Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Казенновой Е.С.,
- при участии: от истца: Рубан А.В., представителя по доверенности от 18.02.2013;
- от ответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/311; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю - Степанова И.В., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-06;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Делси-С" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1 с кадастровым номером 24:56:0101001:4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских и производственных помещений, в размере 4 954 162 руб. - его рыночной стоимости, определенной отчетом N ОК 1247 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
По ходатайству истца к участию деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:4, расположенного по адресу г. Сосновоборск ул. Заводская, 1, равной его рыночной стоимости в размере 4 954 162 руб., определенной в соответствии с отчетом N ОК 1247 от 07.08.2012 по состоянию на 01.01.2011. Взыскано с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе указывает, что в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности, Управление Росреестра по Красноярскому краю участие не принимает, является ненадлежащими ответчиками. Считает неправомерной ссылку истца на позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Кадастровая палата полагает, что требование предъявлено к ненадлежащему органу в лице учреждения. Федеральным законом установлен порядок внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН по результатам рассмотрения спора. До настоящего времени результат рассмотрения спора в учреждение из Росреестра не поступал. Следовательно, обязанность по внесению такого результата не наступила. Полагает ссылку истца на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 несостоятельной, т.к. в этом документе отражена правовая позиция относительно государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ. Полагает, что судом не учтена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 12.04.2013.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2006 серии 24ЕЗ N 059006 Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель - земли поселений, площадью 39 952 кв. м, кадастровый номер 24:56:0101001:0004, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1 (далее - Земельный участок).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость Земельного участка в размере 36 894 124 руб. 44 коп.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Общество просит суд установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N ОК 1247 от 07.08.2012, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Региональный институт оценки и управления недвижимостью" на дату 01.01.2011.
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. Рыночная стоимость Земельного участка, согласно указанному отчету, составляет 4 954 162 рублей.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 683/2012 от 24.09.2012, подготовленное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" на отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 об оценке рыночной стоимости Земельного участка, согласно которому отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания и договора на оценку, сделанные оценщиком выводы при определении рыночной стоимости Земельного участка являются обоснованными.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером номер 24:56:0101001:0004 в размере 36 894 124 руб. 44 коп. утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указанное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.04.2012.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
В дело истцом представлен отчет оценщика Козлова Адольфа Георгиевича - сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Региональный институт оценки и управления недвижимостью", в соответствии с которым произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:0004. Согласно Отчета об оценке рыночной стоимости земли, рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011 г. определена в размере 4 954 162 рублей. Оценщик Козлов Адольф Георгиевич является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Представленным в дело Экспертным заключением общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 24.09.2012 г. N 683/2012 на отчет N ОК-1247 об оценке рыночной стоимости земельного участка подтвержден факт соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку.
Установленная в Отчете рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-П.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции..
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесении такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.1.3., 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно п. 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Управления Росреестра по Красноярскому краю на Приказы Росреестра о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и прекращении соответствующих полномочий у Управления Росреестра по Красноярскому краю, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Указание Управления Росреестра по Красноярскому краю в отзыве на то, что надлежащим ответчиком, чьи интересы могут быть затронуты при изменении кадастровой стоимости, от размера которой зависит и размер земельного налога, является орган местного самоуправления, как распорядитель местного бюджета, не может быть принята судом. Истец является собственников земельного участка, и в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости земельного участка. Определение же самой налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости), в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об оценочной деятельности" не влияет на права получателя данного налога, который не теряет своего статуса получателя средств. Возможное изменение размера кадастровой стоимости и как следствие изменение размера налога, не является для суда основанием считать, что в связи с этим, нарушаются права или законные интересы получателя налога на землю.
Довод заявителей о том, что надлежащим ответчиком по иску должен выступать Заказчик работ по государственной кадастровой оценки - Правительство Красноярского края в лице его уполномоченных органов, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.17. в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.19. Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Статья 24.20. Закона предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Системное толкование указанных норм права свидетельствует, что заказчик работ по определению кадастровой стоимости не является участником споров по определению кадастровой стоимости, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен в отношении ответчиков, указанных в иске.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ N ВАС-1630/13 от 27.02.2013.
Судом первой инстанции разъяснено сторонам право заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка. Стороны указанным правом не воспользовались. При таких обстоятельствах, руководствуясь принципом состязательности арбитражного процесса, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на часть 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал доказанным факт рыночной стоимости земельного участка в размере 4 954 162 рубля.
Ссылка истца на то, что судом не учтена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О, рассмотрена судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 10), пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 10); Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и по этим вопросам принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 13); Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации, рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации (статья 16).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.1 постановления от 21.01.2010 N 1-П, вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
Рассматривая настоящий спор в порядке искового производства суд первой инстанции следовал правовому подходу, сформулированному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Таким образом, основания для отмены судебного акта отсутствуют у суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-18103/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу N А33-18103/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Казенновой Е.С.,
- при участии: от истца: Рубан А.В., представителя по доверенности от 18.02.2013;
- от ответчиков: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/311; Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю - Степанова И.В., представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-06;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Красноярскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Делси-С" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1 с кадастровым номером 24:56:0101001:4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения складских и производственных помещений, в размере 4 954 162 руб. - его рыночной стоимости, определенной отчетом N ОК 1247 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
По ходатайству истца к участию деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:4, расположенного по адресу г. Сосновоборск ул. Заводская, 1, равной его рыночной стоимости в размере 4 954 162 руб., определенной в соответствии с отчетом N ОК 1247 от 07.08.2012 по состоянию на 01.01.2011. Взыскано с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Делси-С" 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить вынесенный судебный акт.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе указывает, что в процедуре проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленной Законом об оценочной деятельности, Управление Росреестра по Красноярскому краю участие не принимает, является ненадлежащими ответчиками. Считает неправомерной ссылку истца на позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Кадастровая палата полагает, что требование предъявлено к ненадлежащему органу в лице учреждения. Федеральным законом установлен порядок внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН по результатам рассмотрения спора. До настоящего времени результат рассмотрения спора в учреждение из Росреестра не поступал. Следовательно, обязанность по внесению такого результата не наступила. Полагает ссылку истца на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 несостоятельной, т.к. в этом документе отражена правовая позиция относительно государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ. Полагает, что судом не учтена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О.
Апелляционные жалобы приняты к производству, назначено их рассмотрение на 12.04.2013.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2006 серии 24ЕЗ N 059006 Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель - земли поселений, площадью 39 952 кв. м, кадастровый номер 24:56:0101001:0004, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1 (далее - Земельный участок).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость Земельного участка в размере 36 894 124 руб. 44 коп.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Общество просит суд установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N ОК 1247 от 07.08.2012, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Региональный институт оценки и управления недвижимостью" на дату 01.01.2011.
В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату оценки. Рыночная стоимость Земельного участка, согласно указанному отчету, составляет 4 954 162 рублей.
Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N 683/2012 от 24.09.2012, подготовленное общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" на отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 об оценке рыночной стоимости Земельного участка, согласно которому отчет N ОК 1247 от 07.08.2012 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания и договора на оценку, сделанные оценщиком выводы при определении рыночной стоимости Земельного участка являются обоснованными.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером номер 24:56:0101001:0004 в размере 36 894 124 руб. 44 коп. утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указанное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 05.04.2012.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет. Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
В дело истцом представлен отчет оценщика Козлова Адольфа Георгиевича - сотрудника общества с ограниченной ответственностью "Региональный институт оценки и управления недвижимостью", в соответствии с которым произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:56:0101001:0004. Согласно Отчета об оценке рыночной стоимости земли, рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011 г. определена в размере 4 954 162 рублей. Оценщик Козлов Адольф Георгиевич является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Представленным в дело Экспертным заключением общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 24.09.2012 г. N 683/2012 на отчет N ОК-1247 об оценке рыночной стоимости земельного участка подтвержден факт соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку.
Установленная в Отчете рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-П.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции..
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям:
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесении такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 5.1.3., 5.1.4 вышеуказанного положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в т.ч. по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
Согласно п. 7.1.11 и 7.1.12 Положения, управление реализует в т.ч. полномочия в установленной сфере деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 7.1.20 Положения к полномочиям управления отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7.3.1 предусмотрено, что управление организует проведение государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Ссылки Управления Росреестра по Красноярскому краю на Приказы Росреестра о наделении федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости и прекращении соответствующих полномочий у Управления Росреестра по Красноярскому краю, не могут быть приняты судом, т.к. данные приказы не изменяют редакцию Федеральных законов "О государственном кадастре недвижимости" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Указание Управления Росреестра по Красноярскому краю в отзыве на то, что надлежащим ответчиком, чьи интересы могут быть затронуты при изменении кадастровой стоимости, от размера которой зависит и размер земельного налога, является орган местного самоуправления, как распорядитель местного бюджета, не может быть принята судом. Истец является собственников земельного участка, и в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости земельного участка. Определение же самой налогооблагаемой базы (кадастровой стоимости), в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об оценочной деятельности" не влияет на права получателя данного налога, который не теряет своего статуса получателя средств. Возможное изменение размера кадастровой стоимости и как следствие изменение размера налога, не является для суда основанием считать, что в связи с этим, нарушаются права или законные интересы получателя налога на землю.
Довод заявителей о том, что надлежащим ответчиком по иску должен выступать Заказчик работ по государственной кадастровой оценки - Правительство Красноярского края в лице его уполномоченных органов, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.17. в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.19. Закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Статья 24.20. Закона предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Системное толкование указанных норм права свидетельствует, что заказчик работ по определению кадастровой стоимости не является участником споров по определению кадастровой стоимости, в связи с чем иск обоснованно удовлетворен в отношении ответчиков, указанных в иске.
Указанный подход соответствует судебной практики, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010, а также в Определении ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ N ВАС-1630/13 от 27.02.2013.
Судом первой инстанции разъяснено сторонам право заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка. Стороны указанным правом не воспользовались. При таких обстоятельствах, руководствуясь принципом состязательности арбитражного процесса, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на часть 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал доказанным факт рыночной стоимости земельного участка в размере 4 954 162 рубля.
Ссылка истца на то, что судом не учтена правовая позиция, высказанная в Определении Конституционного суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О, рассмотрена судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусматривает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 10), пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 10); Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и по этим вопросам принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 13); Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации, рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации (статья 16).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.1 постановления от 21.01.2010 N 1-П, вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
Рассматривая настоящий спор в порядке искового производства суд первой инстанции следовал правовому подходу, сформулированному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Таким образом, основания для отмены судебного акта отсутствуют у суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 января 2013 года по делу N А33-18103/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)