Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Министерства лесного хозяйства Пермского края, - не явились,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Горкунова Л.М., доверенность от 20.12.2012,
от заинтересованных лиц, Общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Министерства лесного хозяйства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 ноября 2012 года
по делу N А50-12708/2012,
принятое судьей Г.В.Лядовой,
по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании незаконным отказа в государственной регистрации, обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании отказа Ильинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.02.2012 года N 06/016/2011-708 незаконным и недействительным, об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка от 13.05.2011 года N 594/146 в установленный законом срок.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2012, 02.10.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 13 ноября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда от 13 ноября 2012 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение. В жалобе указывает, что Министерство лесного хозяйства Пермского края является государственным органом, наделенным распорядительными функциями в отношении земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации права аренды противоречит ФЗ от 24.07.2007 N 217-ФЗ. При подаче пакета документов на регистрацию договора аренды был представлен план лесного участка. Полагает, что передаваемый в аренду ООО "Завод "Синергия" участок лесного фонда был определен Планом лесного участка и материалами лесоустройства. Обжалуемое решение препятствует заготовке арендатором древесины, в федеральный бюджет не поступают начисленная арендная плата по договору аренды.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-7870/2012.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года (резолютивная часть оглашена 01 ноября 2012 года) по делу N А50-7870/2012 в удовлетворении заявления ООО "Завод "Синергия" о признании недействительными торгов, проведенных 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7,784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (кварталы N 1-7, 10-38); протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика суммы задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб. отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года решение Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года по делу N А50-7870/2012 отменено. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" удовлетворены. Признаны недействительными торги, проведенные 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7'784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (квартал N 1-7, 10-38) для заготовки древесины, и протокол N 7 о результатах аукциона на право на заключения договора аренды участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011. Применены последствия недействительности сделки и взыскать с Министерства лесного хозяйства Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459) сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 (семьсот девять тысяч семьсот пятьдесят два) рубля.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года назначено судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции для решения вопроса о возобновлении производства по делу N А50-12708/2012 и проведения судебного разбирательства на 18 марта 2013 года на 13 час. 30 мин. в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 112, зал N 711.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Голубцовой Ю.А. по делу N А50-12708/2012 на судью Усцова Л.А., назначено рассмотрение дела в составе председательствующего Паньковой Г.Л., судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю представило в суд апелляционной инстанции ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Министерство лесного хозяйства Пермского края также представило в суд апелляционной инстанции ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Заявитель, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.2011 Агентством по природопользованию Пермского края проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
Победителем аукциона по лоту N 7 признано ООО "Завод "Синергия", что подтверждается протоколом о результатах аукциона.
13.05.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "Завод "Синергия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 594/146.
Лесной участок передан ООО "Заводу "Синергия" по акту приема-передачи от 13.05.2011.
23.12.2011 ООО "Завод Синергия" обратилось в Ильинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права аренды лесного участка. 15.02.2012 в государственной регистрации права аренды Ильинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю отказано на основании абзаца 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что переданный в аренду лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.03.2012 является незаконным и недействительным, Министерство лесного хозяйства Пермского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им(ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
По правилам п. 1 ст. 4.1, п. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ответе на запрос Министерство лесного хозяйства Пермского края сообщило, что заявленный лесной участок входит в состав лесного участка с кадастровым номером 59:20:000 00 00:100.
В связи с чем в отношении заявленного лесного участка должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Представленные заявителем планы и схемы лесных участков, а также их описание в договоре аренды не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора аренды, является правильным, требование о признании его незаконным удовлетворению не подлежит.
Доказательств иного в материалах дела не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы основываются на неверном толковании положений ст. 4.1, 4.4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в связи с чем, отклоняются.
Кроме того, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года решение Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года по делу N А50-7870/2012 отменено. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" удовлетворены. Признаны недействительными торги, проведенные 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7'784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (квартал N 1-7, 10-38) для заготовки древесины, и протокол N 7 о результатах аукциона на право на заключения договора аренды участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011. Применены последствия недействительности сделки и взыскать с Министерства лесного хозяйства Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459) сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 (семьсот девять тысяч семьсот пятьдесят два) рубля.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что при рассмотрении арбитражным судом дела N 17АП-10611/2012 участвовали те же лица, что и в настоящем деле установленные судом обстоятельства являются преюдициальными в силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для сторон по настоящему делу.
Вышеуказанным постановлением апелляционного суда по делу N 17АП-10611/2012 признаны недействительными торги и протокол N 7 о результатах аукциона, на основании которого подписан договор аренды лесного участка N 594/146, в государственной регистрации которого отказано регистрирующим органом.
Признание недействительными торгов и заключенного договора аренды лесного участка по результатам этих торгов, на основании которых заявитель просит внести в ЕГРП прав запись, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по данному делу.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды не имеется.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2012 по делу N А50-12708/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 N 17АП-14952/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12708/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. N 17АП-14952/2012-ГК
Дело N А50-12708/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Министерства лесного хозяйства Пермского края, - не явились,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Горкунова Л.М., доверенность от 20.12.2012,
от заинтересованных лиц, Общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Министерства лесного хозяйства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 ноября 2012 года
по делу N А50-12708/2012,
принятое судьей Г.В.Лядовой,
по заявлению Министерства лесного хозяйства Пермского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
о признании незаконным отказа в государственной регистрации, обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка,
установил:
Министерство лесного хозяйства Пермского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании отказа Ильинского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю от 15.02.2012 года N 06/016/2011-708 незаконным и недействительным, об обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка от 13.05.2011 года N 594/146 в установленный законом срок.
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2012, 02.10.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 13 ноября 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель с решением суда от 13 ноября 2012 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение. В жалобе указывает, что Министерство лесного хозяйства Пермского края является государственным органом, наделенным распорядительными функциями в отношении земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации права аренды противоречит ФЗ от 24.07.2007 N 217-ФЗ. При подаче пакета документов на регистрацию договора аренды был представлен план лесного участка. Полагает, что передаваемый в аренду ООО "Завод "Синергия" участок лесного фонда был определен Планом лесного участка и материалами лесоустройства. Обжалуемое решение препятствует заготовке арендатором древесины, в федеральный бюджет не поступают начисленная арендная плата по договору аренды.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2013 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-7870/2012.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года (резолютивная часть оглашена 01 ноября 2012 года) по делу N А50-7870/2012 в удовлетворении заявления ООО "Завод "Синергия" о признании недействительными торгов, проведенных 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7,784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (кварталы N 1-7, 10-38); протокола N 7 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011; применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с ответчика суммы задатка за участие в аукционе в размере 709 752 руб. отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года решение Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года по делу N А50-7870/2012 отменено. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" удовлетворены. Признаны недействительными торги, проведенные 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7'784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (квартал N 1-7, 10-38) для заготовки древесины, и протокол N 7 о результатах аукциона на право на заключения договора аренды участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011. Применены последствия недействительности сделки и взыскать с Министерства лесного хозяйства Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459) сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 (семьсот девять тысяч семьсот пятьдесят два) рубля.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 года назначено судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции для решения вопроса о возобновлении производства по делу N А50-12708/2012 и проведения судебного разбирательства на 18 марта 2013 года на 13 час. 30 мин. в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, 112, зал N 711.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Голубцовой Ю.А. по делу N А50-12708/2012 на судью Усцова Л.А., назначено рассмотрение дела в составе председательствующего Паньковой Г.Л., судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю представило в суд апелляционной инстанции ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Министерство лесного хозяйства Пермского края также представило в суд апелляционной инстанции ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Заявитель, заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.2011 Агентством по природопользованию Пермского края проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины.
Победителем аукциона по лоту N 7 признано ООО "Завод "Синергия", что подтверждается протоколом о результатах аукциона.
13.05.2011 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "Завод "Синергия" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 594/146.
Лесной участок передан ООО "Заводу "Синергия" по акту приема-передачи от 13.05.2011.
23.12.2011 ООО "Завод Синергия" обратилось в Ильинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права аренды лесного участка. 15.02.2012 в государственной регистрации права аренды Ильинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю отказано на основании абзаца 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что переданный в аренду лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 11.03.2012 является незаконным и недействительным, Министерство лесного хозяйства Пермского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им(ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Как следует из абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
По правилам п. 1 ст. 4.1, п. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ответе на запрос Министерство лесного хозяйства Пермского края сообщило, что заявленный лесной участок входит в состав лесного участка с кадастровым номером 59:20:000 00 00:100.
В связи с чем в отношении заявленного лесного участка должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.
Представленные заявителем планы и схемы лесных участков, а также их описание в договоре аренды не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора аренды, является правильным, требование о признании его незаконным удовлетворению не подлежит.
Доказательств иного в материалах дела не имеется (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы жалобы основываются на неверном толковании положений ст. 4.1, 4.4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в связи с чем, отклоняются.
Кроме того, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 года решение Арбитражного суда Пермского края от 08 ноября 2012 года по делу N А50-7870/2012 отменено. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" удовлетворены. Признаны недействительными торги, проведенные 27.04.2011 в форме открытого аукциона, по аукционной единице (лоту) N 7 по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда площадью 7'784 га, расположенного в Ильинском лесничестве, Каргинском участковом лесничестве (квартал N 1-7, 10-38) для заготовки древесины, и протокол N 7 о результатах аукциона на право на заключения договора аренды участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины от 27.04.2011. Применены последствия недействительности сделки и взыскать с Министерства лесного хозяйства Пермского края (ОГРН 1085902003934, ИНН 5902293562) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод "Синергия" (ОГРН 1025901366292, ИНН 5906032459) сумму задатка за участие в аукционе в размере 709 752 (семьсот девять тысяч семьсот пятьдесят два) рубля.
В соответствии с п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что при рассмотрении арбитражным судом дела N 17АП-10611/2012 участвовали те же лица, что и в настоящем деле установленные судом обстоятельства являются преюдициальными в силу п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для сторон по настоящему делу.
Вышеуказанным постановлением апелляционного суда по делу N 17АП-10611/2012 признаны недействительными торги и протокол N 7 о результатах аукциона, на основании которого подписан договор аренды лесного участка N 594/146, в государственной регистрации которого отказано регистрирующим органом.
Признание недействительными торгов и заключенного договора аренды лесного участка по результатам этих торгов, на основании которых заявитель просит внести в ЕГРП прав запись, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по данному делу.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды не имеется.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2012 по делу N А50-12708/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)