Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.07.2013 N Ф09-4400/13 ПО ДЕЛУ N А07-13660/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. N Ф09-4400/13

Дело N А07-13660/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дмитриевский" (далее - общество "Дмитриевский") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу N А07-13660/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - общество "АНК "Башнефть") - Шикова К.А. (доверенность от 13.12.2012 N ДОВ/8/580/12);
- общества "Дмитриевский" - Газизова А.Р. (доверенность от 10.01.2013).

Общество "Дмитриевский" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) от 23.05.2012 N 01/449/2011-184-187 об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N 02:47:000000:0265, обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, общество "АНК "Башнефть", общество с ограниченной ответственностью "Шмель" (далее - общество "Шмель"), государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Птицефабрика "Уфимская" (далее - предприятие "Птицефабрика "Уфимская"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата").
Решением суда от 19.12.2012 (судья Абдуллина Э.Р.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным сообщение Управления Росреестра от 23.05.2012 N 01/449/2011-184-187 об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов N 02:47:000000:0265. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить названную государственную регистрацию.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Дмитриевский" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 12, 153, 417, 434, 450, 452, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11.2, 11.3, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушение ст. 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что он является заинтересованным лицом в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265, являвшийся предметом договора аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ, поскольку из данного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:307 и 02:47:000000:310, в результате чего объект аренды названного договора изменен на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:310. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что государственная регистрация прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:310 возможна лишь при одновременной регистрации прав в отношении всех образованных участков. По мнению заявителя, положения ст. 11.2, 11.3, 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, так как спорные участки поставлены на государственный кадастровый учет до введения в действие названных норм права. Заявитель считает, что апелляционным судом не приняты во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А07-14702/2012, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество "АНК "Башнефть" просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными и полагая, что удовлетворение заявленных требований может повлечь нарушение его прав.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодатель) предоставило обществу "Дмитриевский" (арендатор) в аренду сроком до 18.12.2031 земельный участок площадью 11 756 га с кадастровым номером 02:47:000000:265, расположенный относительно ориентира в административных границах муниципального образования Дмитриевский сельсовет Уфимского района, находящийся в государственной собственности Республики Башкортостан. Государственная регистрация данного договора произведена в установленном законом порядке.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.10.2012 названный земельный участок является собственностью Республики Башкортостан.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.12.2011 N 4346 разделен земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265 и из него образованы земельные участки: с кадастровым номером 02:47:000000:307 площадью 424 366 кв. м и с кадастровым номером 02:47:000000:310 площадью 118 873 965 кв. м.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 09.02.2012 N 586 внесены изменения в приказ от 12.12.2011 N 4346, в п. 1 после слов образовать земельные участки с кадастровыми номерами добавлено слово 02:47:041301:258; добавлен п. 3.1 принять характеристики земельного участка с кадастровым номером 02:47:041301:258: площадь 30 637 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: в целях проектирования и строительства газопаровой ТЭЦ-5.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 14.05.2012 N 1246В из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 образован земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:310 площадью 118 873 965 кв. м. В п. 3 данного приказа признаны недействующими и не подлежащими применению приказы от 12.12.2011 N 4346, от 17.01.2012 N 127, от 09.02.2012 N 586.
Согласно сведениям учреждения "Федеральная кадастровая палата", содержащимся на официальном сайте данного учреждения, земельному участку с кадастровым номером 02:47:000000:265 присвоен статус "архивный".
Дополнительным соглашением от 14.12.2011 сторонами внесены изменения в договор аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ, а именно объект аренды изменен на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:310.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и общество "Дмитриевский" обратились в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращении права собственности Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:265, государственной регистрации, права собственности Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:307, дополнительного соглашения от 14.12.2011 к договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ.
В сообщении от 23.05.2012 N 01/449/2011-184-187, направленном в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Росреестра отказало в государственной регистрации прекращения права собственности, права собственности на земельный участок на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и непредставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации.
Управлением Росреестра указано, что правоустанавливающие документы содержат сведения, противоречащие данным государственного кадастра недвижимости, а именно - согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:307 и 02:47:000000:310 образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:265, 02:47:000000:319, 02:47:040313:62, 02:47:040313:42, 02:47:040404:1,02:47:040404:3, 02:47:040404:74; площадь преобразованного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 и площади вновь образованных земельных участков являются различными. Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:307 образован, в том числе из земельного участка с кадастровым номером 02:47:041101:3, в отношении которого зарегистрирован договор аренды с предприятием "Птицефабрика "Уфимская" и обществом "Шмель", срок аренды установлен по 08.02.2053.
Общество "Дмитриевский", полагая, что данный отказ Управления Росреестра в государственной регистрации не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что образование земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:310 из находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:265 площадью 119 069 977 кв. м, предоставленного в аренду обществу "Дмитриевский", осуществлено на основании обращения данного общества и с согласия собственника в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. При этом изменение характеристики объекта аренды и его площади в дополнительном соглашении от 14.12.2011 к договору аренды от 19.01.2007 N 394-ДМ не препятствует государственной регистрации этого дополнительного соглашения. Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет до вступления их в силу.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как следует из материалов дела, основанием отказа в государственной регистрации прекращения права собственности и права собственности на спорные участки послужило наличие противоречий между представленным правоустанавливающим документом (приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.12.2011 N 4346) и сведениями, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В силу п. 1 ст. 22.2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, в том числе является решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (п. 2 названной статьи).
На основании п. 3, 4 ст. 22.2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательными приложениями к документам, представляемым для государственной регистрации права собственности на земельные участки, образуемые при разделе земельных участков, являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки; кадастровые паспорта образуемых земельных участков; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в Управление Росреестра поступило заявление о прекращении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:307.
На основании данного заявления в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Росреестра прекращена государственная регистрация прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:307.
С учетом этого и принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для государственной регистрации прав лишь на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:310.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что согласно информации учреждения "Федеральная кадастровая палата" земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:307 образован путем перераспределения из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:265, 02:47:000000:319, 02:47:040313:62, 02:47:0403138:42, 02:47:040404:1, 02:47:041101:3, 02:47:041101:74, а земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:310 путем раздела земельного участка с кадастровыми номерами 02:47:000000:265.
При этом земельный участок с кадастровым номером 02:47:041101:3, в том числе, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:307, находится в собственности Российской Федерации.
С учетом этого и принимая во внимание, что обществом "Дмитриевский" не доказано нарушение его прав и законных интересов обжалуемым отказом, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что положения ст. 11.2 - 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации не действовали на момент постановки спорных земельных участков на государственный кадастровый учет (25.04.2008), не принимается во внимание, поскольку указанная норма действовала на момент принятия Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказов о разделе и образовании приказов, представленных на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка с учетом имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 по делу N А07-13660/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дмитриевский" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
С.Э.РЯБОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)