Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик: Шумилов А.А.
Судья: Гусев Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Савельевой Г.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Д.Т., К. о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе заявителей Д.Т. и К. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Д.Т., К. о признании незаконным и недействительным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером N по договору купли-продажи от 26 октября 2012 года между Д.Т. и К. и понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером N за К. и выдать ей свидетельство о праве собственности на земельный участок отказать.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
установила:
Д.Т. и К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером N и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Свои требования они мотивировали следующим.
26 октября 2012 года между Д.Т. (продавец) и К. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, с разрешенным использованием: "для ведения дачного хозяйства", расположенного по адресу: <данные изъяты>.
11 декабря 2012 года договор со всеми необходимыми документами был представлен в Моргаушский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, который сначала приостановил, а затем - 24 января 2013 года отказал в регистрации перехода собственности на земельный участок к покупателю на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по мотивам непредоставления заявителем отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от преимущественного права покупки земельного участка.
Между тем земельный участок, принадлежащий продавцу на праве собственности, имеет вид разрешенного использования "ведение дачного хозяйства", и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики не имеет преимущественного права на покупку такого участка, поскольку статьей 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" такое право у субъекта федерации предусмотрено лишь в отношении сделок с земельными участками категории "земли сельскохозяйственного назначения" и вида разрешенного использования "сельскохозяйственное производство".
Ссылаясь на ст. ст. 35 - 36 Конституции РФ, ст. ст. 209 и 421 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Земельного кодекса РФ заявители просили признать отказ в регистрации перехода права собственности на участок незаконным.
В судебном заседании заявитель Д.Т. и представитель заявителей Д.Т. и К. - Д.А. поддержали заявленные требования, указав, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для дачного хозяйства" не изменен до настоящего времени.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике К.Е. просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку отказ в регистрации прав является законным и обоснованным. В ходе проведенной регистратором экспертизы правоустанавливающих документов установлено, что 28.12.2011 г. в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности Д.Т. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, образованный из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <данные изъяты>. При рассмотрении заявлений о регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок было установлено, что указанный участок был образован из различных земельных участков, путем выдела из состава земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельскохозяйственных угодий и имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Впоследствии разрешенное использование данных земельных участков на основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 23.10.2009 N действительно было изменено "для дачного хозяйства", однако постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 13.08.2010 это постановление было отменено. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером N на данный момент сохранил прежний вид разрешенного использования "сельскохозяйственное производство". А для перехода права собственности на земельные участки данного вида требуется соблюдение права преимущественного выкупа земель субъектом Российской Федерации. Документов о том, что субъект Российской Федерации отказался от преимущественного права покупки спорного земельного участка регистратору предоставлено не было, поэтому в регистрации перехода права собственности земельного участка было отказано правомерно.
Заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений ЧР своего представителя в судебное заседание не направило. В адресованном суду отзыве Министерство поддержало позицию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Заинтересованные лица - администрация Моргаушского района ЧР и ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЧР своих представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное заявителями Д.Т. и К. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Выслушав заявителя Д.Т., представителя заявителей Д.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства имущественных и земельных отношений ЧР В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике К.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям статьи 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N образован из земельного участка с кадастровым номером N, который, в свою очередь, образован из земельных участков с кадастровыми номерами: N.
Указанные земельные участки были образованы путем выдела из состава земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельскохозяйственных угодий и имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
На основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 23.10.2009 N вид разрешенного использования данных земельных участков было изменен на "дачное хозяйство".
Однако постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики N от 13.08.2010 отменено ранее изданное постановление от 23.10.2009 года, и земельный участок с кадастровым номером N сохранил прежний вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
28.12.2011 года в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности Д.Т. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
11.12.2012 года в Моргаушский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике обратились Д.Т. и К. с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2012 года.
24.01.2013 года Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике сообщило заявителям об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом по основанию, предусмотренному абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
Разрешая заявление Д.Т. и К., суд первой инстанции признал отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР в регистрации права собственности обоснованным, отвечающим требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Выводы суда являются правильными, основанными на нормах материального права и обстоятельствах, установленных по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В статье 20 этого же закона содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Согласно пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, правовой режим образуемого земельного участка совпадает с правовым режимом исходного земельного участка.
Как видно из материалов дела, договор купли-продажи от 26.10.2012 года был заключен заявителями с нарушением прав преимущественной покупки земельного участка.
Учитывая, что в регистрирующий орган не были представлены документы, подтверждающие соблюдение требований ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у государственного регистратора не имелось законных оснований для осуществления государственной регистрации перехода права на земельные участки.
В связи с этим суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований Д.Т. и К.
Ссылки апелляционной жалобы на то обстоятельство, что вид разрешенного использования в свидетельстве о государственной регистрации прав и кадастровом паспорте сохранился как "дачное хозяйство", не могут служить основанием к отмене решения, поскольку постановление районной администрации, послужившее основанием к изменению вида разрешенного использования, впоследствии отменено.
Кроме того, поскольку спорный земельный участок имеет статус сельхозугодий, независимо от наличия или отсутствия публичных слушаний (на что ссылаются заявители) изменение вида разрешенного использования без изменения категории земель - земли сельскохозяйственного назначения - не допускается (ст. ст. 8, 77, 79 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).
Ссылки жалобы на нарушение судом сроков рассмотрения дела на законность самого решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку установленных судом обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые нуждаются в дополнительной проверке, и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Д.Т. и К. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2300/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N 33-2300/2013
Докладчик: Шумилов А.А.
Судья: Гусев Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Савельевой Г.В.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Д.Т., К. о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок, поступившее по апелляционной жалобе заявителей Д.Т. и К. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Д.Т., К. о признании незаконным и недействительным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером N по договору купли-продажи от 26 октября 2012 года между Д.Т. и К. и понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в течение одной недели со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером N за К. и выдать ей свидетельство о праве собственности на земельный участок отказать.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
установила:
Д.Т. и К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером N и возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Свои требования они мотивировали следующим.
26 октября 2012 года между Д.Т. (продавец) и К. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, с разрешенным использованием: "для ведения дачного хозяйства", расположенного по адресу: <данные изъяты>.
11 декабря 2012 года договор со всеми необходимыми документами был представлен в Моргаушский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, который сначала приостановил, а затем - 24 января 2013 года отказал в регистрации перехода собственности на земельный участок к покупателю на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по мотивам непредоставления заявителем отказа Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от преимущественного права покупки земельного участка.
Между тем земельный участок, принадлежащий продавцу на праве собственности, имеет вид разрешенного использования "ведение дачного хозяйства", и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики не имеет преимущественного права на покупку такого участка, поскольку статьей 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" такое право у субъекта федерации предусмотрено лишь в отношении сделок с земельными участками категории "земли сельскохозяйственного назначения" и вида разрешенного использования "сельскохозяйственное производство".
Ссылаясь на ст. ст. 35 - 36 Конституции РФ, ст. ст. 209 и 421 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Земельного кодекса РФ заявители просили признать отказ в регистрации перехода права собственности на участок незаконным.
В судебном заседании заявитель Д.Т. и представитель заявителей Д.Т. и К. - Д.А. поддержали заявленные требования, указав, что вид разрешенного использования спорного земельного участка - "для дачного хозяйства" не изменен до настоящего времени.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике К.Е. просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку отказ в регистрации прав является законным и обоснованным. В ходе проведенной регистратором экспертизы правоустанавливающих документов установлено, что 28.12.2011 г. в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности Д.Т. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, образованный из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <данные изъяты>. При рассмотрении заявлений о регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок было установлено, что указанный участок был образован из различных земельных участков, путем выдела из состава земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельскохозяйственных угодий и имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Впоследствии разрешенное использование данных земельных участков на основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 23.10.2009 N действительно было изменено "для дачного хозяйства", однако постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 13.08.2010 это постановление было отменено. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером N на данный момент сохранил прежний вид разрешенного использования "сельскохозяйственное производство". А для перехода права собственности на земельные участки данного вида требуется соблюдение права преимущественного выкупа земель субъектом Российской Федерации. Документов о том, что субъект Российской Федерации отказался от преимущественного права покупки спорного земельного участка регистратору предоставлено не было, поэтому в регистрации перехода права собственности земельного участка было отказано правомерно.
Заинтересованное лицо - Министерство имущественных и земельных отношений ЧР своего представителя в судебное заседание не направило. В адресованном суду отзыве Министерство поддержало позицию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Заинтересованные лица - администрация Моргаушского района ЧР и ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЧР своих представителей в судебное заседание не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное заявителями Д.Т. и К. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Выслушав заявителя Д.Т., представителя заявителей Д.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства имущественных и земельных отношений ЧР В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике К.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно положениям статьи 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не нарушены.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N образован из земельного участка с кадастровым номером N, который, в свою очередь, образован из земельных участков с кадастровыми номерами: N.
Указанные земельные участки были образованы путем выдела из состава земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельскохозяйственных угодий и имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
На основании постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 23.10.2009 N вид разрешенного использования данных земельных участков было изменен на "дачное хозяйство".
Однако постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашской Республики N от 13.08.2010 отменено ранее изданное постановление от 23.10.2009 года, и земельный участок с кадастровым номером N сохранил прежний вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство.
28.12.2011 года в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности Д.Т. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
11.12.2012 года в Моргаушский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике обратились Д.Т. и К. с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на вышеназванный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.10.2012 года.
24.01.2013 года Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике сообщило заявителям об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом по основанию, предусмотренному абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации прав.
Разрешая заявление Д.Т. и К., суд первой инстанции признал отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР в регистрации права собственности обоснованным, отвечающим требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Выводы суда являются правильными, основанными на нормах материального права и обстоятельствах, установленных по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В статье 20 этого же закона содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
Согласно пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, правовой режим образуемого земельного участка совпадает с правовым режимом исходного земельного участка.
Как видно из материалов дела, договор купли-продажи от 26.10.2012 года был заключен заявителями с нарушением прав преимущественной покупки земельного участка.
Учитывая, что в регистрирующий орган не были представлены документы, подтверждающие соблюдение требований ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у государственного регистратора не имелось законных оснований для осуществления государственной регистрации перехода права на земельные участки.
В связи с этим суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований Д.Т. и К.
Ссылки апелляционной жалобы на то обстоятельство, что вид разрешенного использования в свидетельстве о государственной регистрации прав и кадастровом паспорте сохранился как "дачное хозяйство", не могут служить основанием к отмене решения, поскольку постановление районной администрации, послужившее основанием к изменению вида разрешенного использования, впоследствии отменено.
Кроме того, поскольку спорный земельный участок имеет статус сельхозугодий, независимо от наличия или отсутствия публичных слушаний (на что ссылаются заявители) изменение вида разрешенного использования без изменения категории земель - земли сельскохозяйственного назначения - не допускается (ст. ст. 8, 77, 79 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).
Ссылки жалобы на нарушение судом сроков рассмотрения дела на законность самого решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку установленных судом обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые нуждаются в дополнительной проверке, и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Д.Т. и К. на решение Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)