Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при участии:
от истца - Заместителя прокурора Свердловской области в лице Правительства Свердловской области - Федорова Е.С. (удостоверение, поручение от 22.04.2013),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС" (ОГРН 1069670126195, ИНН 6670127885) - Желтухина О.А. (доверенность от 20.12.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2013 года
по делу N А60-46668/2012,
принятое судьей Парамоновой В.В.,
по иску Заместителя прокурора Свердловской области в лице Правительства Свердловской области
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области в области лесных отношений на территории Свердловской области
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС" (далее - общество), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N Т-256/1124 от 10.12.2009, заключенного между министерством и обществом, применении последствий недействительности договора в виде возврата министерству земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503006:8 площадью 208 580 кв. м, расположенного на землях лесного парка имени Лесоводов России.
Определением суда от 16.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области в области лесных отношений на территории Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.03.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество и министерство направили апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Министерство в жалобе указывает, что не согласно с выводом суда о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производится в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, а договор аренды должен заключаться по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что спорный земельный участок как лесной участок не индивидуализирован, в связи с чем, не мог являться объектом гражданского оборота как лесной участок. Поскольку на момент предоставления спорного участка в аренду соответствующий лесохозяйственный регламент разработан не был, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство, то основания для признания спорного участка - лесным, отсутствовали. Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о допущенных при формировании данного участка нарушениях лесного законодательства, поскольку проект границ, результаты межевания, проведения кадастрового учета данного объекта как земельного участка, а также государственная регистрация права собственности Свердловской области на него в установленном порядке не оспорены и являются действующими. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, распоряжаясь спорным земельным участком, сформированным для целей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, и поставленным на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, при отсутствии сформированного в установленном порядке лесного участка, министерство правомерно руководствовалось нормами земельного законодательства, не предусматривающими проведение аукциона в случаях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, ответчик ссылается на Правила землепользования и застройки городского округа муниципальное образование "город Екатеринбург" и указывает, что спорный участок находится в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и на него распространено действие соответствующих градостроительных регламентов данной зоны.
Общество в жалобе указывает на ошибочность вывода суда об отнесении спорного участка к категории городских лесов, поскольку согласно выпискам из ЕГРП спорный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - рекреация без капитальных сооружений. Согласно ответу департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 28.02.2013 спорный земельный участок находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий. Спорный участок в кадастре учтен как земельный участок, доказательств иного в материалы дела не представлено. По мнению общества, суд неправомерно признал, что участок находится в 81 квартале, а указание в кадастре на нахождение в 78 квартале является технической ошибкой, так как порядок устранения и выявления технической ошибке в кадастре предусмотрен законом и в оспариваемом случае такой порядок не соблюден.
Заместитель прокурора с доводами апелляционной жалобы не согласен, представил возражения, в которых указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение границ лесных участков может быть не только закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков, но и указано на картах лесов. Из имеющихся в деле доказательств следует, что границы спорных лесных участков установлены, они предоставляют собой самостоятельные объекты гражданского оборота с индивидуальными характеристиками. Считает, что формирование участков с нарушением требований ст. 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации не может повлечь изменение правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Также указывает, что на всей территории Лесопаркового участкового лесничества государственного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" лесоустроительные работы проведены в полном объеме, что подтверждено сведениями представленными Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, департаментом лесного хозяйства Свердловской области, ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество". Кроме того указывает, что наличие утвержденного в установленном порядке лесохозяйственного регламента является обязательным условием предоставления в аренду лесных участков. В нарушение требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 0412.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договор арендные спорного земельного участка заключен в отсутствие утвержденного лесохозяйственного регламента, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Также ссылаясь на п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма указывает, что включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-256/1124 от 10.11.2009, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, находящийся в собственности Свердловской области, с кадастровым номером 66:41:0503006:8, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, 78 квартал лесопарка имени Лесоводов России, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 208 580 кв. м, с разрешенным видом использования - городские леса, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждений на срок с 30.11.2009 по 30.11.2024 (п. 1.1, 2.1 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/553/2012-048 от 06.11.2012 (т. 1, л.д. 26).
Арендодатель передал арендатору указанный земельный участок по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 24).
Полагая, что указанный договор аренды земельного участка от 10.11.2009 N Т-256/1124 является недействительным, поскольку заключен с нарушением положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", без проведения аукциона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503006:8 согласно кадастровому паспорту N 8086 от 11.02.2009 - городские леса.
Приказом министерства от 30.11.2009 N 2446 указанный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 площадью 208 580 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, 78 квартал лесопарка имени Лесоводов России, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, предоставлен обществу для рекреационных целей без права капитальной застройки, во исполнение приказа заключен договор аренды.
Из справки ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 следует, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 расположен в лесном парке Лесоводов России квартал 81, выделы 8, 9, 10, 14-33 и имеет статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Как установлено судом первой инстанции и следует из перечня лесных парков Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области", лесному парку Лесоводов России придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Также из письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 08.02.2013 N 24-08-15-818/13 следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 расположен на территории 81 квартала лесопарка им. Лесоводов России Лесопарковского участкового лесничества ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество". В отношении данного земельного участка произведено лесоустройство 2007 года и в государственном лесном реестре Свердловской области имеются таксационное описание, картографические материалы.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которого должно производиться в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
С учетом положений ст. 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
На момент заключения оспариваемого договора к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 данных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Также судом первой инстанции установлено, что соответствующий лесохозяйственный регламент на момент заключения оспариваемого договора утвержден не был. Впоследствии лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ СО "Верх-Исетское лесничество" был утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006 (л.д. 25, т.д. 1).
На основании установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договор аренды от 10.12.2009 N Т-256/1124, предусматривающий передачу в аренду лесного участка в составе городских лесов, заключен с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой.
Доводы министерства о том, что спорный участок не является лесным участком, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие материалам дела.
Довод жалобы о том, что спорный земельный участок расположен в квартале 78, а не 81, судом апелляционной инстанции не принимается, так как из письма Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.11.2012 N 01-16-2 следует, что принадлежность спорного земельного участка к кварталу 78 является технической ошибкой, допущенной при межевании и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Довод общества о том, что спорный земельный участок находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий, судом апелляционной инстанции также не принимается на основании следующего.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
При этом включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления.
Отсутствие в кадастровом паспорте указания на то, что спорный участок относится к городским лесам, само по себе не свидетельствует о том, что этот участок не является лесным, при том, что кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом.
Иные доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на неправильном толковании норм права, а также по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и(или) процессуального права, которые бы могли повлечь отмену (изменение) судебного акта по основаниям, предусмотренным ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Обжалуемое решение отмене (изменению) не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2013 года по делу N А60-46668/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2013 N 17АП-4638/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-46668/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. N 17АП-4638/2013-ГК
Дело N А60-46668/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при участии:
от истца - Заместителя прокурора Свердловской области в лице Правительства Свердловской области - Федорова Е.С. (удостоверение, поручение от 22.04.2013),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС" (ОГРН 1069670126195, ИНН 6670127885) - Желтухина О.А. (доверенность от 20.12.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчиков - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и общества с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2013 года
по делу N А60-46668/2012,
принятое судьей Парамоновой В.В.,
по иску Заместителя прокурора Свердловской области в лице Правительства Свердловской области
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области в области лесных отношений на территории Свердловской области
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания АЛЬЯНС" (далее - общество), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка N Т-256/1124 от 10.12.2009, заключенного между министерством и обществом, применении последствий недействительности договора в виде возврата министерству земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503006:8 площадью 208 580 кв. м, расположенного на землях лесного парка имени Лесоводов России.
Определением суда от 16.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Министерство природных ресурсов Свердловской области в области лесных отношений на территории Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.03.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество и министерство направили апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Министерство в жалобе указывает, что не согласно с выводом суда о том, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которых должно производится в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, а договор аренды должен заключаться по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора в соответствии со ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что спорный земельный участок как лесной участок не индивидуализирован, в связи с чем, не мог являться объектом гражданского оборота как лесной участок. Поскольку на момент предоставления спорного участка в аренду соответствующий лесохозяйственный регламент разработан не был, в отношении городских лесов не проведено лесоустройство, то основания для признания спорного участка - лесным, отсутствовали. Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о допущенных при формировании данного участка нарушениях лесного законодательства, поскольку проект границ, результаты межевания, проведения кадастрового учета данного объекта как земельного участка, а также государственная регистрация права собственности Свердловской области на него в установленном порядке не оспорены и являются действующими. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, распоряжаясь спорным земельным участком, сформированным для целей, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, и поставленным на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, при отсутствии сформированного в установленном порядке лесного участка, министерство правомерно руководствовалось нормами земельного законодательства, не предусматривающими проведение аукциона в случаях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Кроме того, ответчик ссылается на Правила землепользования и застройки городского округа муниципальное образование "город Екатеринбург" и указывает, что спорный участок находится в территориальной зоне Р-1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) и на него распространено действие соответствующих градостроительных регламентов данной зоны.
Общество в жалобе указывает на ошибочность вывода суда об отнесении спорного участка к категории городских лесов, поскольку согласно выпискам из ЕГРП спорный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - рекреация без капитальных сооружений. Согласно ответу департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 28.02.2013 спорный земельный участок находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий. Спорный участок в кадастре учтен как земельный участок, доказательств иного в материалы дела не представлено. По мнению общества, суд неправомерно признал, что участок находится в 81 квартале, а указание в кадастре на нахождение в 78 квартале является технической ошибкой, так как порядок устранения и выявления технической ошибке в кадастре предусмотрен законом и в оспариваемом случае такой порядок не соблюден.
Заместитель прокурора с доводами апелляционной жалобы не согласен, представил возражения, в которых указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение границ лесных участков может быть не только закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков, но и указано на картах лесов. Из имеющихся в деле доказательств следует, что границы спорных лесных участков установлены, они предоставляют собой самостоятельные объекты гражданского оборота с индивидуальными характеристиками. Считает, что формирование участков с нарушением требований ст. 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации не может повлечь изменение правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Также указывает, что на всей территории Лесопаркового участкового лесничества государственного учреждения Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" лесоустроительные работы проведены в полном объеме, что подтверждено сведениями представленными Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, департаментом лесного хозяйства Свердловской области, ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество". Кроме того указывает, что наличие утвержденного в установленном порядке лесохозяйственного регламента является обязательным условием предоставления в аренду лесных участков. В нарушение требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 0412.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договор арендные спорного земельного участка заключен в отсутствие утвержденного лесохозяйственного регламента, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка. Также ссылаясь на п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма указывает, что включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-256/1124 от 10.11.2009, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, находящийся в собственности Свердловской области, с кадастровым номером 66:41:0503006:8, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, 78 квартал лесопарка имени Лесоводов России, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 208 580 кв. м, с разрешенным видом использования - городские леса, для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности без права капитального строительства и рубки лесных насаждений на срок с 30.11.2009 по 30.11.2024 (п. 1.1, 2.1 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/553/2012-048 от 06.11.2012 (т. 1, л.д. 26).
Арендодатель передал арендатору указанный земельный участок по акту приема-передачи (т. 1, л.д. 24).
Полагая, что указанный договор аренды земельного участка от 10.11.2009 N Т-256/1124 является недействительным, поскольку заключен с нарушением положений ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", без проведения аукциона, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и(или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Свердловской области как на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0503006:8 согласно кадастровому паспорту N 8086 от 11.02.2009 - городские леса.
Приказом министерства от 30.11.2009 N 2446 указанный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 площадью 208 580 кв. м, местоположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, 78 квартал лесопарка имени Лесоводов России, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, предоставлен обществу для рекреационных целей без права капитальной застройки, во исполнение приказа заключен договор аренды.
Из справки ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество" от 01.11.2012 следует, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 расположен в лесном парке Лесоводов России квартал 81, выделы 8, 9, 10, 14-33 и имеет статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Как установлено судом первой инстанции и следует из перечня лесных парков Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области", лесному парку Лесоводов России придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Также из письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 08.02.2013 N 24-08-15-818/13 следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0503006:8 расположен на территории 81 квартала лесопарка им. Лесоводов России Лесопарковского участкового лесничества ГКУ СО "Верх-Исетское лесничество". В отношении данного земельного участка произведено лесоустройство 2007 года и в государственном лесном реестре Свердловской области имеются таксационное описание, картографические материалы.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которого должно производиться в соответствии со ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
С учетом положений ст. 25, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами Лесного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09).
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена п. 8 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
На момент заключения оспариваемого договора к таким договорам аренды лесных участков применялись Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Согласно п. 4 данных Правил договор о предоставлении лесного участка, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора.
Кроме этого, в силу ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 01.01.2009 запрещается предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Также судом первой инстанции установлено, что соответствующий лесохозяйственный регламент на момент заключения оспариваемого договора утвержден не был. Впоследствии лесохозяйственный регламент лесопаркового участкового лесничества ГБУ СО "Верх-Исетское лесничество" был утвержден приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 30.12.2011 N 2006 (л.д. 25, т.д. 1).
На основании установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что договор аренды от 10.12.2009 N Т-256/1124, предусматривающий передачу в аренду лесного участка в составе городских лесов, заключен с нарушением требований ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой.
Доводы министерства о том, что спорный участок не является лесным участком, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие материалам дела.
Довод жалобы о том, что спорный земельный участок расположен в квартале 78, а не 81, судом апелляционной инстанции не принимается, так как из письма Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 14.11.2012 N 01-16-2 следует, что принадлежность спорного земельного участка к кварталу 78 является технической ошибкой, допущенной при межевании и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Довод общества о том, что спорный земельный участок находится в зоне рекреационно-ландшафтных территорий, судом апелляционной инстанции также не принимается на основании следующего.
Согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
При этом включение городских лесов в состав какой-либо территориальной зоны рекреационного назначения не изменяет порядок их использования и предоставления.
Отсутствие в кадастровом паспорте указания на то, что спорный участок относится к городским лесам, само по себе не свидетельствует о том, что этот участок не является лесным, при том, что кадастровый паспорт не является правоустанавливающим документом.
Иные доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на неправильном толковании норм права, а также по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и(или) процессуального права, которые бы могли повлечь отмену (изменение) судебного акта по основаниям, предусмотренным ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Обжалуемое решение отмене (изменению) не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 марта 2013 года по делу N А60-46668/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)