 32, 33) об устном обращении в администрацию о предоставлении в аренду земельных участков и отказе администрации, данные зам.прокурора Урупского района Бекову М.Х. не могут быть признаны судом в качестве доказательств обращения данных лиц с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядке.
Ссылка прокурора на заявление Акбаева Р.С. (т. 3, л.д. 34) является необоснованной, поскольку заявление принято 25.04.2008, то есть по истечении месячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель срока для принятия решения о передаче земельных участков в аренду и после издания оспариваемых постановлений.
Кроме того, как пояснил представитель Главы района Конопелько В.В., на настоящий момент имеются свободные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемые администрацией в аренду для сельскохозяйственного производства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не лишены возможности обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении им иных земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2008 по делу N А25-355/08-8
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2008 по делу N А25-355/08-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
И.М.МЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)