Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2013 N 05АП-5000/2013 ПО ДЕЛУ N А51-24353/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. N 05АП-5000/2013

Дело N А51-24353/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 30 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА "НЕКТАР",
апелляционное производство N 05АП-5000/2013
на решение от 21.03.2013
судьи А.К. Калягина
по делу N А51-24353/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА "НЕКТАР" (ИНН 2527002857, ОГРН 1022500821232)
об оспаривании отказа администрации Спасского муниципального района (ИНН 2527003240, ОГРН 1022500818780), изложенного в письме N 1888 от 07.08.2012,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Аралия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
при участии:
- от КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА "НЕКТАР": Качан В.А., глава хозяйства, постановление от 09.02.1993 N 122 главы администрации Спасского района Приморского края; паспорт;
- от администрации Спасского муниципального района: Федун О.В., представитель по доверенности от 02.02.2011 N 40; паспорт;
- общество с ограниченной ответственностью "Аралия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явились.

установил:

КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "НЕКТАР" (далее по тексту - заявитель, КХ "НЕКТАР", Крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Спасского муниципального района (далее по тексту - администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 07.08.2012 N 1888 отказа администрации в переводе земельного участка КХ "НЕКТАР" с кадастровым номером 25:16:030:202:126, местоположение установлено примерно в 21436 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Спасский, с. Васильковка, ул. Таежная, д. 1, (далее спорный земельный участок), из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аралия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением суда от 21.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 21.03.2013, КХ "НЕКТАР" просит его отменить как необоснованное по следующим основаниям. Вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда заявитель считает противоречащим свидетельству о праве пользования на землю, выданному Крестьянскому хозяйству 25.02.1993, в котором указано, что спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Указанное свидетельство является действующим. Постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 переданный заявителю земельный участок изъят из федеральной собственности. В связи с этим оспариваемый отказ администрации в переводе земельного участка КХ "НЕКТАР" с кадастровым номером 25:16:030:202:126 из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения заявитель считает незаконным и нарушающим его права на указанный участок.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу заявителя в отсутствие представителей третьих лиц.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции глава КХ "НЕКТАР" поддержал доводы жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2013 считает законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы КХ "НЕКТАР" просит отказать.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Согласно выписке из постановления администрации Спасского района Приморского края от 16.01.1992 N 30 "О регистрации крестьянских хозяйств" зарегистрировано Крестьянское хозяйство Качан Виктора Алексеевича, которое в соответствии с постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 "О регистрации и перерегистрации крестьянских хозяйств" перерегистрировано в Крестьянское хозяйство "Нектар" (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) серия 10 N 122).
Постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 16.01.1992 N 30 Крестьянскому хозяйству для ведения крестьянского хозяйства в бессрочное пользование был выделен земельный участок в размере 6,8 га за счет земель государственного лесного фонда.
В соответствии с постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 "О регистрации и перерегистрации крестьянских хозяйств" для ведения крестьянского хозяйства главе крестьянского хозяйства был предоставлен в пользование земельный участок площадью 6,8 га без права производства горных работ, с изъятием данного участка из земель государственного лесного фонда, о чем заявителю выдано свидетельство о праве пользования на землю N 122 от 25.02.1993. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 25:16:030202:126.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.10.2010 N И16/2866, предоставленному заявителю в пользование земельному участку присвоен кадастровый номер 25:16:030202:126, участок находится примерно в 21436 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: р-н Спасский, с. Васильковка, ул. Таежная, д. 1 и относится к землям лесного фонда.
В 2011 года заявитель обратился в Управление Федеральной службу государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок, на что ответом от 11.04.2011 ему было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с отнесением спорного участка к землям лесного фонда.
Также согласно материалам дела между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО "Аралия" заключен, с учетом соглашения уступки прав и обязанностей от 13.07.2010, договор N 82/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 19.09.2008, из содержания которого следует, что ООО "Аралия" в аренду сроком на 25 лет был предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок, в границы которого входит спорный земельный участок.
20.07.2012 заявитель обратился в администрацию Спасского муниципального района с заявлением о необходимости вынесения постановления о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 07.08.2012 N 1888 администрация отказала заявителю в вынесении указанного постановления, ссылаясь на то, что перевод лесных земель в земли иных категорий носит исключительный, императивный характер только в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". А также указала, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 7, статьи 8 Земельного кодекса РФ данный земельный участок входит в состав земель лесного фонда Российской Федерации и перевод такого участка из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.
Не согласившись с данным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Крестьянского хозяйства, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и администрации, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя и в отзыве администрации на нее, судебная коллегия считает апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Заявление Крестьянского хозяйства об оспаривании отказа администрации, изложенного в письме от 07.08.2012 N 1888, было направлено заявителем в Арбитражный суд Приморского края почтой 08.10.2012 согласно почтовому штемпелю на конверте, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом настоящего спора является оспаривание заявителем изложенного в письме от 07.08.2012 N 1888 отказа администрации Спасского муниципального района в переводе земельного участка КХ "НЕКТАР" с кадастровым номером 25:16:030:202:126, местоположение установлено примерно в 21436 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: район Спасский, с. Васильковка, ул. Таежная, д. 1, (далее спорный земельный участок), из категории земель лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (введен в действие 30 октября 2001 года) (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ Правительством Российской Федерации.
Свои требования по настоящему делу заявитель со ссылкой на указанный Федеральный закон N 172-ФЗ основывает на том, что имеет право на перевод спорного земельного участка, предоставленного ему для ведения крестьянского хозяйства согласно постановлению главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 и свидетельству о праве собственности, из земель лесного фона (на что указано в кадастровом паспорте) в категорию земель сельскохозяйственного назначения, что необходимо для регистрации права собственности на участок в Управлении Росреестра по Приморскому краю.
Между тем коллегией установлено, что постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 "О регистрации и перерегистрации крестьянских хозяйств", которым главе Крестьянского хозяйства предоставлен земельный участок площадью 6,8 га для ведения крестьянского хозяйства, данный участок при его предоставлении заявителю уже был изъят администрацией из земель государственного лесного фонда.
Так, в силу положений статьи 6 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон РСФСР N 348-1), действовавшей на дату издания постановления главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122, для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев, в том числе за счет земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве (п. п. г). Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя.
Согласно статье 60 Земельного кодекса РСФСР (утвержден ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) гражданам, не являющимся членами колхозов, работниками сельскохозяйственных предприятий, земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются из земель запаса либо из специального фонда земель, права на которые прекращаются в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 39 и частью третьей статьи 40 настоящего Кодекса, а также земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления заявителю спорного земельного участка, к ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относилось, в том числе предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РСФСР; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков.
При этом пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, при предоставлении КХ "Нектар" в 1993 году по постановлению от 09.02.1993 N 122 земельного участка площадью 6,8 га для ведения крестьянского хозяйства данный участок уже был изъят администрацией из земель государственного лесного фонда в рамках предоставленных ей статьей 23 Земельного кодекса РСФСР полномочий в порядке статьи 6 Закона РСФСР N 348-1 и передан заявителю для ведения крестьянского хозяйства. Согласно плану отвода спорного земельного участка Крестьянскому хозяйству Качан В.А. отвод участка был согласован с лесничеством.
Право заявителя на спорный земельный участок удостоверено свидетельством от 25.02.1993 N 122 в соответствии с порядком, действовавшим на момент его возникновения, что не оспорено администрацией, с приложением плана земельного участка (т. 1, л.д. 11).
Согласно свидетельству на право пользования на землю от 25.02.1993 N 122 участок площадью 6,8 га, предоставленный заявителю для ведения крестьянского хозяйства, полностью находится на землях сельскохозяйственных угодий.
При этом Федеральный закон N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) принят и вступил в действие 21.12.2004, то есть много позже после изъятия спорного земельного участка из земель государственного лесного фонда и предоставления спорного земельного участка заявителю для ведения крестьянского хозяйства в качестве сельскохозяйственных угодий.
Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно части 2 статьи 77 Кодекса в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельство на право пользования на землю от 25.02.1993 N 122, выданное заявителю на спорный участок, в силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, недействительным в установленном законом порядке не признавалось и, следовательно, удостоверяет право Крестьянского хозяйства на земельный участок площадью 6,8 га предоставленный заявителю постановлением главы администрации Спасского района Приморского края от 09.02.1993 N 122 для ведения крестьянского хозяйства с изъятием данного участка из земель государственного лесного фонда.
Поскольку, удостоверенное свидетельством от 25.02.1993 N 122 право заявителя никем в установленном законом порядке не оспорено, оно так же удостоверяет принадлежность спорного участка к сельскохозяйственным угодьям.
При изложенных обстоятельствах, коллегия находит неправомерной и ошибочной ссылку администрации в оспариваемом отказе от 07.08.2012 N 1888 на то, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 7, статьи 8 ЗК РФ спорный земельный участок входит в состав земель Российской Федерации как земли лесного фонда и перевод такого участка из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ, поскольку, как было изложено выше, соответствующий перевод уже был произведен администрацией еще 1993 году.
Между тем, данное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого отказа от 07.08.2012 N 1888 незаконным, поскольку им в рассматриваемое случае не нарушаются права и законные интересы заявителя, который в настоящее время пользуется земельным участком на законных основаниях и действительным целевым назначением в соответствии с правоустанавливающим документом, подтверждающим принадлежность спорного участка к сельскохозяйственным угодьям.
Противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки подлежат устранению в порядке, установленном частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Также коллегия приходит к выводу, что в целях восстановления своего нарушенного права на регистрацию права собственности на спорный земельный участок, в том числе с учетом существующих обременений на него ООО "Аралия" по договору N 82/29 аренды лесного участка для заготовки древесины от 19.09.2008", с учетом соглашения уступки прав и обязанностей от 13.07.2010, и противоречий в документах государственного кадастра недвижимости, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку оспариванию в данном случае подлежит кадастровый учет спорного принадлежащего заявителю участка как земель лесного фонда.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права, также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах заявленные Крестьянским хозяйством в рамках настоящего дела требования, а также апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Поскольку неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного судебного акта, коллегия апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" не отменяет обжалуемый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2013 по делу N А51-24353/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)