Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Суминой
Судей: В.М. Голикова, О.Н. Трофимовой
при участии:
- от заявителя: ИП Гончарук Дарьи Викторовны - представитель не явился;
- от администрации г. Владивостока - представитель не явился;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - представитель не явился;
- от казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013
по делу N А51-31215/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Лошакова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
По заявлению индивидуального предпринимателя Гончарук Дарьи Викторовны
к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
3-е лицо: казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Гончарук Дарья Викторовна (ОГРНИП 311250129300013, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - администрация) от 12.10.2012 N 51997/1У об отказе в обеспечении выбора земельного участка для строительства, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; об обязании администрации в лице управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, г. Владивосток, ул. Западная, 15; далее - УГА г. Владивостока) в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу по настоящему делу выдать предпринимателю схему расположения земельного участка площадью 158 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Добровольского, 13 с видом разрешенного использования для строительства кафе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 15.01.2013 привлечено казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" (далее - предприятие).
Решением суда от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Отказ администрации признан незаконным, вместе с тем, обязанность повторно рассмотреть вопрос об обеспечении выбора земельного участка суд определил в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Оба судебных акта мотивированы тем, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами о признании незаконным отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка для строительства, утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и обязании повторно рассмотреть данный вопрос, администрация и УГА г. Владивостока обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителей жалобы, судом сделан необоснованный вывод об отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельных участок. Кроме того, расположение земельного участка в границах технической зоны инженерных коммуникаций препятствует обеспечению выбора земельного участка для строительства.
Отзывы на кассационную жалобу от предприятия и предпринимателя не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном разбирательстве по делу участие не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.08.2012 предприниматель обратилась в Департамент земельных отношений, государственного и строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 300 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Добровольского, 13 с видом разрешенного использования для строительства кафе.
Департамент направил в администрацию обращение об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. Добровольского, 13 для строительства кафе и утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
Письмом от 12.10.2012 N 51997/1У администрация сообщила о невозможности обеспечить выбор земельного участка и утвердить расположение земельного участка на кадастровом плане на основании того, что:
- - большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах технической зоны инженерных коммуникаций, где размещение данного объекта будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ;
- - в границах испрашиваемого земельного участка проектируется прокладка водопровода по объекту "Водоснабжение г. Владивостока из подземных источников Пушкинского месторождения" ОАО "Сибирский ЭНТЦ/11-0152/;
- - границы испрашиваемого участка сформированы без учета противопожарных разрывов до фактической застройки (в данном случае до объектов "М"), земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:62.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель оспорила его в арбитражный суд, обе инстанции которого удовлетворили заявленные требования.
При этом суды правомерно исходили из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Один из вариантов предоставления земельных участков для строительства предусматривает проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В указанном случае, согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Данное решение согласно пунктам 1, 2 статьи 32 ЗК РФ служит основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Суды обеих инстанций, учитывая изложенное, установив, что заявителем все предусмотренные Регламентом администрации г. Владивостока о предоставлении услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории" (от 30.12.2010 N 1608) документы представлены, сделали обоснованный вывод о наличии у администрации законодательно предусмотренной обязанности по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка для последующего разрешения компетентным органом вопроса о возможности его предоставления.
Судами также правомерно установлено, что обеспечение выбора участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для строительства, в рамках которого производится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23 - 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же следует из положений статьи 31 ЗК РФ.
Выводы судов о том, что обеспечение выбора земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является обязательным этапом предоставления земельного участка для строительства, а при отсутствии акта выбора и схемы размещения земельного участка на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении земельного участка, являются правомерными.
Судами дана оценка тому, что поскольку границы спорного земельного участка на сегодняшний день не определены, доводы администрации о том, что испрашиваемый земельный участок налагается на участок, предварительно согласованный предприятию, что часть участка расположена в границах технической зоны инженерных коммуникаций, а также об отсутствии противопожарных разрывов до существующей застройки, правомерно отклонены судами как не имеющие правового основания для отказа в акте выбора и утверждении схемы земельного участка.
На основании изложенного суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы предпринимателя, требованиям земельного законодательства и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно приняли судебные акты об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не выявлено, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А51-31215/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2013 N Ф03-3856/2013 ПО ДЕЛУ N А51-31215/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. N Ф03-3856/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А. Суминой
Судей: В.М. Голикова, О.Н. Трофимовой
при участии:
- от заявителя: ИП Гончарук Дарьи Викторовны - представитель не явился;
- от администрации г. Владивостока - представитель не явился;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - представитель не явился;
- от казенного предприятия Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации г. Владивостока, управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013
по делу N А51-31215/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А. Лошакова; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
По заявлению индивидуального предпринимателя Гончарук Дарьи Викторовны
к администрации г. Владивостока, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
3-е лицо: казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края"
о признании незаконным решения
Индивидуальный предприниматель Гончарук Дарья Викторовна (ОГРНИП 311250129300013, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690091, г. Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - администрация) от 12.10.2012 N 51997/1У об отказе в обеспечении выбора земельного участка для строительства, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; об обязании администрации в лице управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, г. Владивосток, ул. Западная, 15; далее - УГА г. Владивостока) в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу по настоящему делу выдать предпринимателю схему расположения земельного участка площадью 158 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Добровольского, 13 с видом разрешенного использования для строительства кафе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 15.01.2013 привлечено казенное предприятие Приморского края "Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края" (далее - предприятие).
Решением суда от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Отказ администрации признан незаконным, вместе с тем, обязанность повторно рассмотреть вопрос об обеспечении выбора земельного участка суд определил в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Оба судебных акта мотивированы тем, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Не согласившись с принятыми судебными актами о признании незаконным отказа администрации в обеспечении выбора земельного участка для строительства, утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) и обязании повторно рассмотреть данный вопрос, администрация и УГА г. Владивостока обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителей жалобы, судом сделан необоснованный вывод об отсутствии прав третьих лиц на испрашиваемый земельных участок. Кроме того, расположение земельного участка в границах технической зоны инженерных коммуникаций препятствует обеспечению выбора земельного участка для строительства.
Отзывы на кассационную жалобу от предприятия и предпринимателя не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном разбирательстве по делу участие не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.08.2012 предприниматель обратилась в Департамент земельных отношений, государственного и строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 300 кв. м по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Добровольского, 13 с видом разрешенного использования для строительства кафе.
Департамент направил в администрацию обращение об обеспечении выбора земельного участка в районе ул. Добровольского, 13 для строительства кафе и утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
Письмом от 12.10.2012 N 51997/1У администрация сообщила о невозможности обеспечить выбор земельного участка и утвердить расположение земельного участка на кадастровом плане на основании того, что:
- - большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах технической зоны инженерных коммуникаций, где размещение данного объекта будет препятствовать проведению неотложных аварийно-восстановительных и плановых ремонтных работ;
- - в границах испрашиваемого земельного участка проектируется прокладка водопровода по объекту "Водоснабжение г. Владивостока из подземных источников Пушкинского месторождения" ОАО "Сибирский ЭНТЦ/11-0152/;
- - границы испрашиваемого участка сформированы без учета противопожарных разрывов до фактической застройки (в данном случае до объектов "М"), земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:62.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель оспорила его в арбитражный суд, обе инстанции которого удовлетворили заявленные требования.
При этом суды правомерно исходили из нижеследующего.
В соответствии со статьями 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Один из вариантов предоставления земельных участков для строительства предусматривает проведение работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
В указанном случае, согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что выбор испрашиваемого земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
После этого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Данное решение согласно пунктам 1, 2 статьи 32 ЗК РФ служит основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Суды обеих инстанций, учитывая изложенное, установив, что заявителем все предусмотренные Регламентом администрации г. Владивостока о предоставлении услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории" (от 30.12.2010 N 1608) документы представлены, сделали обоснованный вывод о наличии у администрации законодательно предусмотренной обязанности по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка для последующего разрешения компетентным органом вопроса о возможности его предоставления.
Судами также правомерно установлено, что обеспечение выбора участка для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для строительства, в рамках которого производится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории, а также корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Статьей 85 ЗК РФ и статьями 8, 18, 23 - 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же следует из положений статьи 31 ЗК РФ.
Выводы судов о том, что обеспечение выбора земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является обязательным этапом предоставления земельного участка для строительства, а при отсутствии акта выбора и схемы размещения земельного участка на местности орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, не вправе принять окончательное решение по заявлению о предоставлении земельного участка, являются правомерными.
Судами дана оценка тому, что поскольку границы спорного земельного участка на сегодняшний день не определены, доводы администрации о том, что испрашиваемый земельный участок налагается на участок, предварительно согласованный предприятию, что часть участка расположена в границах технической зоны инженерных коммуникаций, а также об отсутствии противопожарных разрывов до существующей застройки, правомерно отклонены судами как не имеющие правового основания для отказа в акте выбора и утверждении схемы земельного участка.
На основании изложенного суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения, нарушающего права и законные интересы предпринимателя, требованиям земельного законодательства и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно приняли судебные акты об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не выявлено, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А51-31215/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СУМИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)