Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зарецкая Н.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Ильичевой Е.В., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-276/2013 по апелляционной жалобе С., а также С., С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С., на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 года по заявлению названных выше лиц об оспаривании отказа администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в выделении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя С., судебная коллегия
установила:
С., а также С., С., действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С., обратились в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором заявители просили признать незаконным отказ администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, содержащийся в письме от <дата> N <дата>, в удовлетворении заявления С. о предоставлении на состав семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявители просили суд возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязанность предоставить (выделить) земельный участок, по месту жительства С. (в редакции заявления от <дата>).
В обоснование поданного в суд заявления С., С., С. ссылались на положения действующего земельного законодательства, устанавливающего право граждан, имеющих трех и более детей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 года в удовлетворении заявления С., С., С. отказано.
В апелляционной жалобе С., С., С. просят отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, С., С. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством телефонной и факсимильной связи, в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. С. и С., а также представитель администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга просили рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие. Согласно статьям 257, 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя С., проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
С. и С. являются родителями С., <дата> года рождения, С. <дата> года рождения, С. <дата> года рождения, а также С., <дата> года рождения (л.д. 4 - 7).
<дата> С. обратился с заявлением к главе администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на семью из пяти человек, ссылаясь при этом на положения пунктов 2 и 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 34).
Письмом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от <дата> за N <дата> С. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что семья заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана и на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит, тогда как в силу законодательства Санкт-Петербурга нуждаемость заявителя в предоставлении жилых помещений является обязательным условием для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В этом же письме администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга отмечено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи С. составляет <...> кв. м, что превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для граждан проживающих в отдельных квартирах - 9,00 кв. м (л.д. 32 - 33).
Рассматривая вопрос об обоснованности поданного в суд заявления суд первой инстанции признал обстоятельства, указанные администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка, обоснованными, и кроме того, указал, что решение о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 принимает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, но не районная администрация.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
09 ноября 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".
Согласно статье 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее - земельные участки), в случаях и порядке, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга. Земельные участки предоставляются гражданам в случае, если граждане имеют трех и более детей (в том числе находящихся под опекой или попечительством, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан, имеют место жительства в Санкт-Петербурге и не лишены родительских прав в отношении указанных детей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом положения пункта 3 настоящей статьи.
Таким образом, согласно приведенным выше нормам права, нуждаемость гражданина в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или в улучшении жилищных условий, определяемая в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", является обязательным условием для включения гражданина Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в списки граждан, подавших заявление о предоставлении участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подачи гражданами Российской Федерации, имеющими трех и более детей, заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 (Приложение N 3), администрация района отказывает в приеме заявления в следующих случаях:
- гражданин не отвечает требованиям, установленным в Законе Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей";
- гражданином не представлены документы, необходимые для предоставления земельного участка, определенные в пункте 1 данного Порядка подачи заявлений.
С. не оспаривает того обстоятельства, что он, а также члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Правильность суждений заместителя главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, изложенных в письме от <дата> N <...>, о том, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи С. превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", заявителями в суде первой инстанции также не оспаривалась.
Довод заявителей об том, что положения пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 не соответствуют статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и существенно ограничивают право многодетных семей на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, нельзя признать обоснованным.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право определять случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Пункт 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 в установленном законом порядке не признан недействительным.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года по гражданскому делу N 2-276/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу С., С., С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.09.2013 N 33-13076/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. N 33-13076/2013
Судья: Зарецкая Н.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Ильичевой Е.В., Сопраньковой Т.Г.
при секретаре О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-276/2013 по апелляционной жалобе С., а также С., С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С., на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 года по заявлению названных выше лиц об оспаривании отказа администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в выделении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя С., судебная коллегия
установила:
С., а также С., С., действуя от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С., обратились в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором заявители просили признать незаконным отказ администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, содержащийся в письме от <дата> N <дата>, в удовлетворении заявления С. о предоставлении на состав семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявители просили суд возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязанность предоставить (выделить) земельный участок, по месту жительства С. (в редакции заявления от <дата>).
В обоснование поданного в суд заявления С., С., С. ссылались на положения действующего земельного законодательства, устанавливающего право граждан, имеющих трех и более детей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 апреля 2013 года в удовлетворении заявления С., С., С. отказано.
В апелляционной жалобе С., С., С. просят отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, С., С. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством телефонной и факсимильной связи, в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. С. и С., а также представитель администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга просили рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие. Согласно статьям 257, 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заявителя С., проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
С. и С. являются родителями С., <дата> года рождения, С. <дата> года рождения, С. <дата> года рождения, а также С., <дата> года рождения (л.д. 4 - 7).
<дата> С. обратился с заявлением к главе администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга о выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на семью из пяти человек, ссылаясь при этом на положения пунктов 2 и 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 34).
Письмом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от <дата> за N <дата> С. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что семья заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана и на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма не состоит, тогда как в силу законодательства Санкт-Петербурга нуждаемость заявителя в предоставлении жилых помещений является обязательным условием для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. В этом же письме администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга отмечено, что обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи С. составляет <...> кв. м, что превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" для граждан проживающих в отдельных квартирах - 9,00 кв. м (л.д. 32 - 33).
Рассматривая вопрос об обоснованности поданного в суд заявления суд первой инстанции признал обстоятельства, указанные администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга в качестве основания отказа в предоставлении земельного участка, обоснованными, и кроме того, указал, что решение о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 принимает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, но не районная администрация.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
09 ноября 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".
Согласно статье 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей обладают правом на приобретение бесплатно в собственность для индивидуального жилищного или дачного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению которыми переданы Санкт-Петербургу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга (далее - земельные участки), в случаях и порядке, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга. Земельные участки предоставляются гражданам в случае, если граждане имеют трех и более детей (в том числе находящихся под опекой или попечительством, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними и являющихся членами семьи указанных граждан, имеют место жительства в Санкт-Петербурге и не лишены родительских прав в отношении указанных детей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из даты подачи гражданами заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с учетом положения пункта 3 настоящей статьи.
Таким образом, согласно приведенным выше нормам права, нуждаемость гражданина в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или в улучшении жилищных условий, определяемая в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" и Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", является обязательным условием для включения гражданина Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в списки граждан, подавших заявление о предоставлении участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подачи гражданами Российской Федерации, имеющими трех и более детей, заявлений о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 (Приложение N 3), администрация района отказывает в приеме заявления в следующих случаях:
- гражданин не отвечает требованиям, установленным в Законе Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей";
- гражданином не представлены документы, необходимые для предоставления земельного участка, определенные в пункте 1 данного Порядка подачи заявлений.
С. не оспаривает того обстоятельства, что он, а также члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Правильность суждений заместителя главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, изложенных в письме от <дата> N <...>, о том, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи С. превышает учетную норму, установленную Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", заявителями в суде первой инстанции также не оспаривалась.
Довод заявителей об том, что положения пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 не соответствуют статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и существенно ограничивают право многодетных семей на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, нельзя признать обоснованным.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право определять случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Пункт 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 710-136 в установленном законом порядке не признан недействительным.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2013 года по гражданскому делу N 2-276/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу С., С., С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С., С., С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)