Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Радюгиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: открытого акционерного общества "Измеритель" (ОГРН 1026701422076, ИНН 6731036814, ул. Бабушкина, д. 5, г. Смоленск, 214020) - Бежко А.Б. (дов. от 17.01.2013 N 197), Климовой Е.А. (дов.от 09.01.2013 N 254),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (ОГРН 1096731006855, ИНН 6730082487, пл. Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пер. Никольский, д. 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
ЗАО "Измеритель-Авто" (ул. Бабушкина, д. 5, г. Смоленск, 214020) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 (судьи Каструба М.В., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А62-2919/2012,
установил:
открытое акционерное общество "Измеритель" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Смоленской области) о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Смоленской области, связанных с отказом обществу в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, и обязании Управления в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области принять решение о предоставлении за плату в собственность ОАО "Измеритель" указанного земельного участка на условиях предусмотренных законодательством РФ действовавшим на 06.09.2011, а также подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), ЗАО "Измеритель-Авто".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Действия Управления, связанные с отказом ОАО "Измеритель" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества в Смоленской области устранить допущенные нарушения прав общества.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Смоленской области просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 и отказать в удовлетворении требований общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Измеритель" считает решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции правомерными, а кассационную жалобу ТУ Росимущества в Смоленской области просит оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Измеритель" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030904:25, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной зоны, площадью 155087 кв. м, адрес (местоположение): Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области 19.01.2011 N 6700/301/2012-2228, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030904:25 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
31.08.2011 ОАО "Измеритель" обратилось в ТУ Росимущества в Смоленской области с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:0025, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Письмом от 10.01.2012 N 04-17/КС ТУ Росимущества в Смоленской области сообщило обществу, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что основной вид деятельности общества, указанный в уставе - разработка оборонной продукции. Согласно п. 2 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных приказом Президента Российской Федерации от 24.01.1998 года N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" объектами оборонной промышленности являются предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники и снаряжения.
Считая действия ТУ Росимущества в Смоленской области, связанные с отказом обществу в части приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина незаконными, ОАО "Измеритель" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Доводы кассационной жалобы ТУ Росимущества в Смоленской области, касающиеся отсутствия полномочий по принятию решений и заключению договоров купли-продажи в отношении приватизируемых земельных участков является несостоятельными в силу следующего.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Указанные полномочия оговорены и в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемому земельному участку.
Ссылка Федерального агентства по управлению государственным имуществом на то, что общество осуществляет разработку оборонной продукции правомерно отклонена судебной коллегией апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что, учитывая указанные нормы права, ТУ Росимуществом в Смоленской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что данный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте, либо его приватизация запрещена федеральным законом.
Также судами исследованы и оценены представленные заявителем по делу доказательства, свидетельствующие отсутствие у общества статуса "стратегического предприятия и стратегического акционерного общества".
Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" общество исключено из перечня стратегических предприятий и в выписке из ЕГРЮЛ от 02.04.2012 N 4320 не содержится разрешенных ОАО "Измеритель" видов деятельности, относящихся к производству оборонной продукции.
С учетом изложенного, указание на изготовление оборонной продукции в уставе общества не свидетельствует о том, что испрошенный земельный участок относится в соответствии с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации к землям обороны и безопасности.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела копии кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 19.01.2012 ограничений в отношении спорного земельного участка не установлено.
Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А62-2919/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Е.Н.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А62-2919/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А62-2919/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Радюгиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: открытого акционерного общества "Измеритель" (ОГРН 1026701422076, ИНН 6731036814, ул. Бабушкина, д. 5, г. Смоленск, 214020) - Бежко А.Б. (дов. от 17.01.2013 N 197), Климовой Е.А. (дов.от 09.01.2013 N 254),
от заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (ОГРН 1096731006855, ИНН 6730082487, пл. Ленина, д. 1, г. Смоленск, 214008) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пер. Никольский, д. 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
ЗАО "Измеритель-Авто" (ул. Бабушкина, д. 5, г. Смоленск, 214020) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 (судья Алмаев Р.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 (судьи Каструба М.В., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) по делу N А62-2919/2012,
установил:
открытое акционерное общество "Измеритель" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Смоленской области) о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Смоленской области, связанных с отказом обществу в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, и обязании Управления в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области принять решение о предоставлении за плату в собственность ОАО "Измеритель" указанного земельного участка на условиях предусмотренных законодательством РФ действовавшим на 06.09.2011, а также подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), ЗАО "Измеритель-Авто".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Действия Управления, связанные с отказом ОАО "Измеритель" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества в Смоленской области устранить допущенные нарушения прав общества.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Смоленской области просит отменить решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 и отказать в удовлетворении требований общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Измеритель" считает решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции правомерными, а кассационную жалобу ТУ Росимущества в Смоленской области просит оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Измеритель" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0030904:25, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной зоны, площадью 155087 кв. м, адрес (местоположение): Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области 19.01.2011 N 6700/301/2012-2228, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030904:25 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
31.08.2011 ОАО "Измеритель" обратилось в ТУ Росимущества в Смоленской области с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:0025, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
Письмом от 10.01.2012 N 04-17/КС ТУ Росимущества в Смоленской области сообщило обществу, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на то, что основной вид деятельности общества, указанный в уставе - разработка оборонной продукции. Согласно п. 2 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных приказом Президента Российской Федерации от 24.01.1998 года N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" объектами оборонной промышленности являются предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники и снаряжения.
Считая действия ТУ Росимущества в Смоленской области, связанные с отказом обществу в части приватизации земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030904:25, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Бабушкина незаконными, ОАО "Измеритель" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч. 4 ст. 200 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Доводы кассационной жалобы ТУ Росимущества в Смоленской области, касающиеся отсутствия полномочий по принятию решений и заключению договоров купли-продажи в отношении приватизируемых земельных участков является несостоятельными в силу следующего.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Указанные полномочия оговорены и в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемому земельному участку.
Ссылка Федерального агентства по управлению государственным имуществом на то, что общество осуществляет разработку оборонной продукции правомерно отклонена судебной коллегией апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из положений статьи 27, пункта 4 статьи 28, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, основаниями для отказа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений являются изъятие земельного участка из оборота, ограничение земельного участка в обороте, резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Законом не предусмотрено иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что, учитывая указанные нормы права, ТУ Росимуществом в Смоленской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что данный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте, либо его приватизация запрещена федеральным законом.
Также судами исследованы и оценены представленные заявителем по делу доказательства, свидетельствующие отсутствие у общества статуса "стратегического предприятия и стратегического акционерного общества".
Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" общество исключено из перечня стратегических предприятий и в выписке из ЕГРЮЛ от 02.04.2012 N 4320 не содержится разрешенных ОАО "Измеритель" видов деятельности, относящихся к производству оборонной продукции.
С учетом изложенного, указание на изготовление оборонной продукции в уставе общества не свидетельствует о том, что испрошенный земельный участок относится в соответствии с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации к землям обороны и безопасности.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела копии кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на 19.01.2012 ограничений в отношении спорного земельного участка не установлено.
Доказательств обратного заинтересованными лицами не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и признаны несостоятельными, не подтвержденные надлежащими доказательствами.
В соответствии с нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 по делу N А62-2919/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Е.Н.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)