Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-14530/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. N А33-14530/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судей Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющих организацию видеоконференц-связи, Ражковым Р.А., Рудовой Л.А., секретаря судебного заседания Алексеевой Д.В., помощника судьи Мельниковой Е.Б.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Олеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "СКИЛД" Алексеева Анатолия Николаевича (доверенность от 10.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2012 года по делу N А33-14530/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Калашникова К.Г., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "СКИЛД" (ОГРН 1022402301206) (далее - ООО ПКФ "СКИЛД", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290) (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 25.06.2012 N 9 и обязании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю повторно рассмотреть заявление от 06.06.2012 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:13 в размере его рыночной стоимости, установленной предоставленным отчетом N З.01.12 "Об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 5016,69 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, 58".
Определением от 16.10.2012 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Комиссия).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2013 года, признано незаконным решение Комиссии от 25.06.2012 N 9. Суд обязал Комиссию восстановить нарушенные права ООО ПКФ "СКИЛД" путем повторного рассмотрения заявления от 06.06.2012 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:13 и принять соответствующее решение. С Управления Росреестра по Красноярскому краю в пользу общества взыскано 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Комиссия, созданная при Управлении, не должна определять процессуальное положение управления как ответчика при рассмотрении споров о признании незаконными решений, принимаемых Комиссией. Управление и Комиссия два независимых друг от друга самостоятельных органа, обладающие различной компетенцией.
Также заявитель жалобы оспаривает обоснованность взыскания судом судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Управления подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комиссия о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направила.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2013 года рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 13 июня 2013 года до 15 часов 00 минут.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700264:13, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, 58.
Постановлением правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:13 в размере 27 017 133 рублей 16 копеек.
Общество 06.06.2012 обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:13 на основании отчета общества с ограниченной ответственностью аудиторская консультационная компания "Аудит-Центр" (далее - ООО АКК "Аудит-Центр") от 11.05.2012 N З.01.12. К заявлению обществом приложен необходимый пакет документов.
В материалы дела представлен отчет N З.01.12 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 5 016 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, 58, подготовленный ООО АКК "Аудит-Центр" в соответствии с содержанием которого, рыночная стоимость земельного участка, площадью 5 016 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Затонская, 58 на 01.01.2011 составляет 19 030 000 рублей.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю от 21.06.2012 по заявлению ООО ПКФ "СКИЛД" следует, что комиссия в процессе рассмотрения отчета N З.01.12 пришла к выводу о его несоответствии требованиям пункта 14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1).
25 июня 2012 года Комиссией по заявлению общества принято решение N 9 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении его рыночной стоимости в размере 19 030 000 рублей в связи с несоответствием отчета N З.01.12 требованиям пункта 14 ФСО N 1.
Не согласившись с решением от 25.06.2012 N 9, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое решение противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражные суды при рассмотрении дела обоснованно руководствовались нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Из пункта 1 указанного положения следует, что Управление Росреестра по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители) (часть 1).
Порядок создания и работы комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, и, соответственно, ее территориальные органы.
Пунктом 2 типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.02.2011 N 69, предусмотрено, что комиссия состоит из членов комиссии. Председателем комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем территориального органа уполномоченного федерального органа; заместителем председателя комиссии назначается член комиссии, являющийся представителем органа кадастрового учета.
Согласно пунктам 3, 13 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, Управление Росреестра по Красноярскому краю является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах. Управление является получателем средств федерального бюджета.
Комиссия была создана при Управлении Росреестра по Красноярскому краю как орган осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке приказом Управления от 21.11.2011 N П/453.
Кроме того, пунктом 9 типовых требований от 22.02.2011 предусмотрено, что техническое обеспечение работы комиссии возлагается на территориальный орган уполномоченного федерального органа на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также из правового статуса Комиссии не следует, что Комиссия обладает собственным имуществом, имеет расчетный счет.
Исходя из оценки установленных обстоятельств дела суды двух инстанция пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения приведенным нормам материального права.
С учетом изложенного выводы судов о процессуальном положении Управления как ответчика по настоящему делу, являются правильными.
Обжалуя судебные акты, Управление не соглашается с взысканием с него судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Суд кассационной инстанции отклоняет указанный довод заявителя кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Подобная правовая позиция отражена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Исходя из изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций в части распределения судебных расходов соответствуют нормам материального права, а также требованиям процессуального законодательства, а иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права при распределении судебных расходов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 ноября 2012 года по делу N А33-14530/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)