Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 N 09АП-29342/2013-АК, 09АП-30007/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-16813/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. N 09АП-29342/2013-АК,
09АП-30007/2013-АК

Дело N А40-16813/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Исаевым Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 12 апелляционные жалобы ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ", Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2013 г по делу N А40-16813/2013, принятое судьей Андрияновой С.М. (шифр судьи 130-187),
по заявлению ФГП "Аптека N 123" (ОГРН 1035006467627, 127238, г. Москва, Локомотивный проезд, д. 21, оф. 3)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9)
третье лицо: ФГБУ ВПО "РГУФКСМиТ" (ОГРН 1027739179027, 105122, г. Москва, Сиреневый б-р, д. 4)
о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия
при участии:
от заявителя: Ляпунов Р.И., доверенность б/н от 14.05.2013
от ответчика: Гребенева Т.В., доверенность N ОД-16/58796 от 20.12.2012
от третьего лица: Васильева В.В., доверенность N 1452-71-113/1203 от 20.05.2013; Кротова Т.А., доверенность N 2029-71-179/1584 от 17.07.2013

установил:

ФГП "Аптека N 123" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральному агентству по управлению государственным имуществом по обращению ФГП "Аптека N 123" о разделе земельного участка с кадастровым номером 77:03:05001:021, обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество) образовать земельный участок под объектами недвижимости:
1. Здание 4-этажное нежилое, общей площадью 1149,6 кв. м ("Сторожевая башня"), адрес: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. А; 2
- 2. Здание 3-этажное нежилое, общей площадью 304,7 кв. м ("Звонница"), адрес: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. Б;
- 3. Здание 2-этажное нежилое офисное, общей площадью 711,3 кв. м, адрес: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. В;
- 4. Сооружение, назначение: дороги и площадки, общей площадью 36 884,5 кв. м, адрес: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, соор. 1; путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:03:05001:021.
Решением от 28.06.2013 Арбитражным судом г. Москвы заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик и третье лицо подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Представил письменные пояснения на апелляционную жалобу ФГБУ ВПО "РГУФКСМиТ".
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб и возражений на них, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела, ФГП "Аптека N 123" на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимости (далее - Сооружения):
- 1. Здание 4-этажное нежилое, общей площадью 1149,6 кв. м ("Сторожевая башня"), адрес объекта: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. А;
- 2. Здание 3-этажное нежилое, общей площадью 304,7 кв. м ("Звонница"), адрес объекта: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. Б;
- 3. Здание 2-этажное нежилое офисное, общей площадью 711,3 кв. м, адрес объекта: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, лит. В;
- 4. Сооружение, назначение: дороги и площадки, общей площадью 36884,5 кв. м, адрес объекта: г. Москва, Сиреневый бульвар, вл. 4, соор. 1.
В установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве право хозяйственного ведения ФГП "Аптека N 123" было зарегистрировано.
Сооружения находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:03:05001:021, общей площадью 664 781 кв. м, расположенном по адресу: г Москва, б-р Сиреневый, вл. 4 (далее - Земельный участок). Помимо сооружений, принадлежащих заявителю, на Земельном участке также расположены объекты недвижимости, принадлежащие ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ". При этом земельный участок относится к федеральной собственности и предоставлен ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ" на праве постоянного бессрочного пользования.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 11276/09 на земельный участок было признано право собственности РФ.
В данном Постановлении Президиум ВАС РФ, помимо прочего, разъяснил что собственники (обладатели на праве хозяйственного ведения) зданий и сооружений, расположенных на данном земельного участке вправе после регистрации на него права федеральной собственности обратиться в порядке ст. 36 ЗК РФ за оформлением своих прав на земельный участок.
12.09.2012 ФГП "Аптека N 123", как обладатель права хозяйственного ведения на сооружения, в порядке п. 7 ст. 36 ЗК РФ обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с требованием о разделе земельного участка и формировании под сооружениями, принадлежащими заявителю, самостоятельного участка.
Указанное обращение было перенаправлено из Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ТУ Росимущества по городу Москве.
Письмом от 05.12.2012 N ПП-10/56191 Росимущество уведомило ФГП "Аптека N 123" о том, что по вопросу раздела земельного участка было проведено совещание, протокол которого направлен для дальнейшей работы.
10.04.2013 ФГП "Аптека N 123" повторно обратилось в Росимущество с требованием разделить земельный участок. В ответ на данное обращение ответчик направил заявителю письмо, согласно которому пакет документов был возвращен на доработку.
15.03.2013 ФГП "Аптека N 123" обращалось в Департамент городского имущества Москвы с заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка под сооружениями на кадастровом плане территории.
28.03.2013 указанный государственный орган отказал заявителю в оформлении указанного документа, по той причине, что на земельный участок 20.06.2008 зарегистрировано право собственности РФ. В этой связи, по мнению Департамента городского имущества г. Москвы распоряжение участком, в том числе, выдача схемы расположения Земельного участка непосредственного Заявителю должна осуществляться соответствующим федеральным органов исполнительной власти (Росимуществом).
Доводы апелляционной жалобы Росимущества признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу п. 1, п. 3 ст. 36 ЗК РФ лица, которым объекты недвижимости принадлежат на праве хозяйственного ведения, имеют право на приобретение в аренду земельных участков, необходимых для использования данных объектов.
Согласно п. 3 ст. 36 ЗК РФ, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности (хозяйственного ведения), эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 г. N 4275/11, от 2 октября 2012 г. N 5361/12, в случае если на делимом земельном участке находятся объекты, принадлежащие на праве собственности (хозяйственного ведения) разным лицам, то такие лица в целях реализации своего исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду вправе ставить вопрос о формировании самостоятельного участка под принадлежащими им объектами недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:05001:021, общей площадью 664 781 кв. м является делимым и занят объектами недвижимости, принадлежащими разным юридическим лицам.
При этом, согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ обращения связанные с реализаций исключительных права собственников (обладателей на праве хозяйственного ведения) объектов недвижимости, рассматриваются органом исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими землями.
Согласно абз. 1 п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ, после выдачи схемы расположения земельного участка, лицо, которое обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
При этом, в силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ окончательное решение об образовании Земельного участка может быть принято органом, уполномоченным на распоряжение данным участком после предоставления кадастровых паспортов образуемых земельных участков.
Согласно п. 4, 5 Положения о Росимуществе (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432) полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставлению их в собственность либо в аренду физическим и юридическим лицам возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчик на основании неоднократных заявлений ФГП "Аптека-123" о разделе земельного участка в целях реализации исключительного права, предусмотренного ст. 36 ЗК РФ, должен был выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (схему раздела земельного участка). При этом для подготовки данной схемы ответчик вправе был самостоятельно обратиться в Департамент городского имущества Москвы. (В выдаче данного документа по заявлению ФГП "Аптека-123" Департаментом городского имущества Москвы было отказано). А также принять решение об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации сооружений, непосредственно после постановки заявителем образованных земельных участков на кадастровый учет и предоставления кадастровых паспортов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании Земельных участков необходимы кадастровый паспорт образуемого земельного участка и правоудостоверяющие документы на исходный земельный участок.
Вместе с тем, кадастровый паспорт образуемого земельного участка, может быть представлен в Росимущество только после того, как ответчик выдаст заявителю схему расположения (раздела) земельного участка на кадастровом плане территории. Только на основании данной схемы в силу п. 7 ст. 36 ЗК РФ заявитель сможет поставить земельный участок на кадастровый учет и предоставить в Росимущество кадастровый паспорт.
Кроме того, согласно п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные выше, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления об образовании земельного участка прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Земельный участок, раздела которого просит заявитель находится в федеральной собственности и был предоставлен третьему лицу в постоянное бессрочное пользование.
В этой связи, правоустанавливающие документы (о предоставлении участка в постоянное бессрочное пользование) у заявителя отсутствуют. Однако данные документы должны находиться непосредственно у Росимущества, как у органа уполномоченного принимать решения о предоставлении земельных участков из собственности РФ.
Таким образом, требование Росимущества о дополнение пакета документов кадастровым паспортом образуемого земельного участка и правоудостоверяющими документами на данном этапе рассмотрения заявления незаконно и необоснованно.
При повторном обращении в Росимущество от 10.04.2013 заявителем были представлены кадастровые паспорта всех сооружений, под которыми он просит сформировать самостоятельный земельный участок, а также межевой план, подготовленный кадастровым инженером.
В строке 1.7 кадастровых паспортов всех сооружений указано, что они целиком расположены в границах Земельного участка с кадастровым номером 77:03:05001:021.
Кроме того, право собственности РФ на данные сооружения было признано в соответствии с решениями Арбитражного суда г. Москвы 14.12.2010 по делу N А40-31506/10-82-262, от 27 декабря 2010 г. по делу N А40-47653/10-40-410 по иску Росимущества.
Указанными решениями, в том числе, было установлено, что все сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:03:05001:021.
В межевом плане, представленном в Росимущество, содержится предлагаемая заявителем схема раздела земельного участка с указанием координат характерных точек границ.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом, в силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно ст. 29 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый инженер является лицом, уполномоченным на осуществление кадастровой деятельности, в том числе, на определение границ земельного участка.
Кадастровым инженером при подготовке межевого плана по разделу земельного участка, границы участка, предназначенного для эксплуатации сооружений, были определены с учетом фактического землепользования, требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом практически всю площадь испрашиваемого земельного участка занимают принадлежащие заявителю сооружения.
В этой связи, площадь и границы земельного участка заявителем обоснованны.
Согласно п. 5.35.3 Положения о Росимуществе (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432) полномочия по принятию решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Ответчик не представил какого-либо расчета площади участка, необходимого для эксплуатации сооружений.
Довод апелляционной жалобы ФГБУ ВПО "РГУФКСМиТ" о нарушении заявителем порядка обращения, предусмотренного ст. 36 ЗК РФ, подлежит отклонению, поскольку п. 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что для образования земельного участка и подготовки схемы расположения на кадастровом плане территории предоставления указанных третьим лицом документов не требуется.
Данные документы могут быть представлены только после постановки земельного участка на кадастровый учет на основании акта Росимущества о его образовании.
Кроме того, п. 4 ст. 11 ЗК РФ согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям не требуется.
Таким образом, согласия третьего лица на образование земельного участка, необходимого для эксплуатации сооружений, путем раздела участка, предоставленного ФГБУ ВПО "РГУФКСМиТ" на праве постоянного бессрочного пользования не требуется.
Довод апелляционной жалобы третьего лица о подаче заявления в Арбитражный суд г. Москвы неуполномоченным лицом подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, 14.02.2013 заявитель подал в Арбитражный суд г. Москвы заявление о признании незаконным бездействия Росимущества по образованию земельного участка.
Указанное заявление подписано представителем Ляпуновым Р.И., действующим на основании доверенности от 13.02.2013 подписанной генеральным директором ФГП "Аптека N 123" Алексеевой М.В.
Полномочия Алексеевой М.В. подтверждаются приказом ФМБА России N 966 от 21.12.2010 о назначении Алексеевой Марины Викторовны и.о. директора ФГП "Аптека N 123", а также выпиской из ЕГРЮЛ от 22.08.2013.
Кроме того, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2013 по делу N А40-16813/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ФГБУ ВПО "РГУФКСМиТ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
П.В.РУМЯНЦЕВ

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)