Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-10619/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. по делу N 33-10619/2011


Судья: Бакаева Ю.В.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.,
судей Набок Л.А. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 августа 2011 года, которым постановлено:
"Заявление Л. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара исх. N N от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 327, 0 кв. м, согласно обращению Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N
Обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самара утвердить и направить в адрес Л. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 327,0 кв. м, согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., представителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара С. в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия,

установила:

Представитель Л. - Е., действующий на основании доверенности, обратился в суд с заявлением о признания отказа заинтересованного лица N N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ Л., основываясь на требованиях ЗК РФ, Закона Самарской области "О земле", Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2006 г. N 74 обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 327,00 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый квартал N, под садоводство. В приложении к заявлению о предоставлении был приложен требуемый в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.01.2006 г. N 74 пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента архитектуры и строительства городского округа Самара было направлено обращение, содержащее просьбу об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 327,00 кв. м, расположенного по адресу: <...>. ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый под садоводство земельный участок включается в состав иного земельного участка, о предоставлении которого под цели строительства ходатайствовало в ДД.ММ.ГГГГ году юридическое лицо - <...> В качестве второго основания для отказа заинтересованным лицом было указано, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж 1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2).
Считает, что данный отказ является незаконным, так как согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N (о предоставлении сведений) на запрос Л. испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2). В соответствии с Постановлением Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001 "Об утверждении правил застройки и землепользования", разрешенными видами использования земельных участков в зоне Ж-2 кроме прочих, являются: выращивание сельскохозяйственных культур-цветов, овощей, фруктов, а также устройство теплиц и оранжерей. Таким образом, вид использования испрашиваемого земельного участка соответствует разрешенному виду использования земельных участков в зоне Ж-2. Земельный участок площадью 327,00 кв. м о предоставлении которого ходатайствовал Л. на момент принятия заинтересованным лицом решения об отказе, был свободен от прав третьих лиц. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о регистрации прав на земельный участок площадью 327,00 кв. м, расположенный по адресу: <...> отсутствуют. Указание на частичное вхождение испрашиваемого земельного участка в зону "Р2" неправомерно. Решение Думы г.о. Самара от 15.07.2010 N 951 вступило в законную силу с момента официального опубликования, то есть не ранее 16.09.2010 г., между тем, Л. обратился в Министерство за предоставлением земельного участка ДД.ММ.ГГГГ(заявление N то есть, также до вступления в законную силу решения Думы N 951. Министерство обратилось в Департамент с просьбой утвердить схему расположения земельного участка, испрашиваемого Л. ДД.ММ.ГГГГ, то есть также до вступления в законную силу решения Думы N 951. Срок, установленный законом, для принятия решения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара истек до вступления в законную силу решения Думы N 951. При принятии решения об отказе в формировании земельного участка Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара был обязан руководствоваться Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, согласно которых, испрашиваемый Л. земельный участок площадью 327 кв. м, расположенный по адресу: <...> находится в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, представитель Л. просил суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры и строительства г.о. Самара исх. N N от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 327,00 кв. м, согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N и обязать Департамент архитектуры и строительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав Л., а именно: обязать утвердить и направить в адрес Л. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 327,00 кв. м, согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 27.01.2011 г. в удовлетворении заявления Л. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 01.03.2011 года решение суда оставлено без изменения.
Определением Промышленного районного суда г. Самары от 05.08.2011 г. решение Промышленного районного суда г. Самары от 27.01.2011 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
При новом рассмотрении дела судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного
участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Пунктом 2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара" установлено, что исполнительным органом государственной власти полномочным предоставлять земельные участки для целей, не связанных со строительством в городском округе Самара, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Л. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 327,0 кв. м для ведения садоводства.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, Министерство имущественных отношений Самарской области 11.08.2010 г. направило в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара обращение, согласно которому просило утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка(л.д. 16).
В соответствии с п. п. 2.5, 2.6 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (ред. От 04.03.2009) "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Судом установлено, что Заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <...>, было отказано. В качестве основания для отказа послужило то, что в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара поступило обращение из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N N по заявлению <...> формировании земельного участка под строительство ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов в границах <...> Испрашиваемый земельный участок Л. площадью 327,00 кв. м входит в границы, заявленные под строительство ресторана, кафе, универсальных развлекательных комплексов, аттракционов. В качестве второго основания для отказа заинтересованным лицом было указано, что испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах: в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж 1-2) и в зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений защитного назначения (Р2).
Суд пришел к правильному выводу о том, что отказ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в согласовании границ земельного участка по данному основанию является незаконным по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок площадью 327,00 кв. м, о предоставлении которого ходатайствовал Л. на момент подачи заявления в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка был свободен от прав третьих лиц, так как на обращение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Департаментом был направлен ответ, о том, что выбор земельного участка, испрашиваемого " не может быть осуществлен, поскольку земельный участок находится в трех зонах, а именно Р-2, Ж-2, ПК-1. Впоследствии, " обратилось в Министерство с тремя заявлениями о предоставлении земельных участков дифференцировав их по соответствующим зонам, что, как правильно указал суд, свидетельствует о том, что Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара фактически было отказано в выборе земельного участка под строительство.
Судом установлено, что в настоящее время действуют Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Постановлением Самарской губернской думы N 61 от 26.04.2001 г., так как определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 г. решение Думы г.о. Самара N 951 от 15.07.2010 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о. Самара" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия.
Судом установлено, что на момент обращения Л. в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения садоводства, испрашиваемый им земельный участок полностью находился в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-2), в соответствии с вышеуказанными Правилами землепользования основными разрешенными видами разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-2 (зона малоэтажной смешанной жилой застройки) является использование, в том числе, под сады и огороды.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ Департаментом архитектуры и строительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 327,0 кв. м, оспариваемый Л., не соответствует закону и нарушает право заявителя на рассмотрение его обращения Министерством имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка в собственность.
В связи с чем, суд обоснованно обязал Департамент архитектуры и строительства г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 327, 0 кв. м, согласно обращения Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N
Доводы кассационной жалобы о законности действий заинтересованного лица в связи с тем, что на момент принятия департаментом оспариваемого решения заинтересованное лицо обязано было руководствоваться утвержденными решением Думы городского округа Самары N 951 от 15.07.2010 года Правилами землепользования и застройки городского округа Самары, суд правильно не принял во внимание, указав, что указанное решение Думы, как противоречащее федеральному законодательству, признано недействующим с момента его принятия, что исключает применение указанных Правил землепользования к каким-либо правоотношениям, в том числе, и к возникшим на дату вынесения Департаментом оспариваемого заключения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 августа 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)