Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2013 ПО ДЕЛУ N А68-8161/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 г. по делу N А68-8161/2012


Резолютивная часть постановления изготовлена 25 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Ивановой Н.Н.
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Хозрасчетный строительный участок" (ОГРН 1027100596203, г. Тула, ул. Привокзальный переулок, д. 10, 300005) - Смирнова Д.В. по доверенности от 20.03.2013г; - Легостаевой Г.В. по доверенности от 20.03.2013 г.;
- от территориального управления Росимущества в Тульской области (г. Тула, ул. Сойфера, д. 16, 300041) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Тульский научно - исследовательский технологический институт" (ИНН 7104014339, г. Тула, ул. Болдина, д. 98, 300028) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 (судьи Байрамова Н.Ю., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу N А68-8161/2012,

установил:

открытое акционерное общество "Хозрасчетный строительный участок" (далее - ОАО "Хозрасчетный строительный участок", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Тульской области (далее - Территориальное управление Росимущества по Тульской области, территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129, общей площадью 13747+/-41 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, д. 161 и обязании принять решение о предоставлении указанного земельного участка на праве собственности и заключить договор купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Тульский научно-исследовательский технологический институт".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 требование удовлетворено. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Территориальное управление Росимущества по Тульской области обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просив их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что Территориальное управление Росимущества по Тульской области не допустило бездействия, а действовало в рамках предоставленных полномочий, направив пакет документов в Росимущество, сообщив об этом Обществу, что не учтено судебными инстанциями.
В судебном заседании представители ОАО "Хозрасчетный строительный участок" пояснили, что решение суда считают законным и обоснованным, кассационную жалобу просят оставить без удовлетворения.
Территориальное управление Росимущества по Тульской области, открытое акционерное общество "Тульский научно-исследовательский технологический институт" представителей в заседание не направили, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хозрасчетный строительный участок" имеет в собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое здание (теплица), общая площадь 7 533,7 кв. м, лит. О, кадастровый (или условный) номер 71:30:050401:0020:70:401:001:010387000:1400:20000, адрес объекта: г. Тула, проспект Ленина, д. 161;
- - нежилое здание (бытовое помещение), общая площадь 125,5 кв. м, лит. Н, кадастровый (или условный) номер 71:30:050401:0020:70:401:001:010387000:1300:20000, адрес объекта: г. Тула, проспект Ленина, д. 161, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2009.
Объекты приобретены на основании договоров купли-продажи от 31 марта 2009 года у открытого акционерного общества "Тульский научно-исследовательский технологический институт", который, в свою очередь, приобрел их в собственность в порядке приватизации в соответствии с Планом приватизации, утвержденным Комитетом по управлению имуществом Тульской области 31 мая 1994 года.
Названные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке общей площадью 13747+/-41 кв. м с кадастровым номером 71:30:050401:129, местоположение: г. Тула, Центральный район, проспект Ленина, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и строений производственного назначения.
Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и образован на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Тульской области от 03.08.2012 N 369-р в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:24:050401:86. Согласно распоряжению и кадастровому паспорту земельного участка, он сформирован под эксплуатацию двух указанных выше объектов производственного назначения при разделе земельного участка, находившегося в бессрочном пользовании института. При этом, согласно приказу "Тульский научно-исследовательский технологический институт" от 05.03.2009 два объекта недвижимости - теплица и находящееся рядом с ней бытовое помещение ранее технически учитывались как один объект - теплица.
05.05.2012 ОАО "Хозрасчетный строительный участок" обратилось в Территориальное управление Росимущества по Тульской области с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129. К заявлению прилагались все необходимые документы в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.

Однако решение по заявлению Общества Территориальным управлением не было принято, что послужило основанием обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, суд обоснованно исходил из следующего.
В порядке части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу пункта 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая споры, связанные с приобретением юридическими лицами земельных участков в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка.
При этом по смыслу указанного пункта Постановления, невозможность продажи участка может быть обусловлена:
- его ограничением в обороте,
- запретом приватизации, установленным федеральным законом,
- резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела, с заявкой Обществом были представлены все предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 документы, замечаний по их содержанию и оформлению у Управления не возникло.
Обстоятельств, препятствующих выкупу земельного участка в связи с ограничением его оборота, запретом приватизации, резервированием для государственных и муниципальных нужд, из материалов дела не усматривается.
Документы кадастрового учета подтверждают, что участок сформирован в целях эксплуатации производственных объектов недвижимости, приобретенных Обществом, следовательно, обращению Общества в порядке реализации исключительного права собственника объекта недвижимости на выкуп земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ законных препятствий не имеется.
Признавая незаконным бездействие Управления, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении на праве собственности ОАО "Хозрасчетный строительный участок" земельного участка с кадастровым номером 71:30:050401:129, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возникновении у данного органа обязанности принять решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка на праве собственности и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в связи со следующим.
Довод управления об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельным участком без специального поручения Росимущества является необоснованным.

Анализ полномочий, закрепленных в названном Положении (пункты 4.1 и 4.6), свидетельствует о том, что именно управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Позиция управления об отсутствии с его стороны незаконного бездействия ввиду соблюдения им положений названного нормативного акта признается судом необоснованной, поскольку урегулированные подзаконным актом внутриведомственные отношения между Росимуществом и его территориальными органами не должны служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
Как следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Арбитражный суд первой инстанции в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества, в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, обоснованно обязал Управление в месячный срок принять решение о предоставлении Обществу на праве собственности земельного участка и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Таким образом, выводы судов о применении названных норм соответствуют установленным в деле обстоятельствам и представленным доказательствам, нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 228 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу N А68-8161/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.Н.ИВАНОВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)