Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А82-10215/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А82-10215/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,
с участием в судебном заседании представителя заявителя-общества с ограниченной ответственностью "Северавто" Белугина М.А., действующего на основании доверенности от 24.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северавто" (ИНН: 7602080670, ОГРН: 1107602004905)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-10215/2012, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северавто"
к Правительству Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, индивидуальному предпринимателю Липкину Дмитрию Семеновичу
третьи лица: Мэрия города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс" о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Северавто" (далее - заявитель, Общество, ООО "Северавто") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным постановления Правительства Ярославской области (далее - ответчик, Правительство) от 29.03.2012 N 227-П "Об отказе ООО "Северавто" в размещении объекта" и обязании Правительства Ярославской области издать постановление о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства- здания гаража-стоянки и станции технического обслуживания грузовых автомобилей с инженерными коммуникациями, ориентировочной площадью 16000 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Дзержинский район, Промышленное шоссе (в районе N 14 по 1-му Промышленному проезду) участок N 15, схема расположения которого утверждена постановлением мэрии города Ярославля от 16.02.2012 N 347 "Об утверждении схемы расположения и оформления Акта о выборе земельного участка для строительства по адресу: Промышленное шоссе (в районе N 14 по 1-му Промышленному проезду) участок N 15 в Дзержинском районе".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Северавто" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции является незаконным в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. ООО "Северавто" полагает, что Липкин Д.С. не является претендентом на получение испрашиваемого земельного участка, поскольку он не заинтересован ни в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ни в заключении договора аренды земельного участка на торгах, что подтверждается его отзывом на заявление и заявлением от 30.03.2012 года. Общество считает, что заявка Липкина Д.С. от 21.02.2012 года является отсутствующей, а его обращение о предоставлении земельного участка - несостоявшимся, в связи с чем Правительство необоснованно прекратило процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Обществу и приняло решение о подготовке торгов на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
В отзывах на апелляционную жалобу Правительство Ярославской области и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просят оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Северавто" без удовлетворения.
Мэрия г. Ярославля в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы.
Правительство Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Липкин Д.С., Мэрия г. Ярославля, Управление земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля, Департамент архитектуры и развития территорий Мэрии г. Ярославля, общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.12.2010 ООО "Северавто" обратилось с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - здания автогаража и станции технического обслуживания грузовых автомобилей с инженерными коммуникациями по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, Промышленное шоссе в районе новой дороги на новый мост через р.Волгу, примерный размер земельного участка - 16000 кв. м, испрашиваемое право - аренда (л.д. 26).
11.02.2012 Управлением земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в газете "Городские новости" N 10 опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Промышленное шоссе (в районе N 14 по 1-му Промышленному проезду) участок N 15, ориентировочной площадью 16000 кв. м по заявлению ООО "Северавто" для строительства здания гаража-стоянки и станции технического обслуживания грузовых автомобилей с инженерными коммуникациями (л.д. 30).
Постановлением мэрии города Ярославля от 16.02.2012 N 347 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, оформлен Акт выбора земельного участка по заявлению ООО "Северавто" (л.д. 31).
21.02.2012 в Правительство поступило заявление Липкина Дмитрия Семеновича о предоставлении спорного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта той же площади, того же назначения, по тому же адресу, на том же праве (л.д. 35)
В связи с обращением двух заинтересованных лиц о предоставлении одного и того же земельного участка Правительством отказано ООО "Северавто" в размещении объекта постановлением от 29.03.2012 N 227-п (л.д. 32).
30.03.2012 Липкин Д.С. обратился в ДИЗО ЯО с заявлением об отказе от участия в мероприятиях по предоставлению спорного земельного участка (л.д. 36).
12.04.2012 ДИЗО ЯО издан приказ N 224 о проведении работ по формированию земельного участка ориентировочной площадью 16000 кв. м по Промышленному шоссе, в районе N 14 по 1-му Промышленному проезду, участок N 15, в Дзержинском районе г. Ярославля, с целью его дальнейшего предоставления по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта для строительства здания гаража-стоянки и станции технического обслуживания грузовых автомобилей с инженерными коммуникациями.
Не согласившись с вынесенным Правительством Ярославской области постановлением от 29.03.2012 N 227-п, которым Обществу отказано в размещении объекта недвижимости на запрашиваемом земельном участке, ООО "Северавто" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое постановление не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление таких участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все три стадии, предшествующие предоставлению участка.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования норм статьи 31 ЗК РФ, предусматривающей условия и стадии выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. При этом по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им земельного участка, даже при наличии сведений об иных претендентах, подавших ранее аналогичные заявления о предоставлении того же земельного участка. Следовательно, поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, в целях обеспечения справедливости, публичности, открытости процедуры предоставления земельного участка, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами настоящего дела подтверждено, что Управлением земельных ресурсов мэрии г. Ярославля опубликовано в газете "Городские новости" информационное сообщение о возможном предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, Промышленное шоссе (в районе N 14 по 1-му Промышленному проезду) участок N 15, ориентировочной площадью 16000 кв. м. Заявления о предоставлении данного земельного участка поступили от ООО "Северавто" и Липкина Д.С. Учитывая, что от двух претендентов поступили заявления о предоставлении одного и того же земельного участка, что предопределяло необходимость проведения торгов на право заключения договора аренды данного земельного участка, ответчик имел законные основания для принятия обжалуемого постановления.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление Правительства Ярославской области от 29.03.2012 N 227-П "Об отказе ООО "Северавто" в размещении объекта" соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Липкин Д.С. не являлся претендентом на получение испрашиваемого земельного участка и не имел намерений его использовать для строительства объекта, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку независимо от истинных намерений Липкина Д.С. Правительство при наличии его заявления, юридически фиксирующего его волеизъявление о предоставлении спорного земельного участка, обязано было в силу приведенных выше норм ЗК РФ принять решение об отказе в предоставлении испрашиваемого ООО "Северавто" земельного участка в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта.
При таких обстоятельствах, доводы приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-10215/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Северавто" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы заявителя составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по ее уплате относятся на заявителя жалобы. Государственная пошлина уплачена заявителем при обращении с апелляционной жалобой по платежному поручению от 21.05.2013 N 14 в размере 2000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.04.2013 по делу N А82-10215/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северавто" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северавто" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.05.2013 N 14.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)