Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2013 ПО ДЕЛУ N А75-3434/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. по делу N А75-3434/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 15.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-3434/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (629828, Ямало-Ненецкий автономный округ - Югра, город Ноябрьск, поселок Вынгапуровский, улица Ленина, 10, ИНН 8905031779, ОГРН 1038900944180) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании предписания от 23.12.2011 N 325-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - ООО "Заполярнефть", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 325-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 26.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 15.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт, поскольку оставив в шламовых амбарах буровой шлам, общество, тем самым, несанкционированно захоронило отходы на землях лесного фонда. Это свидетельствует об его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносит ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду. Общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров и рекультивацию земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, чем нарушило требования статей 34, 39, 46 и 51 Закона об охране окружающей среды, статьи 12 Закона об отходах производства и потребления, статей 21 и 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, поскольку материалами дела не подтверждаются доводы административного органа о неисполнении обществом обязанностей по обеспечению сохранности лесного фонда, его рациональному использованию и эффективному производству, восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что управлением в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 21.11.2011 N 658, от 17.11.2011 N 649 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадки N 517 Вынгапуровского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, в частности, в шламовых амбарах кустовой площадки N 517 Вынгапуровского месторождения нефти.
Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2011 N 392.
ООО "Заполярнефть" выдано предписание от 23.12.2011 N 325-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 517) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Заполярнефть" допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания N 325-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенного управлением в отношении ООО "Заполярнефть", как противоречащего действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции, оставляя судебный акт без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) - экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ - юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - Инструкция РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Проанализировав указанные выше нормативные акты, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение ООО "Заполярнефть" отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 - амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0, 5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны быть гидроизолированы (пункт 4.12).
Данные требования ООО "Заполярнефть" соблюдены.
Это подтверждено положениями проектной документации.
- Так, в Томе 7 проекта N 6750 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 517 Вынгапуровского месторождения, которые также указаны и в заключении государственной экологической экспертизы от 21.07.2003 N 1559, в частности, конструкция шламового амбара принята траншейного типа, амбар состоит из двух траншей, разделенных перемычкой; шламовые амбары запроектированы из расчета 8160 м 3 для скважин куста N 517; предусмотрена противофильтрационная защита стенок и дна шламовых амбаров, используется полиэтиленовая пленка и геотекстиль;
- предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта; для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1.2 м.
Соответственно, проектом предусмотрен комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий.
Из указанного проекта также следует, что в рассматриваемом случае в ходе ликвидации шламовых амбаров с привязкой к кустовой площадке N 517 Вынгапуровского месторождения, отходы (буровой шлам) обезвреживаются методом отверждения цементным раствором Это соответствует пункту 4.22 Инструкции РД 39-133-94.
При этом в соответствии с пунктом 4.38 данной Инструкции представленной проектной документацией предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров куста скважин N 517 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель. Так, в соответствии с пунктом 7 Тома 7 проекта N 6750, положительным заключением государственной экологической экспертизы от 21.07.2003 N 1159 шламовые амбары с оставшимися в них отходами бурения являются потенциальными загрязнителями окружающей природной среды. Проектом предусматривается их ликвидация, а земельный участок подлежит рекультивации. Работы по ликвидации шламовых амбаров включают: естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров; откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор; обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отверждением цементным раствором (в том числе отходов оставшихся в амбарах после откачки); засыпку амбаров, рекультивацию земель.
Работы по рекультивации предусматривают: очистку площадки куста от металлолома, мусора, оборудования и материалов; планировку территории, ранее занимаемой шламовыми амбарами; посев семян трав по спланированным площадям по слою плодородного грунта или торфо-песчаной смеси.
Материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на кусте скважины N 517 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
ООО "Заполярнефть" проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией. Это подтверждено имеющейся в материалах дела копией акта от 30.09.2009 N 5 сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к договору от 14.09.2009 N Д/2116/11-2327.
В соответствии с указанным выше актом от 30.09.2009 N 5 осуществлена рекультивация четырех шламовых амбаров куста скважин N 517.
Мероприятия по рекультивации шламовых амбаров проведены в соответствии с проектной документацией. Это подтверждено имеющимися в материалах дела документами.
По изложенным выше основаниям суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительным предписание от 23.12.2011 N 325-ОК/16.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 15.10.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3434/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи
В.И.НОВОСЕЛОВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)