Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 18.09.2013 N ВАС-12492/13 ПО ДЕЛУ N А58-119/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N ВАС-12492/13

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Г.Д. Пауля, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В., г. Якутск о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.04.2013 по делу N А58-119/2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2013 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Слепцовой А.В. к Якутской городской думе о признании недействующим решения Якутской городской Думы от 20.12.2012 N РЯГД-51-8 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год" (далее - решение Думы) в части пунктов 5.3 и 5.11 приложения N 2, пункта 2 приложения N 3 как несоответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Окружная администрация города Якутска.
Суд

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.04.2013 решение Думы в оспариваемой части признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов, предприниматель просит их отменить, указывая на нарушение судами единообразия в толковании и практике применения норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что суды необоснованно признали оспариваемые ставки арендной платы, установленные решением Думы, не противоречащими правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что оспариваемыми пунктами 5.3, 5.11 приложения N 2 к решению Думы утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, занятые торговыми киосками, торговыми павильонами и другими некапитальными объектами торговли, в том числе торговыми палатками, автофургонами, лотками сезонной торговли и иными торговыми объектами, в размере 18%; за земельные участки под благоустройство прилегающей территории в размере 0,8%.
Пунктом 2 приложения 3 к решению Думы утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", согласно которому арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков в случае, если земельный участок предоставлен в аренду юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю.
Признавая вышеназванные нормы соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и наличие у Думы соответствующих полномочий, суды исходили из следующего.
В соответствие с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регулирование арендной платы за земельные участки, в том числе федеральной собственности, осуществляется в нормативном порядке.

Постановлением N 26 органам местного самоуправления рекомендовано утвердить в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сроки внесения арендной платы; льготы по арендной плате за земельные участки в части, поступающей в бюджет соответствующего муниципального образования; утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения - по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 N П/49 (приложения 1 и 2).
Пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка, и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о наличии у Думы полномочий по установлению оспариваемых ставок арендной платы.
Оценивая доводы предпринимателя о несоответствии размера вышеназванных ставок установленным Постановлением N 582 принципам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, суды признали их несостоятельными. При этом суды исходили из того, что при принятии оспариваемого в части решения Дума руководствовалась принципом экономической обоснованности, а базовые ставки арендной платы на 2013 год не изменены по сравнению с аналогичными ставками на 2012 год, законность установления которых подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А58-1806/2012 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). Противоречий с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, не усматривается.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, являлись предметом исследования в судах нижестоящих инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А58-119/2013 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2013 отказать.

Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ

Судья
Г.Д.ПАУЛЬ

Судья
Г.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)