Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-19025/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А55-19025/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 17 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Чеховских Е.В., доверенность от 31.01.2012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 г. по делу N А55-19025/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" (ОГРН 1026301152558), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) в предоставлении в аренду земельного участка по ул. Визбора/ул. Сосновая по заявлению ЗАО "Самарские городские электрические сети" вх. N 12-4/0102/11-а. 2 и о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приема документов в работу и рассмотрения по существу обращения ЗАО "СГЭС" N 12-4/0102/11-а о предоставлении в аренду названного земельного участка в порядке и сроки, установленные ст. 34 Земельного кодекса РФ, а именно, принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 г. по делу N А55-19025/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к ответчику с заявлением N 12-4/0102/11-а от 14.02.2011 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, ул. Визбора/ул. Сосновая, площадью 24 кв. м, под установку временной комплектной трансформаторной подстанцией (размер КТП: 2,45 м на 3,1 м) без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
13.03.2012 г. ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование отказа, ответчик указывает на то, что согласно информации Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии менее 20 метров от окон жилых зданий и менее 3 метров от стволов деревьев. Поскольку размещение объектов некапитального характера ближе 20 метров от окон жилых помещений, 3 метров - от ствола дерева, является нарушением пункта 2 статьи 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", то ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В обязанности указанных органов входит принятие акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядка рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочие на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специального органа; обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременной публикации такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. п. 2.1. - 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок не обращается в Департамент за утверждением схемы, а направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктами 2.5 и 2.6 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Отказ в предоставлении земельного участка следует при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка (пункт 2.4. Порядка), а также при получении Министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
При этом выявленные препятствия должны соответствовать требованиям действующего законодательства. В соответствии с п. 4. ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как указывалось выше, единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии менее 20 метров от окон жилых зданий и менее 3-х метров от стволов деревьев, что является нарушением п. 2 ст. 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области".
На момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, Закон Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" утратил силу, в связи с принятием Закона Самарской области от 11.03.2012 N 17-ГД, который распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2012 года.
В силу частей 2 и 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в аренду нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует реализации установленного нормами Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение земельного участка в аренду.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2012 г. по делу N А55-19025/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)